Методологические основания квантово-релятивистской картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

Рост конкретно-научного материала в различных областях естествознания и, как следствие, числа концептуальных моделей реальности, требует от философии использования не только имеющихся в арсенале методологии известных и проверенных временем познавательных средств, но также и разработку новых, отражающих состояние науки сегодняшнего дня. В этом заключается самореализация методологических возможностей философии, которые позволяют философским гипотезам в ходе развития научного познания эволюционировать в гипотезы общенаучные, и далее - в конкретно-научные, имеющие методологическое значение для развития научной теории.

Работа содержит 1 файл

Методологические основания квантово.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Методологические основания квантово-релятивистской картины мира.

 

Рост конкретно-научного материала  в различных областях естествознания и, как следствие, числа концептуальных моделей реальности, требует от философии  использования не только имеющихся  в арсенале методологии известных и проверенных временем познавательных средств, но также и разработку новых, отражающих состояние науки сегодняшнего дня. В этом заключается самореализация методологических возможностей философии, которые позволяют философским гипотезам в ходе развития научного познания эволюционировать в гипотезы общенаучные, и далее - в конкретно-научные, имеющие методологическое значение для развития научной теории. Рассматриваемые в реферате вопросы, связанные, в частности, с введением и анализом конкретно-научных принципов как основы для построения новых концептуальных моделей реальности, имеют методологическое содержание, связанное с критическим пересмотром некоторых элементов существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов в интерпретации предлагаемого к анализу материала. Из всего исторического богатства проблем, изучаемых методологией естествознания ограничимся вопросами, связанными с методологией физической теории, построенной на системе фундаментальных принципов, определяющих структуру и развитие самой теории, динамика которой направлена на достижение некоторого идеала. Проблема формирования идеала и пути его достижения, помимо конкретно-научного содержания, имеет в основании философско-методологический арсенал средств и методов.

Историко-генетическое обоснование рассматриваемых в  реферате проблем, требует краткого экскурса в историю методологии вообще и методологии естествознания в частности.

Как известно, основоположник философской эмпирической методологии, Ф.Бэкон одну из главных задач видел в создании философии экспериментального естествознания, в нахождении критериев, обеспечивающих правильность выводов и обобщений из опытных наблюдений. Все это предполагало разработку определенных методов научного познания, один из которых впоследствии лег в основу современной методологии науки: “.. опыт, который зовется случайным, если приходит сам, и экспериментом, если его отыскивают. Но этот род опыта есть не что другое, как . хождение ощупью. Истинный же метод опыта сначала зажигает свет, потом указывает светом дорогу: он начинает с упорядоченного и систематического опыта, и выводит из него аксиомы, а из построенных аксиом - новые опыты.”

Тем самым, исходя из философских соображений, он вводит экспериментальное обоснование  теории в качестве методологического принципа. Для того, чтобы была возможность проводить определенные обобщения и анализ результатов опыта, Ф.Бэкон формулирует принцип научной индукции и разрабатывает основы индуктивной логики. Рассмотрение индукции как систематизированного метода исследования Бэкон дополнил методами аналогии и исключения, завершив тем самым создание замкнутой методологической системы.

Впоследствии  Р.Декарт, критически пересмотрев (в  рамках дальнейшего развития учения о методах познания) возможности  индуктивного метода, сформулировал свой метод познания - аналитический, существо которого составляет так называемая “всеобщая математика”. Методологию Декарта принято называть рационалистической в отличие от эмпирической методологии Бэкона.

Основы диалектического подхода к построению методологии были заложены Г.Лейбницем, хотя диалектику как основу методологии он отрицал. Он считал, что в то время еще не был найден метод, с помощью которого можно было бы получить из имеющихся данных все выводы5. Между тем только система принципов и всеобщая наука, которая на основе этих принципов научает способу открытия и доказательства, могут открыть истинный путь к познанию мира.

В естествознании с XVII в. начинают играть существенную роль философско-методологические принципы, позволяющие на определенном этапе развития знаний начать строить сравнительно цельные научные картины мироздания, закладывать основы идеи бесконечного приближения к объективной истине на основе механического объяснения природы. В первую очередь, это связано с такими именами как Коперник, Кеплер и Галилей. Галилей провозгласил главенствующую роль причинного объяснения природы, включая подчинение принципу причинности самой науки, и утверждал абсолютную объективность научной истины. Он подошел к анализу природных явлений как наблюдатель, отбросивший традиционные воззрения, что послужило формированию определенного (отказ от априорных схем как методологического требования) стиля научного мышления. Галилей показал, как можно конкретизировать философские идеи в их методологическом качестве применительно к физическому познанию.

Принцип относительности, сформулированный Галилеем, в этом отношении является одним из реализованных  методологических идеалов, положенных в дальнейшем в основание первой научной физической картины мира - механистической. По праву его можно назвать основателем собственно научной методологии конкретного уровня.

Дальнейшее развитие истории философии естествознания связано с абсолютизацией конкретной методологии и распространением ее на все научное познание.

По времени это связано с  переходом от методологической системы  Галилея к системе принципов  И.Ньютона и созданием на этой основе первой физической (механической) исследовательской программы, которая  позволила достигнуть относительного и необходимого концептуального и методологического единства. Ньютон разработал и систематически применял метод, суть которого он выразил следующим образом: “Вывести два или три общих начала движения из явлений и после этого изложить, каким образом свойства и действия всех телесных вещей вытекают из этих явных начал, - было бы очень важным шагом в философии, хотя бы причины этих начал и не были еще открыты”

Синтезировав накопленные и  вновь полученные им знания на соответствующей  методологической и философской основе, Ньютон сформулировал механистический идеал научного знания. Речь идет о постановке проблемы создания на едином методологическом основании единой научной механистической картины мира, охватывающей все многообразие явлений. В ее основания входят фундаментальные понятия и принципы, из которых методом дедукции и с помощью математических средств дифференциального исчисления выводятся следствия - законы теории. Ядром механистической картины мира является лапласовский детерминизм, как логически завершенная в своих принципиальных положениях философско-методологическая система. Не акцентируя внимание на развитие ньютоновской картины мира его последователями, Лагранжем и Гамильтоном, в первую очередь благодаря работам которых механика стала в дальнейшем играть роль базисной теории механической исследовательской программы, продолжим перечисление очередных этапов реализации концепции единства конкретно-научной теории.

Постньютоновский  этап связан прежде всего с построением  Максвеллом единой теории электрических и магнитных взаимодействий. В рамках этой теории попытки дальнейшего расширения представлений классической (ньютоновской) механики на область электромагнитных явлений и возможного их согласования привели не только к разработке новых философско-методологических принципов, что естественно для динамики развития теории, но и показали необходимость существенного обновления основополагающих принципов механики. Тем самым, закладывались основы для построения новой модели единства теории и формирования постньютоновской картины мира.

Революционная ситуация, сложившаяся в естествознании в  начале XX в., связана с появлением двух новых теоретических концепций - квантовой механики и специальной  теории относительности. Как это  часто бывает, в начальный период формирования принципиально новой теоретической концепции (с возможной сменой парадигмы), первыми носителями методологии являются сами создатели. Не являясь представителем какого-либо определенного философского направления, Эйнштейн формировал свою методологическую позицию в процессе осмысления уже сделанного. Этим можно объяснить некоторые его высказывания позитивистского толка в русле методологической линии А.Пуанкаре и Э.Маха, во всяком случае в той ее части, которая касается дедукции, экономии мышления и роли опыта в познании.

Эйнштейн в  процессе анализа полученных результатов  ввел явным образом в методологическую систему новые методы и методологические принципы, например, такие как аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, принцип соответствия и др. Кроме того, как пишут А.Симанов и А.Стригачев, “он сумел гармонично (но не диалектически) сочетать общефизическую методологию с методологией конкретно-научной и методологией уровня теории, где методологическими принципами выступают сами принципы теории, законы, установленные ею, и даже понятийный аппарат теории”

То обстоятельство, что некоторые принципы физической теории могут рассматриваться в  качестве основы для формулирования философских методологических принципов, указывает возможные пути, посредством  которых реализуется органическая взаимообуславливающая связь философии и физики. Посредником здесь выступает «давно уже возникшая в истории науки система общих физических представлений и понятий, называемая физической картиной мира».

Вслед за М.В.Мостепаненко, мы будем понимать под физической картиной мира “идеальную модель природы, включающую в себя наиболее общие понятия, принципы и гипотезы физики и характеризующую определенный исторический этап ее развития”

Данная формулировка предполагает определенный синтез физических знаний, не претендуя при этом на реализацию идеала единой физической теории, сформулированной в рамках этой модели. Объяснение (толкование) явлений, предсказанных и описанных физической теорией, проводится, как правило, в рамках существующей модели реальности. Далее, отмечает М.В.Мостепаненко, “объяснение явлений на основе картины мира отличается от объяснения на основе теории своей большей умозрительностью, качественным характером.

Но такие объяснения бывают очень  полезны и даже необходимы, так как они прокладывают путь для построения новых теорий, которые уже способны дать более строгое объяснение явлений.”

Современная квантово-полевая  ФКМ, формирование которой связано  с появлением в начале века квантовой  механики, продолжает играть существенную роль в построении квантово-полевых релятивистских теорий. Однако в последние годы была осознана необходимость корректировки существующих принципов построения квантово-полевых теорий и, в частности, переход к новым - дискретно-непрерывным - представлениям о пространстве-времени и, тем самым, к формированию на этой основе новой постнеклассической модели реальности. Основными элементами этого формирующегося этапа являются выделение методологических принципов с онтологическим основанием, которые, по степени общности, выходят за рамки любой отдельно взятой физической теории (например, антропный принцип, принцип целесообразности и т.п.), включение гипотез о природе происхождения ФФП в арсенал средств по формированию основ объединенной теории, более глубокий и всесторонний анализ самого понятия единой теории как идеала формирующегося постнеклассического этапа развития физики.


Информация о работе Методологические основания квантово-релятивистской картины мира