Методологические основания философии науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:18, реферат

Описание работы

Сущность философии - в размышлении над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек». Философия выступает в двух ипостасях:
1. Как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру
2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Работа содержит 1 файл

реферат Методологические основания философии науки.docx

— 51.16 Кб (Скачать)

предвидении новых. Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, пичинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности. Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов.Когда в рамках данной теории выявляется противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. В теории выделяют такие существенные моменты: исходную эмпирическую основу (факты, данные эксперимента,); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику теории, допустимые в рамках теории, правила логических выводов и доказательств; совокупность

выведенных утверждений  с их доказательствами; законы наук, а также предвидение.

Различают описательные теории, математизированные,интерпретационные и едуктивные теории. Все уровни локального знания взаимосвязаны: теоретическое знание опирается на эмпирическое, эмпирическое знание оказывается несвободным от теоретических представлений, оно обязательно погружено в некий теоретический контекст, философские представления пронизывают оба уровня, ученые всегда работают на основе некоторых теоретически = х предпосылок, которые определяют общую позицию в исследовании. Методы научного исследования имеют три аспекта: предметно-

содержательный, операциональный и аксиологический. 1. - метод содержателен, эта та же теория, но направленная на познание и преобразование объекта. 2. - зависимость метода от субъекта, уровень научной подготовки специалистов, его умение и опыт. 3. - степень эффективности, надежности, экономичности метода. Вопрос о выборе метода. Методы специальные относятся к знаниям, к соответствующим теориям (метод спектрального анализа, статического моделирования, метод Монте-Карло и т.д.), общенаучные методы --- ко второму уровню знаний. Их объективной основой становятся общеметодологические закономерности познания (метод экспериментов и наблюдений, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.). Универсальные методы характеризуют чел мышление и применимы во всех областях познавательной деятельности. Их основа - общефилософское понимание и мировоззрение, это принципы мышления типа диалектической противоречивости, принципа историзма и т.д. Приемы научного мышления. Анализ и синтез. Анализ есть разложение на части, рассмотрение всех сторон и способов функционирования, синтез - рассмотрение способа связей и отношений частей. порождают в каждой области специальные методы. Абстрагирование и идеализация. Общенаучный прием. Это временное мысленное вычленение из множества свойств и аспектов явления интересующих нас. отвлечение от других свойств и построение идеального объекта типа точки или прямой. Сложный вопрос, дает ли этот метод и каким способом верное представление о действительности? Как он вообще может работать? Здесь же возникает общее понятие о классе предметов. В ходе идеализации кроме абстрагирование еще прием введения новых свойств в объект. Индукция, дедукция, аналогия. Индукция характерна для опытных наук, дает возможность построения гипотез , не дает достоверного знания, наводит на мысль. При этом существуют и отдельные строгие формы индукции как математическая. Дедукция выводит их общих теорем специальные выводы. Дает достоверное знание, если верна посылка. Аналогия - выдвижение гипотез о свойстве объекта на основании его сходства с уже изученным. Требует дальнейшего обоснования. Моделирование. Один объект заменяется другим со схожими свойствами, но не полностью схожими. Позволяет получать выводы об оригинале на основании изучения модели. При этом возможно предметное, физическое, математическое, знаковое, компьютерное моделирование в зависимости от вида модели. Наблюдение эксперимент, измерение в ходе их. Во всех формах организации научного знания осуществляется обобщенное описание действительности, на основе которого более глубоко раскрывается сущность явления и тем самым осуществляется поэтапная редукция в направление от наименее обобщенных ко все более обобщенным формам описания действительности. Несмотря на то, что в научном познании происходит постоянное движение ко все большей обобщенности, вместе с тем мы имеем огромное многообразие различных областей наук и ни в одной области науки это движение не привело к исчезновению и устранению многообразия научных теорий и их редукции к единой теоретической схеме. Сегодня наука представляет собой колоссальное многообразие различных методов познания и значительного количества методологических сследовательских программ. например, различные подходы применяются к исследованию одного и того же явления, в одних случаях рассматриваются одни аспекты, в других --- другие. При этом может быть, что рассматриваются одни аспекты, но характеризуются разными величинами или используются разные методы. Таким образом, дифференциация науки происходит на основе возникновения новых теорий, что связано с более глубоким проникновением в сущность исследуемого объекта. То, что ранее было одной наукой, с течением времени распочковывается на теории, которые развиваются до отдельной науки. Пример математики и физики, где одни специалисты уже вообще не ориентируются в области, где работают другие. Кроме разделения в результате конкретизации классических наук, есть и разделение в методе изучения. В аспекте изучения. Кроме того, по мере развития возникают новый явления, в первую очередь в общ жизни, что приводит к появлению еще большего числа наук, истоки которых уже не приходится искать в прошлом. Примером может служить различная теория систем. Далее, новые науки возникают на стыке традиционных, например, биофизика, биохимия, структурный анализ,

математическая лингвистика. Взаимопроникновение наук приводит к их дифференциации, при этом реализуется новый взгляд на явление или предмет изучения, что позволяет более эффективно использовать данные науки. Интеграция в науке связана прежде всего с унификацией разнообразных методов научного исследования. Разработка методологии науки привела к единому научному стандарту, конечно, эти методы есть уровень абстракции и в каждой конкретной области они имеют собственную объектификацию. Кроме того, есть общенаучные методы типа применения математических методов исследования объектов во всех науках без исключения. Интеграция идет и в плане объединения теория и видения их внутренней взаимосвязи на основе открытия основополагающих принципов бытия. это не означает отмены этих наук, а это лишь более глубокий уровень проникновения в сущность исследуемых явлений ---

создание общих теорий, метатеорий и общих методов доказательства. Происходит объединение наук на принципе нового уровня абстракции, примером чему может опять служить теория систем. Общая характеристика функций философии: говоря обыденным языком, функции философии - это те обязанности, которые предписаны философии самим предметом философского познания. Иначе, функции философии - это обязанности философии перед человеком, если он в познании полагается на философию: как своеобразный алгоритм познания философия должна обеспечить определенный результат познавательной деятельности, к примеру, дать достоверные представления о мире и месте в нем человека. Более строго, мы можем определить понятие "функция" следующим образом: это способ действия, способ проявления активности системы философского знания. В этом смысле, Гете (1749-1832) определял понятие "функция" как "существование, мыслимое нами в действии". Функции философии подразделяются на две группы: мировоззренческие и методологические. Такое деление вытекает из самого определения философии как мировоззрения. Мировоззренческие функции философии: 1. Гуманистическая функция: заключается в преодолении факторов, способствующих духовной деградации личности, которая, в свою очередь, является предпосылкой антропологической катастрофы. В ряду таких факторов отмечаются, в настоящее время, такие как рост специализации во всех отраслях человеческой деятельности, усиление технизации общества, рост анонимного научного знания, что в совокупности складывается в такие черты мировоззрения современного человека как техницизм и сциентизм. Отмеченные черты выражают внутри культурную тенденцию к абсолютизации роли техники и науки в контексте социальной жизни. Отстаивание гуманистического, духовного, собственно человеческого начала как в социальной жизни, в системе культуры, так и в самом человеке, и представляет собственное содержание гуманистической функции философии (А.Швейцер); 2. Социально-аксиологическая функция: представляет систему подфункций, таких как: конструктивно-ценностная - предполагает разработку представлений о ценностях, управляющих как жизнью индивидуума, так и жизнью всего общества (социальный идеал); интерпретаторская – предполагает истолкование социальной действительности; критическая - представляет критику реальных социальных структур, общественных институтов, состояний общества,

социальных действий; 3. Культурно-воспитательная функция: предполагает не только воспитание человека в качестве субъекта культурного пространства и, как следствие, таких его качеств как самокритичность, критичность, но и формирование диалектического мышления; 4. Отражательно-информационная функция: выражает основное назначение специализированного теоретического знания – адекватно отражать свой объект, выявлять его содержательные элементы, структурные связи, закономерности функционирования, способствовать углублению знаний, служить источником достоверной информации о мире, которая аккумулируется в философских понятиях, категориях, общих принципах, законах, образующих целостную систему. Методологические функции философии выражают назначение философии как общеметодологического основания науки:

1. Эвристическая функция: предполагает содействие росту научного знания, создание предпосылок для научных открытий в контексте взаимодействия философского и формально-логического методов, что приводит к интенсивному и экстенсивному изменению философских категорий и, как следствие, к рождению нового знания, имеющего вид прогноза (гипотезы). Необходимо, в этом смысле, отметить, что нет ни одной естественнонаучной теории, создание которой обошлось бы без использования общефилософских представлений о причинности, пространстве, времени и т.п. Доказано, то теории в естественных науках создаются на двойственном базисе - на единстве эмпирического и внеэмпирического. Роль внеэмпирического основания играет философия. Другими словами, философские представления играют конструирующую роль. Общие философские понятия и принципы проникают в естествознание через такие философские отрасли как онтология, гносеология, а также через регулятивные принципы самих частных наук (к примеру, в физике, это принципы наблюдаемости, простоты, соответствия). Таким образом, гносеологические принципы философии играют важную роль не только в становлении теории, но и выполняют роль регулятивов, определяющих процесс ее дальнейшего функционирования. Интересно, что философия влияет на научные теории не как единое целое, а лишь локально - отдельными идеями, понятиями, принципами. Причем, в актах взаимоопределения философии и науки, положение естествоиспытателя гораздо сложнее, чем положение философа. Ученый, на стадии формирования теории, должен принимать точки зрения, не совместимые в одной системе. Философ, напротив, открыв системосозидающий принцип, далее может пользоваться им, интерпретируя данные естественных наук в интересах собственной системы (А.Эйнштейн). Таким образом, эвристическая функция философии, предполагающая применение диалектики как общенаучного метода (диалектики как логики) исследований,

оказывает значительное влияние  на состояние естественнонаучной картины  мира;

2. Координирующая функция:  предполагает координацию методов исследования 

процессе научного поиска. До XX века, в науке отмечалось преобладание аналитического метода. Что привело к необходимости строго соблюдать соотношение: один предмет - один метод. Однако, в XX веке данное соотношение было нарушено. В исследованиях одного предмета используются уже несколько методов и, напротив, в исследовании нескольких предметов - один метод. Потребность в координации методов исследований вызвана не только усложнением традиционной для аналитического метода картины "метод-предмет", но и возникновением ряда негативных факторов, связанных в частности с растущей специализацией ученых. Необходимо в этой связи отметить, что специализация коснулась и философского знания. Можно считать, что время философских систем прошло. То есть философия как система, построенная от начала и до конца одним философом, есть не возобновляемый факт. У современных философов с трудом хватает времени, физических сил и философской техники на разработку одной какой-либо проблемы, имеющей отношении к локальной области философских исследований. В контексте координации методов научных исследований становится актуальной задача определения принципа соответствия применяемых методов друг другу и общей цели исследования. Дело в том, что у каждого метода есть свои фиксированные теоретико-познавательные и логические возможности, создание же комплекса методов позволяет расширить возможности конкретных методов. При этом, учитывая то, что все методы имеют различную эффективность, устанавливается их иерархия в контексте научного исследования. В завершение, необходимо отметить, что философский метод как способ успешного решения научных задач не должен применяться в отрыве от собственной методологии науки, в отрыве от общенаучных и специальных методов;

3.Интегрирующая функция:  предполагает осуществление объединяющей  роли философского знания, определение и устранение дезинтегрирующих факторов, выявление недостающих звеньев научного знания. Процесс формирования отдельных научных дисциплин происходил путем ограничения предмета конкретной науки от предметов других наук. Однако, это привело к разрушению античной научной парадигмы, основным измерением которой было единство научного знания. Изоляционизм как основание кризиса единства науки сохранялся вплоть до XIX века. Данная проблема могла быть решена только при посредстве философских принципов - собственно научных принципов организации знания здесь было не достаточно. Интеграция наук была осуществлена при помощи философского принципа единства мира, в соответствии с которым целостность природы обусловливает целостность знаний о природе. Применение философского принципа единства мира с целью интеграции естественнонаучного знания привело к образованию трех типов наук-интеграторов, осуществляющих "интеграцию по методу": это "переходные" науки, обладающие свойствами сразу нескольких научных дисциплин и связывающие только смежные научные дисциплины; "синтезирующие" науки, объединяющие ряд содержательно далеких наук и "проблемные" науки, возникающие для решения конкретной проблемы и представляющие синтез целого ряда наук. Необходимо отметить, что к "интеграции по методу" относятся математический и философский методы, применение которых в контексте научных исследований дает явления, определяемые понятиями "математизация науки" и "философизация науки". Интегрирующие факторы (частные; общие; наиболее общие), объединяющие научное познание, наиболее общим из которых является философия, можно выстроить в следующий ряд: закон-метод-принцип-теория-идея-метатеория-конкретная наука-метанаука-смежная наука комплексная наука научная картина мира философия. В данном ряду, каждый последующий фактор является интегрирующим для каждого предыдущего;

4. Логико-гносеологическая  функция: предполагает разработку самого философского метода, его нормативных принципов; а также, логико-гносеологическое обоснование понятийных и теоретических структур научного познания, к примеру, общенаучных методов: так, философия применяется для развития системного подхода.

 

3. Заключение                             

Таким образом, принципы философии, будучи применены к построению научных

теорий, включаются в их состав в качестве гносеологического основания. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии и всеобщей методологии – данные потребности обеспечивает диалектика как логика. Это придает практическую значимость общеметодологической функции философии, которая не только задает ориентиры познавательной деятельности, но и оказывает влияние на результат научных исследований. Подводя итог рассмотрению содержания предмета философии и ее основных функций, необходимо отметить, что роль философии не ограничивается собственно сферой познания - философия является не только самым общим интегратором научного знания, но и предельно общим началом, реально объединяющим социокультурное бытие и в частности формирующим его мотивационную сферу.

 

 

 

 

 

 

                      Список используемой литературы                     

1.     Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.

2.     Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная  природа человека:

естественнонаучный и  гуманитарный аспект. Ростов – на –  Дону, 1994.

3.     Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир  современного человека.

М., 1998.

4.     Канке В.А.  Философия. М., 1996.

5.     Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1998.

6.     Мир философии.  В 2-х частях. М., 1991.


Информация о работе Методологические основания философии науки