Метод и система философии Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Работа содержит 1 файл

27.docx

— 19.73 Кб (Скачать)

27. Фс Гегеля (учение об абсолютной идее, логика её развития, диалектика)

 

Метод и система фил-и Гегеля

 

Высшим достижением нем. кл. фил. являлась диалектика Г. великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

 

Исходя из диалектического  положения о единстве сущности и  явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких  непреодолимых преград для познания. “Все что разумно - действительно, а  все что действительно – разумно”. Система Гегеля есть объективный  идеализм.Основой бытия явл-ся абсолютная идея, кот. проходит 3 стадии развития: логики, природы и стадию духа. Отсюда противоречие. Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же основой его явл. абс. дух, а целью - самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават. ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл. сама фил. Гегеля. Т.о., противор. методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Все сущ-щее находится во взаимосвязи, в изменении и развитии как проявление развивающейся абсолют. идеи. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. Рассматривал фил. как эпоху схваченную в мыслях.

 

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в  семье крупного чиновника. Изучал философию  и телеологию в Тюбингенском университете. После его окончания некоторое время работал домашним учителем. В 1801г. защитил докторскую и стал профессором Иенского университета. Первым выдающимся трудом Гегеля является его «феноменология духа» (1806). В 1818 г Гегель был приглашен в Берлинский университет, где он работал профессором, ректором. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. Развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический способ мышления, господствовавший в философии. Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которых лежит мировой разум, абсолютная идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

 

Логика. Предшествует истории  и природе, творит их. Делится на три части: учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность - ступеньки, по которым взбирается понятие, затем предстает во всеобщности  и полноте. В логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных  логических категорий. Отправная точка - чистая абстрактная мысль о бытие  стремится получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое бытие, а определенное бытие. Начинается процесс становления абсолютной идеи. Определенное бытие на след ступеньке  выступает как нечто определенно  сущее или качество. Категория  качества развивается в единстве с категорией количества - мера. Переход  количества в качество, скачкообразность процесса развития, прерывная постепенность. От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним закономерностям - сущности. Здесь закон о взаимопроникновении  противоположностей, их единстве, тождестве  и борьбе. Противоречие есть соотношение  противоположностей, которое нуждается  в разрешении или снятии. Результат  есть снятие противоречия. Противоречия: соотношение основания и следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности  и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления. Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама основание существования. Отвергает представления о непознаваемости  сущности. Та необходимость, с которой  происходит развитие в области бытия  и сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина есть процесс совпадения мысли с  объектом, что достигается в идее. Идея есть безусловное единство понятия  и предмета. Инобытие или природа. Создательница природы - мысль. Ступени  развития природы - механизм, химизм, организм. Природа не есть саморазвитие, а  лишь проявление саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность. Дух - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух - душа или дух в  себе, для себя, как таковой. Объективный  дух - сфера права. Он является свободным  волеизъявлением, а система права - царство свободы. Находит свое выражение  в нравственности и воплощается  в семье, обществе и государстве. Абсолютный дух - вечно действительная истина. Проходит три степени развития: искусство (непосредственная форма  знания абсолютной истины), религия (содержит понятие бога), философия (высшая ступень  развития, полное раскрытие истины). Идея познает саму себя, возвышается  до чистого принципа, соединяя концепцию  абсолютной идеи с ее началом. Тождество  бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и  мышления (против агностицизма Канта). Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем  развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно  от низших форм к высшим. В этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения.

 

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря  качеству. Количество есть внешняя  для бытия определенность, дом  есть дом, большой он или маленький. Прерывное скачкообразное развитие. Закон взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в единстве и  борьбе противоположностей. Закон отрицания  отрицания - развитие не только абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалектического отрицания - не тотальное отрицание, а сохранение положительного.

 

Диалектика Гегеля. Достигнув  некоторой точки, индивидуальное сознание попадает в область чистого мышления, где наступает абсолютное тождество  мышления и бытия. Г. доказывал, что  происхождение многого из единого  может быть предметом рационального  познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. В основе рационального  познания Г. лежит диалектическая логика, заключенная в саморазвитии понятия. Саморазвитие понятия проходит тройственный цикл: утверждение (тезис), отрицание (антитезис), отрицание отрицания или новое  понятие, достигнув которого весь процесс  воспроизводится вновь, но на более  высоком уровне, и так до тех  пор, пока не будет получен высший синтез. Через диалектическое развитие понятий Г. выводил идею "абсолютного  понятия", Ценнейшим приобретением  фил-ии Г. была диалектика, изложенная в "Науке логики". Дал анализ важнейших з-в и категорий диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития-как природы, так и общества, и человеческого мышления-заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования», и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей-процессов в природе и обществе. Диалектика вещей по Гегелю, есть, отраженная, «отчужденная», форма подлинной диалектики, присущей только жизни понятия», или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесссамодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе-через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.

 

Абсолют проникает во все  явления природы и в саму жизнь  общества. Абсолют -некое духовное начало. Его ипостасии: мировой разум, мировой дух, абсолютная идея.

 

Абсолютная идея существует до мира. Абсолютная идея - идея Бога, находится  за пределами мира Гегель - крупнейший диалектик Проблема отчуждения:

 

1. Абсолютная идея отчуждает  себя, т. е. превращается в природу,  её цель и задача -распредмечивание мира (должна пройти в природе различные ступени)

 

2. В духе (история, мышление) абсолютная идея возвращается  к себе. Рассмотрим абсолютную  идею через самоотчуждение. Под отчуждением понимает:

 

1. Возникновение всякой  предметности из духа. Порождение  духом природы и общества. (Опредмечивание (овеществление) - духовно-движущая сила развития природы и общества и распредмечивание).

 

2. Абсолютная идея отчуждает  себя в отношениях между субъектом  и объектом во всякой целесообразной  деятельности человека. Принцип  триады Гегеля:

 

1. Тезис

 

2. Антитезис - противоположность  тезису.

 

3. Синтез - включает все  положительное из тезиса и  антитезиса.

 

Философская система Гегеля рассматривается в 3-х формах:

 

1. В виде чистых логических  сущностей.

 

2. В форме инобытия идей (природа).

 

3. В различных формах  конкретного духа. Части Гегельской философской системы:

 

Логика - наука о чистом понятии или абстрактной идее. Природа - внешняя реальность. Дух  -возвращение идей к самой себя. Наука логики - рассматривает системы законов и категорий, принципы познания. Законы диалектики - законы самопознания, саморазвития абсолютных идей. Сущность вселенной не содержит в себе преград познающему человеческому разуму, она раскрывает свои тайны, разворачивает сущность перед мыслящим человеческим разумом. Единство теории и практики образует абсолютную идею, завершается процесс самопознания абсолютных идей, своей сущности. Достигается вершина логического саморазвития духа.

 

2. Философия природы - вторая  часть системы Гегеля. Гегель  ставит вопрос: "Почему Бог  определил сам себя сотворить  мир?" Природа есть окаменевший  дух, она инобытие идей. Отбрасывает  телеологический принцип построения  мира.

 

3. Философия духа - третья  часть философской системы Гегеля. Достигнув ступени духа, абсолютная  идея преступает к самопознанию. Философия духа включает в  себя:

 

1. Субъективный дух - индивидуальное  сознание. На основе субъективного  духа рассматривает:

 

а). Антропологию - изучает  душу человека, часть духовной деятельности человека связанной с его телесностью. Душа есть нечто всепроникающее, душа истина, идеальность всего материального.

 

б). Феноменологию - душа только сон духа, она просыпается в  сознании человека. На ступени разума человек раскрывает свое тождество  с духовной субстанцией мира. Человек  распредмечивает объективный мир.

 

в). Психология - предмет изучения формы знаний и деятельности человека взятые в отрыве от содержания этой деятельности. Гегель говорит, что восприятие, представление, мышление человека - есть "теоретический дух". Чувства и воля выступают как "практический дух". Содержанием наполняются в сфере субъективного и объективного духа (в искусстве, праве религии, философии.

 

 Философская система  у Гегеля метафизическая. Гегель  утверждает, что "Я говорю устами  Бога". Гегель претендует на  то, что в его философской системе  человечество получило высшее  познание мира, исчерпывающие знание  о мире, а значит процесс познания мира не нужен. Метод у Гегеля диалектический. История - развитие мирового разума. "Народный дух" - единство законов, учреждений, религии, искусства и философии. Вывод, что "дух народа" -носитель мирового духа. Цель всемирной истории - познание мировым духом самого себя.


Информация о работе Метод и система философии Гегеля