Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:12, реферат
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики.
27. Фс Гегеля (учение об абсолютной идее, логика её развития, диалектика)
Метод и система фил-и Гегеля
Высшим достижением нем. кл. фил. являлась диалектика Г. великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
Исходя из диалектического
положения о единстве сущности и
явления, Гегель отверг кантовское учение
о непознаваемости "вещи в себе";
в природе вещей нет никаких
непреодолимых преград для
Выдающимся представителем
немецкой классической философии является
Георг Вильгельм Фридрих
Логика. Предшествует истории
и природе, творит их. Делится на
три части: учение о бытие, о сущности
и о понятии. Бытие и сущность
- ступеньки, по которым взбирается
понятие, затем предстает во всеобщности
и полноте. В логике развитие абсолютной
идеи происходит в форме абстрактных
логических категорий. Отправная точка
- чистая абстрактная мысль о бытие
стремится получить свое содержание
через нечто, что есть уже не чистое
бытие, а определенное бытие. Начинается
процесс становления абсолютной
идеи. Определенное бытие на след ступеньке
выступает как нечто
Основные законы диалектики.
Закон перехода количества в качество.
Вещь есть то, чем она является благодаря
качеству. Количество есть внешняя
для бытия определенность, дом
есть дом, большой он или маленький.
Прерывное скачкообразное развитие.
Закон взаимопроникновения
Диалектика Гегеля. Достигнув некоторой точки, индивидуальное сознание попадает в область чистого мышления, где наступает абсолютное тождество мышления и бытия. Г. доказывал, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. В основе рационального познания Г. лежит диалектическая логика, заключенная в саморазвитии понятия. Саморазвитие понятия проходит тройственный цикл: утверждение (тезис), отрицание (антитезис), отрицание отрицания или новое понятие, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне, и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Через диалектическое развитие понятий Г. выводил идею "абсолютного понятия", Ценнейшим приобретением фил-ии Г. была диалектика, изложенная в "Науке логики". Дал анализ важнейших з-в и категорий диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития-как природы, так и общества, и человеческого мышления-заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования», и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей-процессов в природе и обществе. Диалектика вещей по Гегелю, есть, отраженная, «отчужденная», форма подлинной диалектики, присущей только жизни понятия», или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесссамодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе-через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.
Абсолют проникает во все явления природы и в саму жизнь общества. Абсолют -некое духовное начало. Его ипостасии: мировой разум, мировой дух, абсолютная идея.
Абсолютная идея существует до мира. Абсолютная идея - идея Бога, находится за пределами мира Гегель - крупнейший диалектик Проблема отчуждения:
1. Абсолютная идея отчуждает
себя, т. е. превращается в природу,
её цель и задача -
2. В духе (история, мышление) абсолютная идея возвращается к себе. Рассмотрим абсолютную идею через самоотчуждение. Под отчуждением понимает:
1. Возникновение всякой предметности из духа. Порождение духом природы и общества. (Опредмечивание (овеществление) - духовно-движущая сила развития природы и общества и распредмечивание).
2. Абсолютная идея отчуждает
себя в отношениях между
1. Тезис
2. Антитезис - противоположность тезису.
3. Синтез - включает все положительное из тезиса и антитезиса.
Философская система Гегеля рассматривается в 3-х формах:
1. В виде чистых логических сущностей.
2. В форме инобытия идей (природа).
3. В различных формах конкретного духа. Части Гегельской философской системы:
Логика - наука о чистом понятии или абстрактной идее. Природа - внешняя реальность. Дух -возвращение идей к самой себя. Наука логики - рассматривает системы законов и категорий, принципы познания. Законы диалектики - законы самопознания, саморазвития абсолютных идей. Сущность вселенной не содержит в себе преград познающему человеческому разуму, она раскрывает свои тайны, разворачивает сущность перед мыслящим человеческим разумом. Единство теории и практики образует абсолютную идею, завершается процесс самопознания абсолютных идей, своей сущности. Достигается вершина логического саморазвития духа.
2. Философия природы - вторая
часть системы Гегеля. Гегель
ставит вопрос: "Почему Бог
определил сам себя сотворить
мир?" Природа есть окаменевший
дух, она инобытие идей. Отбрасывает
телеологический принцип
3. Философия духа - третья
часть философской системы
1. Субъективный дух - индивидуальное сознание. На основе субъективного духа рассматривает:
а). Антропологию - изучает
душу человека, часть духовной деятельности
человека связанной с его телесностью.
Душа есть нечто всепроникающее, душа
истина, идеальность всего
б). Феноменологию - душа только сон духа, она просыпается в сознании человека. На ступени разума человек раскрывает свое тождество с духовной субстанцией мира. Человек распредмечивает объективный мир.
в). Психология - предмет изучения формы знаний и деятельности человека взятые в отрыве от содержания этой деятельности. Гегель говорит, что восприятие, представление, мышление человека - есть "теоретический дух". Чувства и воля выступают как "практический дух". Содержанием наполняются в сфере субъективного и объективного духа (в искусстве, праве религии, философии.
Философская система у Гегеля метафизическая. Гегель утверждает, что "Я говорю устами Бога". Гегель претендует на то, что в его философской системе человечество получило высшее познание мира, исчерпывающие знание о мире, а значит процесс познания мира не нужен. Метод у Гегеля диалектический. История - развитие мирового разума. "Народный дух" - единство законов, учреждений, религии, искусства и философии. Вывод, что "дух народа" -носитель мирового духа. Цель всемирной истории - познание мировым духом самого себя.