Место и роль религии в мировоззрении современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:00, доклад

Описание работы

Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение и др.)

Работа содержит 1 файл

Конференция по философии.doc

— 52.50 Кб (Скачать)


 

Место и роль религии в мировоззрении современной молодежи.

 

 

 

...Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенно, и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв.

              Религия является одной из форм общественного сознания.

              Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение и др.)

              В словарях Религия определяется как особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) [1].

Другие определения религии:

                           Одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения [2].

                  Для А.И.Осипова это – организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

              Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

              Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов - политеизм, и по вере в единого бога - монотеизм. Различаются также племенные религии, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. В пределах каждой из этих мировоззренческих картин религиозному сознанию ведомы своя цель и свой смысл существования мира и человека в нем. По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли [3].

Мировоззрение формируют много факторов: семья, друзья, школа, вуз, средства массовой информации, фильмы, книги.

Религия как форма общественного сознания диалектически связана со всеми другими формами и особенно с наукой, этикой, политикой и др.

Исторически шла и идет дискуссия о соотношении веры и знания, от апологетики, схоластики, томизма до неотомизма.

С первых веков существования церкви задачи распространения веры потребовали, прежде всего, выработки преамбул веры, которые заключали в себе истины спасения, доступные для понимания естественного разума. В этом плане показательно сотрудничество философии и веры - вплоть до включения в теологию философских доктрин языческого происхождения, при условии, что последние увязываются с вероучением. Именно так пользовались философией греческие и латинские Отцы Церкви - Аристид, Юстин, Ориген, Григорий Назианзин и Григорий Нисский, Василий и Августин.

«Если естественный разум дал такой обильный урожай знания еще до того, как он был наполнен новым содержанием при помощи христианской добродетели, - говорится в энциклике, - то он даст еще более щедрые всходы после того, как милость Спасителя возобновит и увеличит естественные способности человеческого разума. Как не заметить, что такой способ философствования открывает для веры единый и простой путь?». Таким образом, в энциклике речь идет об использовании рассудка в философских целях, но при этом рассудок не должен лишать себя света веры [4].

По отношению к обществу и отдельным личностям религия выполняет определенные функции.

Мировоззренческая функция  религии — это способ влияния религии на
жизнь людей через мировоззренческие идеи,  которые входят в содержание
религии.
       Культуротранслирующая функция религии — это способ влияния религии
на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.
      Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь
людей через пропаганду нравственных норм.
       Во всех случаях,  функции религии вносят в жизнь людей как положи-
тельные,  так и отрицательные результаты.                                                                                                                      Да, религия  помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом  прошлом.  Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить и сейчас.
       Да, она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением.    
      Однако, религия способствует  отчуждению людей друг от друга по мировоззренческому признаку, к отсутствию толерантности, т.е. терпимости к людям разных религиозных конфессий, недружелюбие, иногда вражда.

Особый интерес вызывает взаимодействие религии с нравственностью. Нравственную сторону религии выражают ее заповеди, направленные не только на любовь к Богу, но и самосовершенствование человека.

В последние десятилетия большое распространение получили различные секты, которые активно вовлекают молодежь.

Многие молодые люди, недостаточно зная все аспекты этого дела, вступают в данные религиозные организации. Это приводит к разрушенным семьям и сломанным жизням.

              Секта — организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.

              Секты оперировали в прошлом и оперируют в настоящее время прежде всего обещаниями исполнения надежд на лучшую жизнь; удовлетворения стремления к гармоническому существованию и, наконец, обещанием спасения души после смерти. Акцент иногда делается на необходимость поиска в себе некой силы и поиска нового смысла жизни. В процесс поиска в себе нового смысла, особенно по отношению к людям, не имеющим этого смысла, возникает заполнение имеющегося в их сознании вакуума информацией, отражающей точку зрения руководителя секты, последний выступает в качестве фальшивого бога. Полное подчинение такому лидеру характерно для тоталитарных сект.

              Тоталитарная секта — это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность).

              Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни [5].

              С точки зрения социологов в России сегодня от 3 до 5 миллионов адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет — 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю, соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций, проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч человек) [6].

              Можно заключить, что образование в современном мире, благодаря её функциям, играет интегративную роль при формировании социальных общностей, формировании взаимодействующей личности.

              Но сегодняшняя ситуация в вузах ведет к снижению внимания к мировоззренческой подготовке студентов, самоустранения большинства кафедр и преподавателей от выполнения своей главной функции - воспитательной работы среди студентов, следствием разрыва между обучением и воспитанием, между специальными и гуманитарными знаниями. Таким образом, под ударом оказалась основная цель высшей школы — формирование специалиста не только как профессионала высшей квалификации, но и как творческой личности. В условиях развивающегося постиндустриального общества от него требуются не только обширные специальные и гуманитарные знания, но и способность масштабно мыслить и нестандартно действовать в любых ситуациях, успешно решать сложные задачи социально-культурного и научно-технического прогресса. Важнейшим условием подготовки подобного специалиста сегодня является восстановление места и роли научного мировоззрения в вузе как фундамента подготовки студентов, вытеснение всех форм ненаучной и псевдонаучной идеологии из учебного процесса и воспитания.

На мой взгляд, знание хотя бы основ вероучений и истории религий, а также основных идей свободомыслия совершенно необходимо для современного образованного человека.

 

Литература

1. А. Сумароков. Энциклопедия «Кругосвет». Москва. 2007. С. 455

2. Д. Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка. Т. 1. М., 1935. С 432

3. А.А.Кулаков «Религии Мира». Учебное пособие. Москва. 2003. С. 76

4. Э. Жильсон. «Философ и теология». Москва. 1995. С. 28

5. А. Кураев. «Современное харизматическое движение сектантства». М., 1995. С. 53

6. А.И. Осипов. «Путь разума в поисках Истины». Издание 7-е, дополненное. М. 2008. С. 34

- 1 -

 



Информация о работе Место и роль религии в мировоззрении современной молодежи