Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:49, реферат
На христианском Западе это слово имело два смысла. С одной стороны, оно обозначало философское сосредоточение на исследовании какой-либо интеллектуальной темы. С другой стороны, оно использовалось в религиозном значении, отражая умственное сосредоточение на религиозном предмете (например, медитация на страданиях Христа). Вместе с тем, оба смысла медитации (религиозный и философский) обозначали некую человеческую инициативу, то есть направление ума и сосредоточение сил души, не требующее живого ответа со стороны Бога, не предполагающее общения с Ним как диалога, осуществляющегося лишь в молитве.
Медитация и молитва
Об искажениях в молитве
Медитативная природа молитвы
Мантра-медитация
Источники
ПЛАН
Медитация и молитва
Слово медитация (meditatio) латинского происхождения. Оно пришло не из языческих религий, а из христианского Запада. Оно восходит к глаголу meditor - размышляю, обдумываю и означает углублённую сосредоточенность, связанную с отрешённостью от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний.
На христианском Западе это слово имело два смысла. С одной стороны, оно обозначало философское сосредоточение на исследовании какой-либо интеллектуальной темы. С другой стороны, оно использовалось в религиозном значении, отражая умственное сосредоточение на религиозном предмете (например, медитация на страданиях Христа). Вместе с тем, оба смысла медитации (религиозный и философский) обозначали некую человеческую инициативу, то есть направление ума и сосредоточение сил души, не требующее живого ответа со стороны Бога, не предполагающее общения с Ним как диалога, осуществляющегося лишь в молитве.
Сосредоточение на религиозном
предмете – начальная стадия
любого религиозного опыта.
Не все религии предоставляют
человеку возможность живого
Богообщения. Прежде всего,
Кроме индуизма и буддизма
медитация присутствует и в
исламе (суфийские практики). Исламские
мистики (суфии) используют
Об искажениях в молитве
Если мы сопоставим описание того демонического феномена, который называется “прелестью” в творениях Святых Отцов, молитвенную практику монашеских орденов в католичестве, приемы йогов и упражнения многих современных психотерапевтов по аутотренингу, то увидим здесь поразительное сходство: прельщенные во время молитвы визуально представляли духовный мир и доводили себя до такого состояния, когда слышали голоса духов, которых принимали за ангелов, ощущали запах, который принимали за благоухание небесного мира и т.д., то есть, для них, как для последователей Сведенборга, духовный мир представлялся продолжением и аналогом земного мира, только принадлежащим к более высокой ступени бытия. Нам трудно сказать, создавали ли они эти фантастические представления духовного мира силой своего воображения и этим оказывались во власти духов зла - демонов, или же демон, как художник и живописец, влагал в их воображение свои собственные картины, как бы присасываясь к их душе. Все это визионерство вызывало у человека чувство собственной избранности и значимости, переходящей в духовную гордость. А так как в Православной Церкви, к которой они принадлежали, действовала противостоящая им сила благодати, то нередко такое прельщение переходило в беснование.
В
западной церкви и, прежде всего, в самом
большом по численности и влиянию
монашеском ордене иезуитов, разработан
целый комплекс упражнений: полумедитаций-полумолитв,
где монах, запираясь в своей келии, визуально
представляет ад и рай в картинах, напоминающих
“Божественную комедию” Данте. Отождествлять
духовный мир с картинами и образами материального
мира это значит добровольно вводить себя
в круг духовной лжи.
Описание духовного мира у Святых Отцов основано на символе, который дает не только определенные ассоциации и аналоги для направления и возвышения человеческой мысли, но подчеркивает его условность, то есть остается средством изображения; а здесь символ становится фотографией, слепком, отражением. У такого человека происходит напряжение душевных чувств до степени соматических ощущений: он может обжигаться о представляемое пламя, чувствовать боль от пыток, переживать восторг, похожий на экстаз, когда он картинно представляет себя в раю; у него могут открыться раны на руках и ногах - то, что называется стигмацией, когда он внутренне отождествляет себя с Иисусом, пригвожденным к кресту.
Мир духовной лжи, в который добровольно вводит себя иезуит посредством медитации, искажает не только его религиозную жизнь, но и нравственное чувство. Другой известный не менее, чем Лойола, визионер, Фома Кемпийский намекал, что к нему в келию приходит Христос для беседы с ним. Многие трактаты католических монахов написаны в форме диалогов с Христом, то есть для католика, поверившего в истинность таких встреч, произведения визионеров должны казаться продолжением Евангелия - бесед Христа с учениками.
Нам кажется, что только на основе коллективного, разгоряченного воображения мог быть принят догмат о непогрешимости папы. Характерно, что творцами и комментаторами этого догмата явились иезуиты.
Мы
здесь не говорим о таких католических
“аскетес”, как Анжела, которые
представляли Христа в виде возлюбленного
не в символическом, а в буквальном
смысле. Надо сказать, что во всей православной
святоотеческой литературе мы не найдем
ни одного произведения, которое было
бы написано в форме беседы Христа
с человеком, разумеется, кроме гимнографических
произведений, имеющих условно - символический
характер.
В
йоге разработаны комплексы
В
последнее время книжный рынок
заполняют различные
Для
человека является гибельным призыв теософии:
изучать опыт всех религий, особенно шиваитских
сект, адвайта - йоги и других, чтобы посредством
их “углублять” христианство.
Мы
привели ряд примеров, чтобы помочь
увидеть симптомы одной болезни
от древнего языческого диониссийства
до современных визионеров. Я много лет
тому назад беседовал с человеком, который
увлекался теософией и штайнеризмом и,
в то же время, считал себя православным.
Он говорил, что занимается Иисусовой
молитвой, пользуясь одновременно учением
по “Добротолюбию” и дыханием йогов.
Я ответил, что это невозможно уже потому,
что дыхание йогов предполагает глубокий
вдох и выдох, а также выраженное движение
диафрагмы, которое будет привлекать внимание
к брюшной области, от чего предостерегали
Святые Отцы. Кроме того, йога рекомендует
во время медитации сосредотачивать внимание
на солнечном сплетении. Я предупредил
его, что такие эксперименты могут кончиться
расстройством нервной системы. Затем
я решил попробовать сам на себе, что происходит
во время такой “эклектической” молитвы,
и увидел следующее: глубокое дыхание
стало заглушать молитву, и затем я почувствовал,
что молитва ушла не только из души, но
и из сознания, образно говоря, как будто
захлопнулось сердце, и молитва оказалась
изгнанной. Я встретился с этим человеком
еще раз и попробовал убедить его, что
Иисусова молитва это присутствие Иисуса
через благодать, и она не может быть вынесена
из Православной Церкви и действовать,
как какой-то талисман. Диавол, явившийся
преподобному Пахомию, говорил: “Я Христос”;
в неправильной молитве диавол может похитить
чужое имя. Я также сказал, что содержание
рождает форму, в данном случае - метод,
что для Иисусовой молитвы надо быть православным,
а не теософом; сама Иисусова молитва -
Предание Православной Церкви, а не теософии,
что необходимо руководствоваться советами
Святых Отцов, а не экспериментировать
над собой; если он штайнерист, то будет
призывать лже Иисуса солнечный эон, а
на самом деле Люцифера. На это антропософ
ответил снисходительной улыбкой, с какой
житель столицы смотрит на провинциала.
Профессор Бутейко верит в Бога. Одна из его учениц, по специальности врач, говорила, что он даже советует во время упражнения по «волевому удерживанию дыхания» произносить Иисусову молитву, ссылаясь на то, что такие указания содержатся у некоторых из отцов. Но это не так. Для упражнений по Бутейко надо максимально расслабиться, между тем как Святые Отцы учат, что во время Иисусовой молитвы нужно определенное напряжение, идущее к сердцу; не только бодрствование души, но и бодрствование тела. Расслабление вводит человека в дремотное состояние, и молитва из внутренней беседы с Богом здесь превращается в отсчет дыхания.
Опасно экспериментировать не только с богословием, но и с мистикой, поэтому мы должны принимать учение о Иисусовой молитве так, как заповедовали нам творить ее аскеты Православной Церкви, на основе благодатного опыта, ставшего частью церковного Предания.
Основная
идея восточной медитации –
В
этом смысле можно сказать, что восточные
медитации являются развитым этапом
языческой религии. Если первоначально
язычник верил в населенность
мира богами, которых путем магических
обрядов можно было заставить
себе служить, то в развитом язычестве
человек уже так примитивно не
верит. Напротив, он считает, что есть
Абсолют, не имеющий ничего общего с
примитивной тварностью. И вот как раз
этого контакта с нирваной в моменте медитации
и следует искать. Искренний пафос честного
буддиста – отвергнуть мир ради обретения
Абсолютного небытия.
Но языческая религиозность, честная и искренняя в своем поиске, не может и предполагать, что Абсолютное иное. «Бесконечное» (Бог) не ждет, пока к нему прейдет «конечное» (человек). Но Живой Бог Авраама, Исаака и Иакова сам отправляется в путь навстречу к человеку затерянному в «конечном». Вот почему уже в древнем Израиле религиозная направленность и средства молитвы были совершенно противоположны восточным медитациям. Еврейская медитация направлена только на то, что идет от Бога к человеку: наставления и Его заповеди, милосердие и суд Его, дивные и чудесные дела Его и обетования. Бог, как бы Сам живет посреди народа Своего, раскинул посреди народа шатер.
И это движение Бога к человеку своей предельной точки достигает в событии боговоплощения. Христос – Сам реальный и видимый Бог, пришедший к человеку. И Христос «обращается к нему не сверху, не извне, а на «ты», как человек к человеку». И вся жизнь Христа – это обращенный к нам призыв стать таким же как Он, мало того, войти в Него, соединиться через Причастие и путем молитв и аскезы с Ним Самим. Идеал христианина – жизнь, настолько проникнутая Христом, что можно сказать, что не я уже живу, но живет во мне Христос (ср. Гал. 2.20)
Христианская
молитва – обращение к Живому
Богу, открывшемуся нам во Иисусе Христе,
даровать нам активную жизнь в мире, жизнь
для исполнения замысла Божия о мире, жизнь
для преображения мира. Тогда как настоящая
медитация – бегство из мира. И чем честнее
и искреннее молится христианский монах,
тем дальше он становится от честно медитирующего
буддийского (или индуистского) подвижника.
Потому, что пока тот летит на крыльях
размышления от мира, христианский монах
углубляется в тайну мира, становится
сообразным Христу, Который так возлюбил
мир, что специально пришел в этот мир,
чтобы за него пострадать.