Материя и сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:46, реферат

Описание работы

Материя (от лат. material - «вещество») - философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки – как естествознание.
Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя - это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения.

Работа содержит 1 файл

Философия материя и сознание.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

     Теперь  более подробно проанализируем сказанное  на примерах всех трех основных форм движения.

     Вот перед нами обычный кварц в  виде горного хрусталя. Он имеет  состав SiOи характерную форму кристалла-шестигранника (так называемая гексагональная сингония), а вот - тот же кварц, но образовавшийся не вблизи поверхности земли, как хрусталь, а очень глубоко, в условиях гигантски высоких температуры и давления. Кристалл такого кварца уже принадлежит к кубической сингонии и формой своей больше похож на алмаз, чем на кварц. Что произошло? На большой глубине атомы кремния и кислорода под воздействием специфической физико-химической обстановки значительно сблизились, перегруппировались. Во внутреннем строении как обычного, так и необычного кристаллов кварца отражена физико-химическая обстановка их образования. Вокруг кристалла кварца, силой извержения выброшенного на поверхность земли, уже нет глубинной физико-химической среды, а сам кристалл, отражающий эту среду, есть. Так и хочется сказать, что физико-химическая среда идеально представлена в структуре данного кристалла, сказать, чтобы подчеркнуть, что определенная общность с идеальным, т. е. с сознанием и мышлением, здесь уже имеется. Во-первых, физико-химическая среда в кристалле присутствует не непосредственно, материально, а опосредствованно, как бы "идеально", т. е. присутствует в своем инобытии, в виде своего результата. Во-вторых, строение кристалла "идеально" приспособилось к глубинной физико-химической среде и тем самым сохранило существование данного минерала как материальной системы.

     Среда "идеально" присутствует, отражается во внутренней структуре системы, а  последняя "идеально", т. е. успешно, отражает стремление среды эту систему  в себе "растворить". Первая сторона отражающего взаимодействия есть подобие "оптического", "зеркального" отражения, вторая - подобие "отражения неприятеля". А в целом, это есть единый процесс согласования системы со в средой, создания своеобразной сверхсистемы "система-среда". Легко понять, что то же самое происходит и внутри системы, которая теперь уже сама оказывается в роли среды по отношению к составляющим ее элементам. Налаживается и вновь нарушается согласованная система систем, некое подобие известной игрушки-сувенира "матрешки". Нарушение, возмущение поступает и "изнутри" и "извне". Так, возникновение современной глобальной экологической проблемы имеет своей причиной возникновения и взрывоподобное развитие в лоне природы - человека и созданной им, его трудом социальной системы. Нарушение установившегося на нашей планете относительного природного равновесия возможно и извне- под влиянием солнца, планет, луны, комет, метеоритов, - всего бесконечного космоса.

     Рассмотрев  на примере неживого предмета, минерала, его взаимодействия со средой некоторые диалектические универсальные характеристики отражения, перейдем к более высокой, биологической форме движения. Перед нами уже не минерал, а морское животное медуза. За 10-15 минут до начала шторма она способна уловить характерные мельчайшие колебания воды и уйти в открытое море, предотвратив тем самым возможность быть выброшенной на скалы. Необходимые "сведения" медуза вырабатывает с помощью так называемого "уха" - колбообразного стебелька, наполненного жидкостью, в которой плавают камешки, задевающие нервные окончания медузы при возникновении в морской воде предштормовых колебаний.

     Что происходит в данном случае? Отражение  приобретает упреждающий, или опережающий (понятие, выдвинутое известным физиологом П. К. Анохиным) характер. Живой организм в отличие от кристалла способен к своеобразной "преднастройке" на основе заложенной в нем программы поведения.

     Как можно видеть, особенности отражения  как такового сохраняются, но в нем  появляется новая особенность, позволяющая  живой системе гораздо более успешно приспосабливаться к окружающей среде. Это - информация. Что такое информация?

     В информации иногда склонны видеть не просто сообщение, содержащее какие-то сведения, а некую таинственную "меру организации систем". Ряд исследователей считает информацию всеобщим свойством всех материальных систем, при этом говорят о каком-то "связанном", "пассивном" ее состоянии в добиологической форме движения. Это, на наш взгляд, явное недоразумение. Информация может обладать какими-угодно свойствами, но она при этом должна сохранять свое главное содержание - "быть сообщением". А им информация может быть только при обязательном наличии ее "отправителя" и "получателя", причем и тот и другой должны "работать в одном ключе", т. е. понимать друг друга. Такому требованию удовлетворяют лишь биологические и социальные, т. е. живые, системы. Звезда с звездою говорит только в стихотворении Лермонтова, да и то в переносном смысле.

     Пусть нас не смущает существование  технических информационных систем - ЭВМ и кибернетических устройств: ведь это всего лишь орудия труда человека, и именно по воле человека они стали информационными системами. Не нужно путать информацию с отражением вообще. Любое явление природы, в том числе давным-давно прошедшее, оставляет после себя в другом явлении и предмете так называемые "следы". В песчанике мы обнаруживаем отчетливый отпечаток листа давно вымершего растения, на гранитном валуне - царапины специфической формы - автограф некогда отступившего ледника. И вот говорят: человек может извлекать сохранившуюся в этих следах информацию. Так ли это?

     Современному  образованному человеку так называемые ископаемые окаменелости действительно "несут" информацию о древнем  растении или животном. Но вот вопрос - откуда приносится эта информация? Из самих ли следов непосредственно? Окаменевшая кость вряд ли вызовет у собаки особые эмоции. Ребенок тоже не разберется в подавляющем большинстве этих "следов". Необразованный суеверный человек назовет окаменевший остаток раковины белемнита "чертовым пальцем". То, что совершенно обычно и понятно для нас, когда мы смотрим на окаменевшие раковины, было отнюдь не очевидно во время 300-летнего спора, бушевавшего вокруг этих окаменелостей в период зарождения научного естествознания.

     Информация  не исчерпывается и не извлекается из отпечатков, следов, т. е. из отображений, по той простой причине, что там ее нет. Пока человек не знал ничего о ледниках, об их способностях двигаться и процарапывать примерзшей ко льду галькой следы на подстилающем каменном ложе, для него (человека) эти царапины не были сигналом, несущим информацию. Путем длительного наблюдения и обобщения человечество "распредметило" эти царапины, поняло суть их происхождения и зафиксировало понятую закономерность в научных трудах, превратив тем самым царапину на камне в знак, говорящий о былом движении ледника. Начинающие геолог и географ, как правило, рисунок такой царапины впервые видят в учебнике, а потом уже находят ее в природе. Все эти так называемые следы превратились в информацию (добавим: информацию одного человека другому) только в сфере человеческой деятельности и культуры. Информация не извлекается из природных отпечатков, а с их помощью вырабатывается в процессе человеческой деятельности.

     Мы  поневоле отвлеклись от медузы с ее "ухом", потому, что на человеческой деятельности закономерности информационного отражения проявляются ярче и отчетливее. Недаром говорят, что анатомия человека - ключ к пониманию анатомии обезьяны. Но все, что было сказано выше, можно и нужно сказать и о медузе и о любом живом существе. Медуза тоже не получает информацию от приближающегося шторма (в нем ее нет), а сама вырабатывает, производит ее для своей генетической поведенческой программы. Получить информацию извне она может, но только от другой медузы. Живая система как бы создает вокруг себя защитную оболочку, через которую, с одной стороны, "процеживаются" все внешние воздействия, и которая, с другой стороны, определяет обратное влияние организма на окружающую среду. Информация выполняет функцию сообщения, позволяющего системе сохранять или умножать ее общий энергетический потенциал. Она есть сообщение, т. е. форма общения, отношения, связи элементов живой системы.

     Поэтому жизнь в любом ее проявлении есть совокупность информационных отношений. Жизнь - это информационный способ существования белковых тел. Элементарный информационный акт, обеспечивающий элементарный процесс жизни - это синтез белков в рибосомах. Ведь известно, что все разнообразие белков определяется последовательностью расположения аминокислот в цепочке белковой молекулы. Молекулы ДНК и РНК представляют собой своеобразные матрицы, в которых закодирована программа тех и только тех белковых молекул, которые являются энергетически устойчивыми в данных условиях среды.

     Итак, самообновление белков возможно только на основе информационного обмена, опосредствующего вещественно-энергетический обмен организма со средой. Любое внешнее по отношению к органической системе воздействие обязательно должно превратиться в ее внутреннее состояние - информационную связь.

     Приобретенный зарождающейся жизнью еще один важный способ информационного отношения - самоудвоение молекул ДНК - послужил основой размножения клетки. Возникли устойчивых виды одноклеточных живых  существ, а затем и многоклеточных организмов.

     Основная  мысль здесь такова: любой "скачок", перелом в эволюции живой природы обусловливается появлением новой формы производства (системы возникновения, передачи, хранения и использования) информации. Так, передача генетической информации с помощью спор и семян дала начало растительному миру, а использование в качестве передатчика информации движений частиц и волн окружающей среды (запахов, звука, света) дало начало миру животных.

     Противоречие  между биологической системой (организмом, видом, популяцией и проч.) и окружающей средой - это противоречие специфического, присущего данной системе способа выработки, хранения и использования информации с постоянно изменяющимися условиями среды. Может или не может явление окружающей среды превратиться внутри живой системы в информацию, служащую делу самосохранения этой системы, т. е. "упреждающую" вредное или использующее благотворное влияние этого явления - вот в чем суть противоречия.

     Жизненность живой системы определяется устойчивостью  присущего ей определенного замкнутого информационного цикла. Внешнее явление может оказать на него воздействие троякого рода: 1) остаться незамеченным, если воздействие не имеет для системы энергетического значения; 2) быть пагубным, если этот цикл в изменившихся условиях не обеспечивает энергетически выгодного существования системы; 3) через механизм мутаций вызвать сдвиг в цикле в сторону его большей энергоемкости, что и будет означать прогресс данной биологической системы.

     Рассмотрение  отражения на уровне живых систем позволяет понять его суть гораздо глубже. Скачок из неживой природы в живую можно объяснить тем, что появляется принципиально иной способ взаимодействия системы со средой - приспособление первой к изменчивым влияниям последней, происходящее с помощью выработки (через естественный отбор) энергетически оптимальных вариантов поведения и фиксирования их в генетической информационной программе. Очевидно следующее: отражение нельзя понимать только как "след", как пассивный результат воздействия одной системы на другую. Отражение - это важнейшая часть, важнейшая форма процесса материального взаимодействия. Вообще, раздвоенность материи-субстанции на материю и форму подразумевает наличие материи-субстрата, на который эта форма налагается, образуя в результате этого наложения определенное содержание: химическая форма движения берет себе субстрат в физической, биологическая - ив той, и в другой, а социальная - формирует все досоциальные системы, превращая их в предметы культуры.

     Социальная  форма движения материи возникает  путем нахождения принципиально нового - трудового - способа взаимодействия со средой. Элементы трудовой деятельности встречаются и в животном царстве, но элементы эти не складываются в особую качественно новую систему, они играют роль всего лишь одного из способов приспособления к окружающей среде, роль небольшого полезного добавления к генетической программе (инстинкту) поведения. Человек отличается от животного тем, что он не просто пользуется природными телами в качестве орудия взаимодействия со средой, он приобретает способность создавать эти орудия. Создание орудия труда требует кооперированных усилий многих людей. Труд с самого начала носит коллективный характер. В живой досоциальной природе также существуют "коллективы" - муравейники, термитники, пчелиные и осиные рои и т. д., однако поведенческие программы в них - это генетические программы, они передаются по наследству. Поэтому каждое из этих сообществ организмов скорей всего напоминает единый живой организм.

     Зарождающийся человек использует принципиально  новый способ получения, хранения и использования информации. Этот способ подобен функционированию некоего коллективного мозга, так что, в известном смысле, ноосфера свое начало уже получила давным-давно - с возникновением первых человеческих коллективов. По наследству, в генах, этот способ производства информации не передается. Каждый человек, начиная с младенческого возраста, должен подключаться к обучению способам ориентации и поведения в системе сложно структурированного трудового процесса и общественных отношений - производственных, бытовых, обучающих, воспитывающих.

Информация о работе Материя и сознание