Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:06, контрольная работа
Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия.Философия эпохи Возрождения.
1. Материя, ее свойства и формы существования. Современная наука о строении материи.
"Материя" - одно
из фундаментальных понятий
философских системах его содержание
понимается по-разному. Для идеалистической
философии, например, характерно то, что
она или совсем отвергает существование
материи или отрицает ее объективность.
Так, выдающийся древнегреческий философ
Платон рассматривает материю как проекцию
мира идей. Сама по себе материя у Платона
ничто. Для того, чтобы превратиться в
реальность, в ней должна воплотиться
какая-
нибудь идея.
У последователя Платона,
Аристотеля, материя тоже существует лишь
как возможность,
которая превращается в действительность
только в результате соединения ее с формой.
Формы же в конечном итоге берут свое начало
от Бога.
У Г. Гегеля материя проявляется в результате
деятельности абсолютной идеи, абсолютного
духа, Именно абсолютный дух, идея порождают
материю.
В субъективно-идеалистической философии
Дж. Беркли открыто заявляет о том, что
материи нет, и ее никто никогда не видел,
что, если изгнать это понятие из науки,
то это
никто и не заметит, ибо оно ничего не означает.
Он писал, что можно употреблять
понятие "материя", если уж очень
хочется, но только как синоним слова "ничто".
Для
Беркли существовать - это быть потенциально
воспринимаемым. На вопрос о том,
существовала ли природа до человека,
Беркли ответил бы - да, в сознании Бога.
Другие
представители субъективного идеализма
( Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не
отрицают существование материи, но сводят
ее к "совокупности (комплексам) ощущений".
Материя, вещь, предмет, по; их мнению, -
это комплекс ощущений человека. Именно
ощущения человека создают, конструируют
их.
В материалистической
философии также существуют разные представления
о материи.
Правда, для всех философов-материалистов
характерно признание за материей ее
объективного, независимого от сознания
(ощущений) существования.
Уже древние философы (китайские, индийские,
греческие) в качестве материи
рассматривали какое-либо наиболее распространенное
чувственно-конкретное вещество,
которое они считали первоосновой всего
существующего в мире. Такой подход к
определению материи может быть назван
субстанциальным, ибо его суть составляла
поиск основы (субстанции) мира. Так, например,
древнегреческий философ Фалде из
Милета (начало и середина VI в. до н. э.)
считал, что все произошло из воды. Даже
земля,
по его мнению плавает на воде, подобно
куску дерева. Представитель той же Милетской
школы - философ Аваксимен утверждал, что
все вещи происходят из воздуха, за счет
его
разряжения, или сгущения (воздушные испарения,
подымаясь вверх и разряжаясь,
превращаются в огненные небесные светила
и, наоборот, твердые вещества – земля,
камни
и т. д. – есть не что иное, как сгустившийся
и застывший воздух). Воздух находится
в
непрестанном движении. Если бы он был
недвижим, мы его бы никак не воспринимали,
когда он движется, он дает о себе знать
в виде ветра, облаков, пламени. Это значит
- учит
Анаксимен, что все вещи суть модификации
воздуха, и, следовательно, воздух есть
всеобщий субстрат вещей.
Материя имеет и сложное
структурное строение. На основе достижений
современной науки мы можем указать некоторые
ее виды и структурные уровни. Известно,
что до конца XIX в. естествознание не шло
дальше молекул и атомов. С открытием радиоактивности
электронов начался прорыв физики в более
глубокие области материи. В настоящее
время физикой открыто множество различных
элементарных частиц. Оказалось, что каждая
частица имеет свой антипод - античастицу,
имеющую с ней одинаковую массу, но противоположный
заряд, спин и т.д. Нейтральные частицы
также имеют свои античастицы, отличающиеся
противоположностью спина и других характеристик.
Частицы и античастицы, взаимодействуя,
"аннигилируют", т.е. исчезают, превращаясь
в другие частицы. Например, электрон и
позитрон, аннигилируя, превращаются в
два фотона.
1
Симметричность элементарных
частиц позволяет высказать
2. Философия эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения
(Ренессанса), охватывающая период с XIV
по начало ХVII вв., приходится на последние
столетия средневекового феодализма.
Голландский культуролог И. Хейзинги
так и прозвал ее «осенью Средневековья».
Исходя из этого, что эпоха Возрождения
является периодом, отличным от Средневековья,
можно не только различать эти
две эпохи, но и определить их связи
и точки соприкосновения. Эпоха
Возрождения оказала большое
влияние на дальнейшее развитие культуры
и философии.
2
Особое место
в духовной культуре этого времени
занимает философия, и ей присущи
все те черты, о которых было сказано
выше. Важнейшая особенность
3.Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия.
Человек, индивид,
личность Все люди, живущие на Земле
уже более 50 тысяч лет, относятся
к одному и тому же виду — Homo sapiens
(человек разумный). Этот факт общепризнан.
Однако оказалось не так просто выделить
то специфическое, что отличает человека
от животных. В большинстве современных
антропологических, этнографических
и социальных теорий в качестве исходного
отличительного признака вида Homo sapiens
выступает культура, играющая решающую
роль в определении человеческих
поступков. При этом природа человека
признается бинарной, т.е. двойственной,
включающей в себя как биологические,
так и социальные характеристики.
Однако вопрос об их соотношении до
сих пор остается нерешенным. Итак,
понятие «человек» обобщает социальное
и биологическое начала. Поэтому
наряду с ним в научную терминологию
были введены понятия, отражающие отдельные
аспекты человека, на которых акцентируется
внимание при его изучении, такие,
как индивид, индивидуальность, личность.
3
Поэтому возникает
вопрос о смысле и назначении жизни.
Если каждый человек смертен, ради чего
он живет? Ради чего вообще стоит жить?
Есть ли какой-то смысл человеческой
жизни? Религиозные учения утверждают,
что жизнь на Земле просто этап
подготовки к вечной загробной жизни.
Человек должен прожить эту жизнь
так, чтобы обеспечить себе достойное
место в “иной жизни”.
Атеистические
концепции утверждают, что смысл
человеческой жизни в самой жизни.
Эпикурейцы учили: живи, то есть удовлетворяй
свои потребности, обеспечивай биологическое
и духовное существование и радуйся.
Перестанешь это делать, и не будет ни
переживаний, ни страстей, то есть для
тебя не будет ничего. Такая философская
позиция ориентирует человека на самоценность
его жизни. Но в ней очень слабо отражены
содержательные ориентиры жизненной позиции,
духовно - нравственные критерии человеческой
жизни .Человеку как правило мало просто
жить, ему хочется жить “для кого- то”
и “во имя чего-то”. Без религиозный выбор
заставляет человека глубоко и серьезно
задуматься о своем месте в мире, в обществе,
среди людей.
Марксистский подход к человеческой жизни
связан с признанием ее самоценности и
самоцельности. Но в отличие от эпикурейской
концепции он утверждает общественную
значимость человеческого бытия. Он подчеркивает
тот факт, что человек живет в обществе,
среди людей: окружающих, близких или далеких.
В их кругу индивиду дана возможность
самоосуществиться, обрести признательность,
благодарность, память о себе. Вечно живут
в нашей жизни великие ученые, композиторы,
писатели, поэты, борцы за свободу и счастье
человечества. Память о них вечна. Но память
оставляют не только великие люди. Все
хорошее, доброе, нравственное, что создал
человек, остается с ближними, не пропадает.
Мы продолжаем жить в наших детях, внуках,
более далеких потомках. Человек как личность,
реализуя в своих деяниях свой творческий
потенциал, продолжает жить в жизни человечества.
4
Литература
1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина
В.И. Основы философских знаний. М.
Общество "Знание" Россиии, 1997 г.
2. Мир философии.
Книга для чтения, 1 часть. - М., 1991
г.
5
Содержание.
Современная
наука о строении материи
2. Философия эпохи
Возрождения
3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия. 3 - 4
Информация о работе Материя, ее свойства и формы существования. Современная наука о строении материи