Материя, ее свойства и формы существования. Современная наука о строении материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия.Философия эпохи Возрождения.

Работа содержит 1 файл

философия готовая.docx

— 22.81 Кб (Скачать)

1. Материя, ее свойства и формы существования. Современная наука о строении материи.

"Материя" - одно  из фундаментальных понятий философии.  Однако в различных  
философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической  
философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование  
материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ  
Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона  
ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая- 
нибудь идея.  
      У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность,  
которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой.  
Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.  
У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного  
духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.  
В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляет о том, что  
материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это  
никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять  
понятие "материя", если уж очень хочется, но только как синоним слова "ничто". Для  
Беркли существовать - это быть потенциально воспринимаемым. На вопрос о том,  
существовала ли природа до человека, Беркли ответил бы - да, в сознании Бога. Другие  
представители субъективного идеализма ( Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не  
отрицают существование материи, но сводят ее к "совокупности (комплексам) ощущений".  
Материя, вещь, предмет, по; их мнению, - это комплекс ощущений человека. Именно  
ощущения человека создают, конструируют их.  
      В материалистической философии также существуют разные представления о материи.  
Правда, для всех философов-материалистов характерно признание за материей ее  
объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.  
Уже древние философы (китайские, индийские, греческие) в качестве материи  
рассматривали какое-либо наиболее распространенное чувственно-конкретное вещество,  
которое они считали первоосновой всего существующего в мире. Такой подход к  
определению материи может быть назван субстанциальным, ибо его суть составляла  
поиск основы (субстанции) мира. Так, например, древнегреческий философ Фалде из  
Милета (начало и середина VI в. до н. э.) считал, что все произошло из воды. Даже земля,  
по его мнению плавает на воде, подобно куску дерева. Представитель той же Милетской  
школы - философ Аваксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха, за счет его  
разряжения, или сгущения (воздушные испарения, подымаясь вверх и разряжаясь,  
превращаются в огненные небесные светила и, наоборот, твердые вещества – земля, камни  
и т. д. – есть не что иное, как сгустившийся и застывший воздух). Воздух находится в  
непрестанном движении. Если бы он был недвижим, мы его бы никак не воспринимали,  
когда он движется, он дает о себе знать в виде ветра, облаков, пламени. Это значит - учит  
Анаксимен, что все вещи суть модификации воздуха, и, следовательно, воздух есть  
всеобщий субстрат вещей.  
      Материя имеет и сложное структурное строение. На основе достижений современной науки мы можем указать некоторые ее виды и структурные уровни. Известно, что до конца XIX в. естествознание не шло дальше молекул и атомов. С открытием радиоактивности электронов начался прорыв физики в более глубокие области материи. В настоящее время физикой открыто множество различных элементарных частиц. Оказалось, что каждая частица имеет свой антипод - античастицу, имеющую с ней одинаковую массу, но противоположный заряд, спин и т.д. Нейтральные частицы также имеют свои античастицы, отличающиеся противоположностью спина и других характеристик. Частицы и античастицы, взаимодействуя, "аннигилируют", т.е. исчезают, превращаясь в другие частицы. Например, электрон и позитрон, аннигилируя, превращаются в два фотона.

               

1

Симметричность элементарных частиц позволяет высказать предположение  о возможности существования  антимира, состоящего из античастиц, антиатомов и антивещества. Причем все законы, действующие в антимире, должны быть аналогичными законам нашего мира.                                                                                                           

2. Философия эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние  столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения  является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти  две эпохи, но и определить их связи  и точки соприкосновения. Эпоха  Возрождения оказала большое  влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.                                                                                Сами деятели Ренессанса противопоставляли  новую эпоху Средневековью как  периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени  скорее составляет не движение цивилизации  против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и  другого знания.                                           Эпоха Возрождения - это переворот  в первую очередь в системе  ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает  убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.                                                                                                                                           Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.                                                                               В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.                                                                                                                                          Следствием возросшего интереса к классической культуре стало также изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь «ренессанс» и переводится как «возрождение».                                                                       Обучение и научные исследования больше не были исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились естественно-научные и медицинские эксперименты.                                                                                                                                    

2

Особое место  в духовной культуре этого времени  занимает философия, и ей присущи  все те черты, о которых было сказано  выше. Важнейшая особенность философии  Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная  черта - создание новой пантеистической  картины мира, отождествляющей Бога и природу.                                                                                                                                               

3.Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия.

Человек, индивид, личность Все люди, живущие на Земле  уже более 50 тысяч лет, относятся  к одному и тому же виду — Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных. В большинстве современных  антропологических, этнографических  и социальных теорий в качестве исходного  отличительного признака вида Homo sapiens выступает культура, играющая решающую роль в определении человеческих поступков. При этом природа человека признается бинарной, т.е. двойственной, включающей в себя как биологические, так и социальные характеристики. Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается нерешенным. Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому  наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные  аспекты человека, на которых акцентируется  внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность.                                                                                                            Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических  процессов и свойств, активностью  и гибкостью в реализации этих свойств, применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует  отличать от понятия «индивидуальность». Индивидуальность — своеобразное сочетание  биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в  процессе его жизнедеятельности. Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного  развития и включения индивида в  систему социальных отношений. Личность формируется в процессесоциализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной  системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные  социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для  становления и развития социального  «Я».                                                                   Сопоставление понятий “человек”, “индивид” и “личность” позволило  подойти нам к одному из фундаментальнейших вопросов философской антропологии - вопросу о назначении, о смысле человеческого существования.                                                                                                                Человек - существо телесное. Природно-биологическая  организация человека обусловливает  с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и  все живое на Земле, смертен. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание  ставит перед каждым человеком ряд  важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может существует возможность воскрешения  из мертвых? Возможность перерождения в иные формы существования и  т.д. Религии мира дают положительный  ответ на эти вопросы и в  силу этого пользуются большой популярностью  у людей. Марксистская философия  отрицает какую либо возможность  на физическое бессмертие. Но все же и религиозное и материалистическое мировоззрение признает неизбежность прекращения земной формы существования  человека.                                                                                                         
 

3

Поэтому возникает  вопрос о смысле и назначении жизни. Если каждый человек смертен, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли какой-то смысл человеческой жизни? Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле просто этап подготовки к вечной загробной жизни. Человек должен прожить эту жизнь  так, чтобы обеспечить себе достойное  место в “иной жизни”.                                                                                                        

Атеистические концепции утверждают, что смысл  человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы учили: живи, то есть удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое  и духовное существование и радуйся. 
Перестанешь это делать, и не будет ни переживаний, ни страстей, то есть для тебя не будет ничего. Такая философская позиция ориентирует человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно - нравственные критерии человеческой жизни .Человеку как правило мало просто жить, ему хочется жить “для кого- то” и “во имя чего-то”. Без религиозный выбор заставляет человека глубоко и серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей. 
Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее самоценности и самоцельности. Но в отличие от эпикурейской концепции он утверждает общественную значимость человеческого бытия. Он подчеркивает тот факт, что человек живет в обществе, среди людей: окружающих, близких или далеких. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Но память оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках, более далеких потомках. Человек как личность, реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжает жить в жизни человечества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 

Литература 
1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М.  
Общество "Знание" Россиии, 1997 г. 

2. Мир философии.  Книга для чтения, 1 часть. - М., 1991 г.                                                                                                    3. Прохоров А.М., Советский Энциклопедический  словарь - М.: Советская энциклопедия, 1990 г.  с. 1631.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

 

Содержание.

              

  1. Материя, ее свойства и формы существования.

      Современная наука о строении материи                                                                                      1 - 2

2.   Философия эпохи Возрождения                                                                                                      2 - 3   

3.   Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия.                       3 - 4

  

 

 

Информация о работе Материя, ее свойства и формы существования. Современная наука о строении материи