Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:05, курсовая работа
Данный курсовой проект раскрывает значение материально-экономической сферы общества, исследование составляющих которой производится в следующих разделах.
.1 Введение
3
1.2 Понятие способа производства и его структура
5
1.3 Потребности и интересы в сфере материального производства
10
1.4 Философия хозяйства в России
14
1.5 Философия рынка и специфика рыночных отношений в России
20
1.6 Заключение
32
Литература
Материализм открыл дорогу научному познанию общества, поскольку была найдена его материальная основа, развитие которой подчиняется строго объективным законам. Не только к природным, но и к общественным явлениям, как писал В. И. Ленин, оказался применим принцип детерминизма, причиной обусловленности явлений, а «не сваливание чего угодно на свободную волю»3. Соответственно, например, сложную и противоречивую историю нашей страны послеоктябрьского периода поверхностно и ненаучно объяснить только личными качествами таких руководителей, как Сталин, Хрущев, Брежнев, хотя личностные особенности каждого из них, безусловно, сыграли существенную роль в конкретном развертывании событий. Но материализм предполагает исследование корней, причин, объективных условий, которые позволили этим личностям действовать именно так, а не иначе, придав тем самым их личным качествам общественную значимость.
В материалистическом понимании истории неразрывно связанны идея детерминированности человека объективными условиями бытия и признание свободы, активности, творчества. Каждый человек, включая руководящих деятелей, - дитя своего времени, продукт сформировавшихся его обстоятельств. Но он же и творец обстоятельств, практически изменяющий условия своего существования. Участвуя в производстве, он развивается сам и совершенствует орудия труда. Это порождает со временем противоречия в способе производства, а вместе с ним новые интересы, потребности, взгляды. Разрешить эти противоречия, сломать старые структуры, создать вместо них новые, более совершенные могут только практически действующие люди. Их активность, их деятельность входят, таким образом, необходимым компонентом в развертывании общественного процесса. Это очень важная сторона материалистического понимания истории, также созвучная перестройке, реализация стратегии которой зависит от активного включения советских людей в общее дело революционного обновления всех сфер жизни общества.
Производство с точки зрения марксистской теории можно рассматривать и в более широком смысле слова как жизнедеятельность общества, как общественное производство, в котором материальное играет основную, определяющую роль. Понятие «общественное производство», которому К. Маркс придавал большое значение, фиксируется тот факт, что люди производят не только вещи, материальные блага и ценности. Участвуя в общественном производстве, они производят и воспроизводят всю социальность: общественные отношения, группы и институты, а в конечном счете общество и самих себя, свою собственную общественную сущность. К. Маркс подчеркивал: «Если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях»4.
Материалистическое понимание
истории выводит нас, таким образом,
на человека – главное действующее
лицо, воплощающее в себе загадку,
цель и смысл исторического
1.3 Потребности
и интересы в сфере
Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающее и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство – это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем производятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа, - это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и –всего образа жизни людей.
Что же является собой собственно материальное производство?
Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, люди должны трудится: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. «Непосредственного материала, которого не приходится обрабатывать, очень мало. Даже воздух приходится приобретать, так как его нужно нагревать... Человеческий пот и человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностей»5. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.
Деятельность людей, в какой бы сфере жизни общества она не протекала, направляется определенными потребностями и интересами, вырастающими на основе производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом его дальнейшего развития. Потребность – есть не что иное, как состояние организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом, выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности, нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования и развития.
Однако для осуществления деятельности не достаточно одного только наличия потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель, ибо никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для ее достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения потребностей, достижения цели.
Поскольку субъектам общественно-исторической деятельности являются индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп, партий, классов и т.д.), поскольку их деятельность всегда основывается на иерархии интересов – от личностно-индивидуальных до самых широких общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива, ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком общественных систем является их способность целенаправленно формировать и мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и т.д.). характер интересов – объективный, чрезвычайно тонкий показатель состояния общественной системы, ее здоровья.
Потребности и интересы – как личные, так и общественные – имеют сложную исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и материальных и кончая наиболее утонченными духовными – познавательными, нравственными, эстетическими и т.п. Общественные потребности и интересы составляют своего рода пружину социального механизма: они определяют направление и содержание действий и отдельных личностей, и общества в целом. В совокупности всех общественных интересов ведущая роль принадлежит интересам в системе материального производства. Развитие экономической сферы общества есть основа его поступательного прогрессивного развития, поэтому совершенствование ее в немалой степени зависит от совершенствования и развития потребностей и интересов в этой сфере, а также от умелого сочетания и гармонизации личных потребностей с общественными. Одним из рычагов стимулирования роста материального производства является повышение материальной и моральной заинтересованности ( иными словами, мобилизация интересов) каждого в результатах своего труда и общего дела. Ведь там, где нет заинтересованности, не может быт и настоящего дела.
Потребности и интересы по своей ориентации могут быть как предметными, так и функциональными, когда они выражают направленность либо на конечный результат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные потребности и интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса, так как именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической, нравственной и творчески- интеллектуальной сторон самого процесса труда. Если процесс деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от этого страдает и результат – качество продукта. Таким образом, ясно, что функциональные и предметные потребности и интересы слишком тесно переплетаются и зависят друг от друга. В конце концов обществу не безразличен тот процесс, с помощью которого достигаются намеченные им рубежи. Не безразличен он и к каждому труженику, заинтересованному в конечных результатах своего труда, в качестве и количестве продукции. Когда интерес направлен на сам процесс труда, последний перестает быть внешне принудительной силой, превращаясь в искусство, достигая порой истинных вершин эстетического творчества, становится внутренней потребностью.
Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития производства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных и личных потребностей и интересов – существенное условие правильного выбора направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес развития производительных сил, увеличение производительности труда и совершенствования все системы производственных отношений, что составляет решающий критерий исторического процесса человечества, а также совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения его духовно-творческих потенций.
Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и металлы и т.п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия труда есть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир и преобразования его в целях общества. Все возрастающая сложность орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т.д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства выделяются два вида труда – живой и овеществленный.
Не менее важным элементом структуры производительных сил является производительная технология. Решение технологических задач во многом определяется такими, например, факторами, как характер и орудие труда, развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и т.д. Сложность современного производства такова, что оно уже не мыслимо без его научной организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное использование средств производства, управление и планирование. Наука все больше входит в структуру производственных сил, становясь непосредственной производительной силой, а производство – технологическим применением науки. При современном уровне развития техники повышение квалификации работников возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний. При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях. Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный, интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени, воплощенной в различных художественных, эстетически, этических, философских ценностях его бытия.
Однако ни сложность
современной техники и
Итак, производительные силы – это люди (человеческий фактор), впитавшие в себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие производственными навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ; созданные обществом средства производства, а также организация труда, технология производства, техника и достижения науки. Показателем уровня развития производительных сил общества является производительность труда, измеряемая не только количеством продукции, создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более – развитием и совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служит удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.
Информация о работе Материально экономическая сфера общества