Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:40, контрольная работа
Цель данной работы – исследовать историческое возникновение и развитие идеализма и материализма.
Задачи:
раскрыть понятия материализм и идеализм, показать различия между ними;
рассмотреть основные формы материализма в историческом развитии философской мысли (античный, метафизический, диалектический).
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал
в г. Барнауле
Кафедра |
философии, истории и права |
Контрольная
работа №1
по философии
на тему №3:
Материализм
и идеализм
Студентка | Воронкова Алена Вячеславовна |
Специальность | Финансы и кредит |
Образование № личного дела |
Первое высшее 10ффб00245 |
Группа | 2ФКг-1 (2БМФгВ) |
Преподаватель | Менькин Николай Павлович – к.ф.н., доцент |
|
Барнаул 2011
ВВЕДЕНИЕ.
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). От характера его решения зависит деление всех философов на два лагеря, две школы, представляющие противоположные направления в философии — идеализм и материализм.
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Те
философы, которые утверждали, что
дух существовал прежде природы,
и которые, в конечном счете, так
или иначе признали сотворение мира,
составили идеалистический
Расходясь в самой своей основе, представители этих направлений ведут борьбу друг с другом. Вся история философии — это не только история открытия наиболее общих законов природы, общества и человеческой мысли, но и история борьбы философского материализма против идеализма.
Цель данной работы – исследовать историческое возникновение и развитие идеализма и материализма.
Задачи:
1. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ.
«Материя и сознание— две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Онтологическая сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?» [1]
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
• материализм;
• идеализм;
• дуализм.
Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
• сознание определяется материей (бытием).
К
материалистическому
Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• идея первична;
• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";
• "мир идей" изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";
• каждая единичная вещь — воплощение идеи данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);
• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;
• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
• идеи существуют в разуме человека;
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Как
отмечает В.Г. Кузнецов, «на ранних этапах
развития философии, когда происходило
становление проблематики, идеалистическая
и материалистическая позиции могли пересекаться.»
[4, с. 155]
2.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Основные формы материализма в историческом развитии философской мысли:
Рассмотрим
эти формы материализма подробнее.
Античная
натурфилософия сформулировала проблему
происхождения чувственно воспринимаемого
многообразия предметного мира из единого
основания, рассматривая в качестве такового
элементы этого же мира. Такая позиция
может быть отнесена к материалистической.
В античной натурфилософии признавалось,
что вещи и предметы мира состоят из веществ.
Осознание этого факта в немалой степени
обусловило попытку античных философов
объяснить причины и начала вещей с помощью
того, из чего состоят все вещи. Для Фалеса
таким началом была вода, для Анаксимена
— воздух, Эмпедокла — вода, воздух, огонь
и земля одновременно и т. д. Эти четыре
вещественных элемента рассматривались
как то, из чего как из первого вещи возникают
и во что, как в последнее они, погибая,
превращаются. «По сути, античные философы
зафиксировали в качестве первоначал
налично сущую вещность, которая и есть,
по определению Гегеля, материя. Они в
своеобразной форме выразили мысль о том,
что вещи состоят из материй, а «вещь —
это поверхностная связь, внешнее соединение
их» (Гегель).» [5, с. 102] Причем Эмпедокл,
например, утверждал, что четыре выделенных
им вещественных элемента всегда сохраняются
без изменения, не возникают, а в большем
или меньшем количестве соединяются в
одно или разъединяются из одного. То есть
причину возникновения вещей он видел
в количественных соединениях и разъединениях
этих элементов. Аналогично и другие философы,
например Левкипп и Демокрит, рассматривающие
в качестве сущности вещей атомы, объясняли
причину возникновения вещей пространственно-
Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания. Наряду с ней идет обращение к разуму как силе, способной разъяснить активность «я», отделить философию от теологии.
Т. Гоббс, Ф. Бэкон и Р. Декарт являются основоположниками новой исторической формы материализма — метафизического (механистического) материализма. Т. Гоббс рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, вещи, процессы считал формами ее проявления. Материя вечна, а тела и явления — нет. В отличие от Ф. Бэкона у Т. Гоббса материя не имеет уже качественных характеристик: он ее анализирует как математик, геометр и механик с количественной стороны. Материя лишена таких качеств, как цвет, запах, звук и т.п. В интерпретации Гоббса материя геометризируется (имеет высоту, ширину, длину) и предстает как нечто однородное, бесцветное, обладающее механическим движением.
Бэконовской
и гоббсовской монистической
трактовке субстанции Декарт противопоставляет
дуалистическое понимание мира. «Декарт
разработал механистическо-
К
середине XIX в. значительных успехов достигло
развитие естественных наук, на которое
обращают внимание позитивизм, вульгарный
материализм, Фейербах и его последователи.
Такие замечательные открытия, как: открытие
клетки и создание клеточной теории немецкими
естествоиспытателями Т. Шванном (1810—1882)
и М. Я. Шлейденом (1804-1881); законов природы
Ч. Дарвиным (1809-1882), прежде всего теории
происхождения видов растений и животных;
закона сохранения и превращения энергии
немецкими учеными Ю. Р. Майером (1814—1878),
Г. Л. Гельмгольцем (1821 — 1894) и английским
физиком Д. П. Джоулем (1818—1889) и др. содействовали
появлению и новых философских идей. Среди
этих идей была и материалистическая диалектика,
которая рассматривала все явления в природе
во взаимосвязи, противоречиях, взаимодействиях,
движении и развитии, обнаружила единство
природы неорганической и органической,
растительного и животного миров.
Эти научные идеи находили подтверждение и в истории философии: в наивном материализме и стихийной диалектике Античности, философии Нового времени, в том числе французских материалистов XVIII в., классической немецкой философии.
Развитие общественно-исторической практики, науки и философии к середине XIX в. требовало глубочайшего философского осмысления.
К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией», «новым материализмом», «диалектическим материализмом». «Марксистская философия – эклектическое сочетание материализма и идеализма – гегелевской философии, французского, фейербаховского материализма и английского эмпиризма.» [3, с. 77]
«В советской философской литературе укрепилось представление, что философия К. Маркса и Ф. Энгельса — это диалектический и исторический материализм. Следует отметить, что, действительно, ни Маркс, ни Энгельс никогда не рассматривали свою философию как диалектический и исторический материализм. Они говорили о «теории исторического процесса», т.е. историческом материализме (терминология Энгельса из писем 90-х гг., данная в противовес «экономическому материализму» в рамках своей философии — диалектического материализма).» [6, с. 150]