Материализм и идеализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать историческое возникновение и развитие идеализма и материализма.
Задачи:
раскрыть понятия материализм и идеализм, показать различия между ними;
рассмотреть основные формы материализма в историческом развитии философской мысли (античный, метафизический, диалектический).

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 82.00 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал  в г. Барнауле 
 

        Кафедра
        философии, истории и права

 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа №1 

по философии  на тему №3: 

Материализм и идеализм 
 
 
 
 

    Студентка Воронкова Алена  Вячеславовна
    Специальность Финансы и кредит
    Образование  

    № личного дела

    Первое высшее 

    10ффб00245

    Группа 2ФКг-1 (2БМФгВ)
    Преподаватель Менькин Николай  Павлович – к.ф.н., доцент
       
       
     
     
     

 
 

Барнаул 2011

 

ВВЕДЕНИЕ. 

     Основным  в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). От характера его решения зависит деление всех философов на два лагеря, две школы, представляющие противоположные направления в философии — идеализм и материализм.

     Важность  данного вопроса заключается  в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

     Те  философы, которые утверждали, что  дух существовал прежде природы, и которые, в конечном счете, так  или иначе признали сотворение мира, составили идеалистический лагерь. Те же, кто основой всего считал природу, образовали различные школы материализма.

     Расходясь в самой своей основе, представители  этих направлений ведут борьбу друг с другом. Вся история философии  — это не только история открытия наиболее общих законов природы, общества и человеческой мысли, но и история борьбы философского материализма против идеализма.

     Цель  данной работы – исследовать историческое возникновение и развитие идеализма и материализма.

     Задачи:

  • раскрыть понятия материализм и идеализм, показать различия между ними;
  • рассмотреть основные формы материализма в историческом развитии философской мысли (античный, метафизический, диалектический).

 

      1. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ.

       «Материя и сознание— две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Онтологическая сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?» [1]

     Онтологическую  сторону основного вопроса философии представляют:

     • материализм;

     • идеализм;

     • дуализм.

     Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

     Следовательно:

     • материя реально существует;

     • материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

     • материя является самостоятельной  субстанцией — не нуждается в  своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

     • материя существует и развивается  по своим внутренним законам;

     • сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

     • сознание не является самостоятельной  субстанцией, существующей наряду с  материей;

     • сознание определяется материей (бытием).

     К материалистическому направлению  принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

     Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

     В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

     • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

     • субъективный идеализм (Беркли, Юм).

     Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

     • реально существует только идея;

     • идея первична;

     • вся окружающая действительность делится  на "мир идей" и "мир вещей";

     • "мир идей" изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

     • "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования  и является воплощением "мира идей";

     • каждая единичная вещь — воплощение идеи данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);

     • большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

     • отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

     В противоположность объективным  идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

     • все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

     • идеи существуют в разуме человека;

     • образы (идеи) материальных вещей также  существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

     • вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

     Как отмечает В.Г. Кузнецов, «на ранних этапах развития философии, когда происходило становление проблематики, идеалистическая и материалистическая позиции могли пересекаться.» [4, с. 155] 

     2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА.

     Основные  формы материализма в историческом развитии философской мысли:

  1. Античный, или стихийный материализм древних греков и римлян. Античная наука, ещё не расчлененная на отдельные отрасли, носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.
  2. Метафизический, или механический материализм Нового времени. Наука быстро дифференцируется, разветвляясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой: в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.
  3. Диалектический  материализм, в котором материализм и диалектика органически соединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учение о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается во взаимосвязи с их интеграцией.

     Рассмотрим  эти формы материализма подробнее. 

     Античная  натурфилософия сформулировала проблему происхождения чувственно воспринимаемого многообразия предметного мира из единого основания, рассматривая в качестве такового элементы этого же мира. Такая позиция может быть отнесена к материалистической. В античной натурфилософии признавалось, что вещи и предметы мира состоят из веществ. Осознание этого факта в немалой степени обусловило попытку античных философов объяснить причины и начала вещей с помощью того, из чего состоят все вещи. Для Фалеса таким началом была вода, для Анаксимена — воздух, Эмпедокла — вода, воздух, огонь и земля одновременно и т. д. Эти четыре вещественных элемента рассматривались как то, из чего как из первого вещи возникают и во что, как в последнее они, погибая, превращаются. «По сути, античные философы зафиксировали в качестве первоначал налично сущую вещность, которая и есть, по определению Гегеля, материя. Они в своеобразной форме выразили мысль о том, что вещи состоят из материй, а «вещь — это поверхностная связь, внешнее соединение их» (Гегель).» [5, с. 102] Причем Эмпедокл, например, утверждал, что четыре выделенных им вещественных элемента всегда сохраняются без изменения, не возникают, а в большем или меньшем количестве соединяются в одно или разъединяются из одного. То есть причину возникновения вещей он видел в количественных соединениях и разъединениях этих элементов. Аналогично и другие философы, например Левкипп и Демокрит, рассматривающие в качестве сущности вещей атомы, объясняли причину возникновения вещей пространственно-количественными различиями очертаний, порядка, положения атомов. Аристотель первый среди античных философов привел аргументы против отождествления первых начал с вещественными элементами.

     Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания. Наряду с ней идет обращение к разуму как силе, способной разъяснить активность «я», отделить философию от теологии.

     Т. Гоббс, Ф. Бэкон и Р. Декарт являются основоположниками новой исторической формы материализма — метафизического (механистического) материализма. Т. Гоббс рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, вещи, процессы считал формами ее проявления. Материя вечна, а тела и явления — нет. В отличие от Ф. Бэкона у Т. Гоббса материя не имеет уже качественных характеристик: он ее анализирует как математик, геометр и механик с количественной стороны. Материя лишена таких качеств, как цвет, запах, звук и т.п. В интерпретации Гоббса материя геометризируется (имеет высоту, ширину, длину) и предстает как нечто однородное, бесцветное, обладающее механическим движением.

     Бэконовской и гоббсовской монистической  трактовке субстанции Декарт противопоставляет дуалистическое понимание мира. «Декарт разработал механистическо-материалистическую картину мира. Материя, с его точки зрения, есть делимая субстанция (она — предмет изучения физики), имеется в мире еще неделимая субстанция — ум (предмет изучения метафизики);итак, природа и дух — две субстанции.» [2, с. 52]

     К середине XIX в. значительных успехов достигло развитие естественных наук, на которое обращают внимание позитивизм, вульгарный материализм, Фейербах и его последователи. Такие замечательные открытия, как: открытие клетки и создание клеточной теории немецкими естествоиспытателями Т. Шванном (1810—1882) и М. Я. Шлейденом (1804-1881); законов природы Ч. Дарвиным (1809-1882), прежде всего теории происхождения видов растений и животных; закона сохранения и превращения энергии немецкими учеными Ю. Р. Майером (1814—1878),  
Г. Л. Гельмгольцем (1821 — 1894) и английским физиком Д. П. Джоулем (1818—1889) и др. содействовали появлению и новых философских идей. Среди этих идей была и материалистическая диалектика, которая рассматривала все явления в природе во взаимосвязи, противоречиях, взаимодействиях, движении и развитии, обнаружила единство природы неорганической и органической, растительного и животного миров.

     Эти научные идеи находили подтверждение  и в истории философии: в наивном  материализме и стихийной диалектике Античности, философии Нового времени, в том числе французских материалистов XVIII в., классической немецкой философии.

     Развитие  общественно-исторической практики, науки  и философии к середине XIX в. требовало глубочайшего философского осмысления.

     К. Маркс и Ф. Энгельс создают  свою философию, которую называют «новой философией», «новым материализмом», «диалектическим материализмом». «Марксистская философия – эклектическое сочетание материализма и идеализма – гегелевской философии, французского, фейербаховского материализма и английского эмпиризма.» [3, с. 77]

     «В советской философской литературе укрепилось представление, что философия К. Маркса и Ф. Энгельса — это диалектический и исторический материализм. Следует отметить, что, действительно, ни Маркс, ни Энгельс никогда не рассматривали свою философию как диалектический и исторический материализм. Они говорили о «теории исторического процесса», т.е. историческом материализме (терминология Энгельса из писем 90-х гг., данная в противовес «экономическому материализму» в рамках своей философии — диалектического материализма).» [6, с. 150]

Информация о работе Материализм и идеализм