Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:50, доклад
Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк. Попытка преодолеть половинчатый характер эмпиризма Локка, рассмотреть познание из материалистических позиций. В вопросах познания признавали единственным источником познания ощущения. Считали возможным адекватное познание в силу материального единства мира.
МАТЕРИАЛИЗМ
ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк. Попытка преодолеть половинчатый характер эмпиризма Локка, рассмотреть познание из материалистических позиций. В вопросах познания признавали единственным источником познания ощущения. Считали возможным адекватное познание в силу материального единства мира. Поскольку мир - это материя, а ощущение - также природный (материальный процесс), то познание возможно. Недооценка мышления. Мышление рассматривали как способность сопоставлять и комбинировать ощущения и никакой самостоятельной роли ему не отводили.
Кондильяк. Самый яркий представитель просветительской гносеологии. Развивал идеи Локка, считал, что ощущение - «единственное начало, определяющее все познание, а вместе с ним и развитие человеческих способностей». «Рассудок, рефлексия, страсти, все душевные процессы – одним словом, все является различным образом видоизмененными ощущениями». Память, внимание, сравнение, суждение, рефлексия – это ступени трансформации ощущения. Любовь, ненависть, воля и т.п. – это также видоизмененные ощущения. Принципом развития всех видов ощущений являются удовольствие и страдание. «Наши знания и наши страсти являются результатом удовольствия или боли, сопровождающих впечатления от чувств». Как и многие просветители считал, что познавательные возможности разума не беспредельны, у разумного познания есть границы. Главным методом исследования считал наблюдение. Критерий истины видел в подтверждении фактами.
Дидро Зрелый Дидро – материалист и атеист. Используя идею Спинозы о субстанции как причине самой себя, считал, что единственной субстанцией является материя. Материя как субстанция вечна, едина, не сотворена, существует независимо от человеческого сознания. Мир – это материя в движении, законы природы в ней самой, а не в высшем Разуме. Все явления – конкретные формы существования материи. Дидро говорил, что «…материя разнородна, что в природе существует бесконечное множество различных элементов, каждый из которых обладает, в связи с их разнообразием, собственной специфической силой, несотворенной, неизменной, вечной, неразрушимой, и что эти силы развиваются». Попытка с позиций материализма объяснить единство материи и движения и преодолеть при этом характерный для того времени механицизм. Высказывал идеи активности материи, ближе всех в 18 в. подошел к идее самодвижения материи. Самодвижение пытался объяснить внутренней противоречивостью материи. Но в целом такой монизм в то время приводил к упрощенному толкованию сознания.
В гносеологии - критика взглядов Локка. Дидро не сводил понятия к сумме ощущений, полагая, что чувственность является условием возможности, но не сущностью суждений. Также разделял идею многих просветителей о сомнении как исходной предпосылке познания.
В социальной философии Дидро выступал против просвещенного абсолютизма.
Ламетри (1709-1751) «Человек-машина». «Все способности души зависят исключительно от особенностей устройства мозга и всего тела».
Гельвеций (1715–1771). «Об уме». Сводил понятия, сознание человека к сумме ощущений. Считал, что основа нравственности и социальности - интерес. Воспитание целиком формирует человека.
Гольбах (1723-1789). Главная его работа, «Система природы», посвящена обоснованию материализма и атеизма. «Нет и не может быть ничего за пределами природы» – главный девиз философа. Человек – чисто физическое существо. Духовность – тоже физическое, рассматриваемое под особым углом зрения.