Массовое сознание: понятие, виды, особенности проявления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:02, реферат

Описание работы

Вопрос о «массовизации» современного общества стал в современности одной из ведущих и разрабатываемых проблем. Определение «массовый» стало чрезвычайно распространено и популярно в нашей жизни. Взять хотя бы привычные словосочетания «средства массовой информации», «массовые выступления», «…приобретают массовый характер», «продукт массового потребления» и т.п. Все это свидетельствует о фактической жизнедеятельности феномена «массовое сознание», существование и функционирование которого до сих пор вызывает ряд противоречивых осмыслений и оценок.

Содержание

Введение 3

Особенности массового сознания 4

Формы массового поведения 6

Виды масс 8

Заключение 10

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.88 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                  3

 

Особенности массового сознания                                                         4

 

Формы массового поведения                                                                           6

 

Виды масс                                                                                               8

 

Заключение                                                                                              10

 

Список литературы                                                                                 11

Введение

 

Вопрос о «массовизации» современного общества стал в современности одной из ведущих и разрабатываемых проблем. Определение «массовый» стало чрезвычайно распространено и популярно в нашей жизни. Взять хотя бы привычные словосочетания «средства массовой информации», «массовые выступления», «…приобретают массовый характер», «продукт массового потребления» и т.п. Все это свидетельствует о фактической жизнедеятельности феномена «массовое сознание», существование и функционирование которого до сих пор вызывает ряд противоречивых осмыслений и оценок.

 

По всему, носителями массового  сознания так или иначе являются массы. Однако разобраться в том, что из себя представляют массы, является достаточно трудной задачей. Известные авторы, изучающие данную проблематику, по - разному понимают и оценивают этот феномен. Западные исследователи в конечном итоге так и не пришли к единому мнению о смысле центрального понятия «массы», лежащего в основе исследования массового сознания.

 

«Массовое сознание - это  один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического  существования и воплощения; особый специфический вид сознания общества, свойственный «массам», определяемый как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов  сознания большого числа разнообразных  «классических групп» общества (больших  и малых), однако несводимый к ним.»

 

 

Особенности массового сознания

Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными  процессами, сопровождающими жизнь  людей в обществе. Специфическими особенностями массового сознания являются нормы, обычаи, оценочные представления  и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.

 

В массовом сознании людей  всегда присутствуют, по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное  в узком смысле этого слова  и сознание практическое. К обыденному сознанию относится все то, что  связано с повседневными потребностями. А практическое мышление включает в  себя весь жизненный опыт человека. Наличие в массовом сознании противоречивых элементов является основой для  его оценки как очень изменчивого, подвижного. Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов  сознания – мнений, слухов, которые  непосредственно и быстро отражают изменения в жизни. В целом  же массовое сознание благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью.

 

Массовое сознание имеет  ряд особенностей:

 

1) сложность и противоречивость  – в массовом сознании присутствуют  несовместимые взгляды – прогрессивные  и негативные реакции;

 

2) синкретизм;

 

3) размытость, фрагментарность,  аморфность, разорванность и др.;

 

4) эмоциональность;

 

5) «упрощенное» отражение  социальной действительности.

 

Сопротивление массового  сознания общественным преобразованиям  может носить:

 

1) радикальный характер  бунта;

 

2) пассивный характер молчаливого  сопротивления – «психология  социальной инерции».

 

Массовые действия могут  быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными  и организованными (демонстрации, революции, террористические акты, войны).  Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли организаторы и лидеры, способные руководить остальными, или нет.

 

 

Формы массового поведения

Существуют различные  формы массового поведения.

 

Массовая истерия –  состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Слухи –  совокупность сведений, которые возникают  из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Паника –  такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные  реакции. Погром – коллективный акт  насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного  протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Различают несколько форм организованного протеста:

 

- открытый пассивный протест  (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);

 

- скрытый пассивный протест  ( подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей);

 

- открытый активный протест  (митинги, демонстрации, забастовки, стачки);

 

- скрытый активный протест  и сопротивление (террористическая  борьба, создание политической нелегальной  партии, подготовка военного переворота).

Средства массовой информации в современном обществе могут  контролировать основную часть информационного  поля личности. Быстрая изменчивость информации приводит к стиранию традиционных форм мышления. Телевидение, как важнейший  источник информации, является мощным средством воздействия и даже манипулирования массовым сознанием  людей. Западные социологи считают, что массовые опросы общественного  мнения не выявляют реального представления о состоянии массового сознания, а являются средством формирования общественного мнения, воздействия на него; создаются возможности манипулировать массовым сознанием.

 

Термин «манипулировать» первоначально означал «управлять со знанием дела», а сейчас трактуется как «ловкое и коварное воздействие  на людей с целью достижения личной выгоды неблаговидными средствами», как  психическое воздействие, которое  осуществляется тайно, а следовательно, во вред тем, на кого оно направлено.

 

В теориях У.Липпмана, Э.Бернайса предлагается управлять массовым сознанием в интересах господствующих классов с помощью методов воздействия на инстинктивно эмоциональную сторону психики человека, например, через метод «создания бытия», когда организуется внешний возбудитель так, чтобы он, воздействуя на инстинкты и эмоции, эксплуатировал бы наличный стереотип людей или разрушал его и создавал новый.

 

 

Виды масс

 

Чтобы определиться с тем, кто является носителем массового  сознания, представляется возможным  обратиться к философскому словарю, где дается следующее определение: «Массы – это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)». Это определение хотя и нуждается в совершенствовании, однако, на наш взгляд, вполне способно осветить наиболее значимые характеристики особого типа сознания, носителем которого являются массы, и которое, собственно, можно назвать массовым сознанием. Основной недостаток указанного определения - это обобщающий и в некоторой степени абстрактный характер: фиксируя основные свойства всякой массы, оно принципиально ограничено в операциональном использовании при анализе тех или иных конкретных массовых явлений и процессов.

 

Понятие «масса» можно  конкретизировать по ряду оснований. В  первую очередь, – в зависимости  от таких формальных свойств рассматриваемых  совокупностей (индивидов), как их относительная  величина, упорядоченность в пространстве, наличие непосредственных связей (между  индивидами), способ возникновения. Представляется, что в соответствии с названными признаками, можно различать следующие  виды масс:

 

•  большие и малые,

 

•  устойчивые (постоянно  функционирующие) и неустойчивые (импульсные),

 

•  сгруппированные и  не сгруппированные,

 

•  контактные и неконтактные,

 

•  спонтанные (стихийно возникающие) и организуемые (институционально порождаемые),

 

•  состоящие из представителей одного класса (социального слоя) и нескольких, различных классов (слоев).

Соответственно, с учетом всех этих признаков, тех или иных их значений, может быть описана  и каждая конкретная масса. Так, например, толпа – малая, неустойчивая, сгруппированная, контактная, стихийно возникающая масса; аудитория телевидения – большая, устойчивая не сгруппированная, неконтактная, отчасти организуемая – отчасти стихийная масса и т.д.

 

Д.В. Ольшанский в «Основах политической психологии» , опираясь на исследователей в данной области, приводит следующую обобщающую классификацию масс:

 

в одних случаях под  массой понималось «недифференцированное  множество», нечто вроде абсолютно гетерогенной аудитории средств массовой информации, в противовес иным, более гомогенным сегментам общества (Г. Блумер).

 

В других - «суждение некомпетентных», характеризующее низкое качество современной  цивилизации и являющееся результатом  ослабления руководящих позиций  просвещенной элиты (Х. Ортега-и-Гассет).

 

В третьих, - «механизированное общество», в котором человек является придатком машины, дегуманизированным элементом «суммы социальных технологий» (Ф. Г. Юнгер).

 

В четвертых, - «бюрократическое общество», отличающееся широко расчлененной организацией, в которой принятие решений допускается исключительно на высших этажах иерархии (Г. Зиммель, М. Вебер, К. Манн-гейм).

 

В пятых, - «толпа», общество, отличающееся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, отчуждением, недостатком интеграции (Э. Ледерер, X. Арендт).

 

 

Заключение

 

Подводя итог всему сказанному, можно добавить что, чем бы в конечном итоге не являлись массы, они существуют в тех или иных формах. Есть основания  полагать, что массовое сознание отражает наиболее значимые с исторической, политической, экономической, социальной точки зрения события, происходящие в самом обществе; ценностные ориентации, интересы и потребности в различных  сферах жизни людей. Манипуляция  сознанием, реклама, национализм, феминизм, политические игры, компьютеризация  – далеко не весь спектр преломления  массового сознания. Безусловно, все  эти феномены требуют отдельного осмысления для решения основной задачи – обеспечения благополучной  жизнедеятельности массы людей  в нашей стране и общества в  целом.

 

 

Список литературы

Канетти Э. Масса и власть. М.,1960 // http://lib.ru/POLITOLOG

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Изд. Аст, 2003

Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая  книга, 2001. Информация: http://gosprav.ru/olshansky_psychology


Информация о работе Массовое сознание: понятие, виды, особенности проявления