Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:02, реферат
Вопрос о «массовизации» современного общества стал в современности одной из ведущих и разрабатываемых проблем. Определение «массовый» стало чрезвычайно распространено и популярно в нашей жизни. Взять хотя бы привычные словосочетания «средства массовой информации», «массовые выступления», «…приобретают массовый характер», «продукт массового потребления» и т.п. Все это свидетельствует о фактической жизнедеятельности феномена «массовое сознание», существование и функционирование которого до сих пор вызывает ряд противоречивых осмыслений и оценок.
Введение 3
Особенности массового сознания 4
Формы массового поведения 6
Виды масс 8
Заключение 10
Список литературы
Содержание
Введение
Особенности массового сознания
Формы массового поведения
Виды масс
Заключение
Список литературы
Введение
Вопрос о «массовизации» современного общества стал в современности одной из ведущих и разрабатываемых проблем. Определение «массовый» стало чрезвычайно распространено и популярно в нашей жизни. Взять хотя бы привычные словосочетания «средства массовой информации», «массовые выступления», «…приобретают массовый характер», «продукт массового потребления» и т.п. Все это свидетельствует о фактической жизнедеятельности феномена «массовое сознание», существование и функционирование которого до сих пор вызывает ряд противоречивых осмыслений и оценок.
По всему, носителями массового сознания так или иначе являются массы. Однако разобраться в том, что из себя представляют массы, является достаточно трудной задачей. Известные авторы, изучающие данную проблематику, по - разному понимают и оценивают этот феномен. Западные исследователи в конечном итоге так и не пришли к единому мнению о смысле центрального понятия «массы», лежащего в основе исследования массового сознания.
«Массовое сознание - это один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения; особый специфический вид сознания общества, свойственный «массам», определяемый как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных «классических групп» общества (больших и малых), однако несводимый к ним.»
Особенности массового сознания
Массовое сознание не существует
само по себе, а связано с реальными
процессами, сопровождающими жизнь
людей в обществе. Специфическими
особенностями массового
В массовом сознании людей
всегда присутствуют, по крайней мере,
два основных слоя: сознание обыденное
в узком смысле этого слова
и сознание практическое. К обыденному
сознанию относится все то, что
связано с повседневными
Массовое сознание имеет ряд особенностей:
1) сложность и противоречивость
– в массовом сознании
2) синкретизм;
3) размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность и др.;
4) эмоциональность;
5) «упрощенное» отражение социальной действительности.
Сопротивление массового сознания общественным преобразованиям может носить:
1) радикальный характер бунта;
2) пассивный характер
Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, террористические акты, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли организаторы и лидеры, способные руководить остальными, или нет.
Формы массового поведения
Существуют различные формы массового поведения.
Массовая истерия –
состояние всеобщей нервозности, повышенной
возбудимости и страха. Слухи –
совокупность сведений, которые возникают
из анонимных источников и распространяются
по неформальным каналам. Паника –
такая форма массового
Различают несколько форм организованного протеста:
- открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);
- скрытый пассивный протест ( подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей);
- открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки);
- скрытый активный протест
и сопротивление (
Средства массовой информации в современном обществе могут контролировать основную часть информационного поля личности. Быстрая изменчивость информации приводит к стиранию традиционных форм мышления. Телевидение, как важнейший источник информации, является мощным средством воздействия и даже манипулирования массовым сознанием людей. Западные социологи считают, что массовые опросы общественного мнения не выявляют реального представления о состоянии массового сознания, а являются средством формирования общественного мнения, воздействия на него; создаются возможности манипулировать массовым сознанием.
Термин «манипулировать»
первоначально означал «
В теориях У.Липпмана, Э.Бернайса предлагается управлять массовым сознанием в интересах господствующих классов с помощью методов воздействия на инстинктивно эмоциональную сторону психики человека, например, через метод «создания бытия», когда организуется внешний возбудитель так, чтобы он, воздействуя на инстинкты и эмоции, эксплуатировал бы наличный стереотип людей или разрушал его и создавал новый.
Виды масс
Чтобы определиться с тем, кто является носителем массового сознания, представляется возможным обратиться к философскому словарю, где дается следующее определение: «Массы – это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)». Это определение хотя и нуждается в совершенствовании, однако, на наш взгляд, вполне способно осветить наиболее значимые характеристики особого типа сознания, носителем которого являются массы, и которое, собственно, можно назвать массовым сознанием. Основной недостаток указанного определения - это обобщающий и в некоторой степени абстрактный характер: фиксируя основные свойства всякой массы, оно принципиально ограничено в операциональном использовании при анализе тех или иных конкретных массовых явлений и процессов.
Понятие «масса» можно
конкретизировать по ряду оснований. В
первую очередь, – в зависимости
от таких формальных свойств рассматриваемых
совокупностей (индивидов), как их относительная
величина, упорядоченность в
• большие и малые,
• устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные),
• сгруппированные и не сгруппированные,
• контактные и неконтактные,
• спонтанные (стихийно возникающие) и организуемые (институционально порождаемые),
• состоящие из представителей одного класса (социального слоя) и нескольких, различных классов (слоев).
Соответственно, с учетом всех этих признаков, тех или иных их значений, может быть описана и каждая конкретная масса. Так, например, толпа – малая, неустойчивая, сгруппированная, контактная, стихийно возникающая масса; аудитория телевидения – большая, устойчивая не сгруппированная, неконтактная, отчасти организуемая – отчасти стихийная масса и т.д.
Д.В. Ольшанский в «Основах политической психологии» , опираясь на исследователей в данной области, приводит следующую обобщающую классификацию масс:
в одних случаях под массой понималось «недифференцированное множество», нечто вроде абсолютно гетерогенной аудитории средств массовой информации, в противовес иным, более гомогенным сегментам общества (Г. Блумер).
В других - «суждение некомпетентных», характеризующее низкое качество современной цивилизации и являющееся результатом ослабления руководящих позиций просвещенной элиты (Х. Ортега-и-Гассет).
В третьих, - «механизированное общество», в котором человек является придатком машины, дегуманизированным элементом «суммы социальных технологий» (Ф. Г. Юнгер).
В четвертых, - «бюрократическое общество», отличающееся широко расчлененной организацией, в которой принятие решений допускается исключительно на высших этажах иерархии (Г. Зиммель, М. Вебер, К. Манн-гейм).
В пятых, - «толпа», общество, отличающееся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, отчуждением, недостатком интеграции (Э. Ледерер, X. Арендт).
Заключение
Подводя итог всему сказанному, можно добавить что, чем бы в конечном итоге не являлись массы, они существуют в тех или иных формах. Есть основания полагать, что массовое сознание отражает наиболее значимые с исторической, политической, экономической, социальной точки зрения события, происходящие в самом обществе; ценностные ориентации, интересы и потребности в различных сферах жизни людей. Манипуляция сознанием, реклама, национализм, феминизм, политические игры, компьютеризация – далеко не весь спектр преломления массового сознания. Безусловно, все эти феномены требуют отдельного осмысления для решения основной задачи – обеспечения благополучной жизнедеятельности массы людей в нашей стране и общества в целом.
Список литературы
Канетти Э. Масса и власть. М.,1960 // http://lib.ru/POLITOLOG
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Изд. Аст, 2003
Ольшанский Д.В. Основы политической
психологии. — Екатеринбург: Деловая
книга, 2001. Информация: http://gosprav.ru/olshansky_
Информация о работе Массовое сознание: понятие, виды, особенности проявления