Марксистская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Главной целью марксизма является разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.
Задачами данной контрольной работы являются:
Рассмотреть теоретические предпосылки философии марксизма.
Выявить основные положения диалектического материализма.
Объяснить различие между материализмом Л. Фейербаха и материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса.

Содержание

Введение 3
Теоретические предпосылки философии марксизма 5
Основные положения диалектического материализма 9
Различие между материализмом Л. Фейербаха и
материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса 12
Заключение 15
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 39.73 Кб (Скачать)

Карл Маркс полагал, что  сторонники атеизма на самом деле – пророки новой религии. Для  философа такой религией была «религия Коммунистического общества», при этом он критиковал капиталистический строй общества. В связи с этим в философии диалектического материализма было много противоречий. Материалист Маркс, с одной стороны, верил в идеалы, в светлое коммунистическое будущее, с другой стороны оставлял место и идеализму. 

Диалектический материализм  понимает общество как материалистическое, рассматривает его именно с таких  позиций. Возникает необходимость  создать науку об обществе, но каковы будут научные законы? Ведь каждый человек индивидуален, обладает своим  характером и сознанием. Как подчинить  общим законам развития все общество, если каждая отдельная единица в  нем – человек. Поэтому Маркс  рассматривает внутренний духовный мир как вторичное по отношению  к внешнему миру.

Основные достижения диалектико -  материалистического способа  мышления можно обозначить следующими позициями:

1) критика недостатков капитализма;

2) разработка проблемы практики;

3) уяснение природы общественного.

Но преувеличение роли общественного сопровождалось зачастую умалением человечески – индивидуального, личностного, потерей человека. Марксисты  признавали материальность мира, признание  того, что мир развивается по законам  движения материи. Материя, по Марксу, первична, а сознание – вторично.

Марксистский материализм  доказывает, что все многообразные  тела природы – от мельчайших частиц до гигантских планет, от мельчайших бактерий до высших животных, до человека – представляют собой материю в разных формах и на разных ступенях ее развития. Марксисткой  философии глубоко чуждо пассивное, созерцательное отношение к окружающей действительности. Диалектический материализм  является орудием в деле переустройства общества в духе коммунизма. 

Таким образом, марксистская философия своеобразно решает соотношение  бытия и мышления, природы и  духа. Она, с одной стороны, признает материю первичной и сознание вторичным, с другой стороны, рассматривает  их неоднозначные, сложные и противоречивые взаимодействия, отдавая порой главную  роль именно сознанию. Марксизм опирается  на успехи естествознания и общественных наук; и  утверждает, что мир познаваем, и главной проблемой в нем  остается – проблема общества и  социума.

 

 

 

 

  1. Различие между материализмом Л. Фейербаха и материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса

 

Одной из теоретических предпосылок диалектического материализма К.Маркса и Ф.Энгельса был материализм Л.Фейербаха. У него были свои достоинства и недостатки. Достоинством основоположники марксизма считали острую критику гегелевского идеализма. В своей книге «Сущности христианства» Фейербах смело провозгласил «торжество материализма», исходя из того, что природа существует независимо от какого-то духа, что окружающий человека вещественный мир и есть «единственный действительный мир». Энгельс писал, что «освободительное действие этой книги» было велико. Ясные материалистические идеи учения Фейербаха действовали «освежающе после долгих лет господства абстрактной и тёмной гегельянщины».

Однако материалистические идеи, которые излагал Фейербах, не были свободны от некоторых ограниченностей. На них и обратили своё внимание Маркс и Энгельс.

В результате справедливой в целом критики философского идеализма Фейербах потерял то ценное, что было заключено в трудах Гегеля, – диалектику. Он неспособен был  понять мир в его постоянном развитии, в процессе которого отживают одни явления и появляются новые, как  правило, более совершенные. Все  явления и вещи рассматривались  им как изолированные и неразвивающиеся. Так же, вслед за материалистами XVIII века, Фейербах сводил каждый материализм к механистическому. В то время более других наук была развита механика, и это привело к тому, что к изучению всех явлений, в том числе химических, биологических и даже социальных, применялись масштабы механики. А это очень сильно искажало реальную картину мира.

В целом, материализм Фейербаха  характеризовался Марксом и Энгельсом  как метафизический и механистический. И они стремились преодолеть эту  ограниченность его философии. Марксистский материализм – диалектический. Основная идея диалектики, по Энгельсу, заключается  в том, что «мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в  которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой  их мысленные снимки, понятия, находятся  в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причём поступательное развитие, при всей кажущейся случайности  и вопреки временным отливам, в конечном счете прокладывают себе путь». Такова диалектика развития объективного мира и его познания.

Характерной чертой материализма Фейербаха был антропологизм, который  заключался в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Человеческая сущность толкуется Фейербахом преимущественно  биологически. Он недооценивает её социальную сторону, ведь человек –  существо биосоциальное. Вот почему Маркс, признавая важное историческое значение фейербаховского материализма, в то же время отмечал, что у  Фейербаха «человеческая сущность может рассматриваться только как  «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов  только природными узами». Согласно Марксу, человек является историческим и  социальным существом, а потому его  сущность «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Кроме того, Маркс и Энгельс  указали ещё на одну весьма существенную ограниченность философии Фейербаха, а именно: её пассивно-созерцательный характер. Речь идёт о непонимании  роли практической деятельности людей  в познании ими природных и  социальных явлений и в развитии общества. Фейербах не смог последовательно  применить материалистический подход при объяснении общественных явлений. В понимании общественной жизни он оставался идеалистом. Тем самым его материализм оставался односторонним и незавершённым.

Но, несмотря на свою односторонность, учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских  взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из всего выше сказанного можно  сделать вывод о том, что философия  марксизма сформировалась на учениях  Гегеля и Фейербаха, так как само время привело человечество к  новому осмыслению мира.

Маркс и Энгельс в своем диалектическом материализме обосновали теорию развития общества с той точки зрения, где  главным становится человек, его  жизнь, проблемы, культура и духовность, а также взаимоотношения людей  в обществе.

По Фейербаху человек воспринимался  как нечто абстрактное, в то время  как К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали, что от человека зависит все в  этой жизни.

В политико-экономических трудах Маркс  указывает на реальную базу повышения  степени свободы людей. Это уничтожение  принудительного наемного труда, следовательно, устранение в общеисторическом масштабе пролетариата, рост свободного времени. Это четкий философско-научный прогноз, основанный на объективных экономических и исторических исследованиях.

Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать  философским направлением. Скорее это  способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается  практически во все философские  эпохи.

Его основные постулаты:

  1. мир материален;
  2. мир объективен и не зависит от сознания;
  3. материя первична, вечна, не сотворена;
  4. сознание — свойство материи;
  5. мир познаваем.

Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм, заключаются в применении материализованной  гегелевской диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи — мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика — это отражение — верное или неверное — в головах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма — в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.

В итоге можно отметить, что созданное Карлом Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом философское учение (марксизм) представляет собой стройную и целостную систему мировоззрения, лишенную идеализма и опирающуюся исключительно на науку и практический опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия : учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 608 с.
  2. Балашов. Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями — М., 2009. — 664 с.
  3. Канке В.А. Философия. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Логос,  2007. – 184 с.
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
  5. Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. - Минск : Выш. шк., 2008. - 479 с.
  6. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. – 294 с.
  7. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
  8. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.

Информация о работе Марксистская философия