Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:24, контрольная работа
Марксистская философия появилась в 40-х гг. XIX века, основоположниками которой стали Фридрих Энгельс (1820-1895) и Карл Маркс (1818-1883). Теоретическими предпосылками данной философии считают диалектику Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) и материализм Людвига Фейербаха (1804-1872).
1 Теоретические предпосылки философии марксизма.3
2 Основные положения диалектического материализма..7
3 Различие между материализмом Л. Фейербаха и материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса..11
Список литература..14
Маркс отдельно выделил мир как социальный, что до него не делал ни кто. Рассматривая материализм марксизма, необходимо учитывать то, что он непрерывно связан с революционной стороной. Критикуя недостатки капиталистического общества, философы Маркс и Энгельс говорили о необходимости перехода к социализму, ведь в соревновании капиталов капиталисты будут просто вынуждены резко нарушать права рабочих, относительное обнищание которых и приведет к социалистической революции.
Материализм Людвига Фейербаха оказал огромное влияние на формирование взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, но это не означает, что их философские направления тождественны. Фейербах полностью отвергал диалектику.
Кроме того, Фейербах
оставался идеалистом в области
понимания общественных явлений: он
различал эпохи в развитии человечества
исключительно по формам сознания,
по сменяющим друг друга религиям.
Материализм Фейербаха –
Фейербах не
видел смысла политической борьбы в
общественном развитии, а марксисты
видели в этом прямую связь. Энгельс
и Маркс распространили материализм
на познание общества, создав исторический
материализм. Фейербах же не был сторонником
исторического материализма.
5. Философия Гегеля . 5. Философия Гегеля Система гегелевской
философии. Завершением классического
немецкого идеализма явилась
философская система Гегеля. Ее разработке
посвящены все его основные произведения:
«Феноменология духа» (1807). «Наука логики»
(1812—1816), «Энциклопедия философских
наук» (1817). Введением к гегелевской
философской системе служит его
«Феноменология духа», где Гегель рассматривает
последовательный ряд развития различных
ступеней человеческого сознания —
от низшей формы (непосредственного
чувственного восприятия) до высшей ступени
(абсолютного, или чистого, знания),
на которой все внешние предметы
оказываются полностью Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» — первая и важнейшая часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится
на три части: учение о бытии, о
сущности и о понятии. Бытие и
сущность рассматриваются как ступени,
по которым «взбирается» понятие, прежде
чем оно предстанет во всей своей
всеобщности и полноте. В «Логике»
развитие абсолютной идеи происходит
в форме абстрактных логических
категорий. Отправной пункт ее —
чистая абстрактная мысль о От бытия, понимаемого
как явление, Гегель переходит к
более глубоким, внутренним закономерностям
— к: сущности. Основным содержанием
этой части является рассмотрение Гегелем
закона о взаимопроникновении По Гегелю, познание отношения тождества и различия обнаруживает лежащее в их основе противоречие. Наличие противоречий свидетельствует о развитии явления. В учении о сущности Гегель также дает определение действительности как «единства сущности и существования». Сама же сущность — это «основание существования». С первых же параграфов учения о сущности Гегель отвергает представление о ее непознаваемости. Та необходимость,
с которой совершается развитие
в области бытия и сущности,
осознается в понятии. Такая необходимость
превращается в свободу, а «свобода
— это осознанная необходимость».
Таким образом, «Логика» переходит
к понятию. При этом Гегель критикует
формальную логику и метафизику как
философский метод и От логики Гегель
переходит к философии природы.
Созидательницей природы Третья ступень развития абсолютной идеи — дух. который тоже в своем развитии проходит три стадии: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Субъективный дух— это «душа», или «дух в себе», сознание, или «дух для себя», и «дух как таковой». Объективный дух образует сферу права. Он является свободным волеизъявлением, а система права есть царство реализованной свободы. В конечном счете, объективный дух находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, гражданском обществе и государстве [2]. Абсолютный дух — это вечно действительная истина. Он проходит три ступени развития: искусство, религию и философию. Искусство, по Гегелю, — это непосредственная форма знания абсолютной идеи. Религия своим источником откровения имеет Бога. Философия есть высшая ступень развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии. В философии идея познает саму себя, она возвышается до своего «чистого принципа», соединяет конец абсолютной идеи с ее началом. Если, по Гегелю, философия — это мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея, то происходит «желаемая завершенность» развития абсолютной идеи [3]. Таким образом, абсолютная идея проживает многообразную и сложную жизнь в гегелевской философской системе. Его система — это объективный идеализм: абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», порождает природу и общество. Система построена на основе *триады» — тезиса — антитезиса и синтеза. Эта «триада» делает гегелевскую философскую систему строгой, четкой, с одной стороны, а с другой — позволяет Гегелю показать поступательный характер развития мира, использовать энциклопедичность знаний. Его философская система вбирает в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др. Она вбирает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий. Однако его философская система сдерживает диалектику, ибо имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества. Гегелевская диалектика.
Величайшая роль принадлежит Гегелю
в разработке проблем диалектики.
Он дал наиболее полное учение о
диалектическом развитии как качественном
изменении, движении от низших форм к
высшим, переход старого в новое,
превращение каждого явления
в свою противоположность. Он подчеркнул
взаимосвязь между всеми Правда, Гегель
разработал идеалистическую форму
диалектики: он рассматривает диалектику
категорий, их связи и переливы друг
в друга, развитие «чистой мысли»
— абсолютной идеи. Он понимает развитие
как самодвижение, как саморазвитие,
происходящее на основе взаимопроникновения
противоположностей: поскольку явление
противоречиво, оно обладает движением
и развитием. У него каждое понятие
находится во внутренней необходимой
связи со всеми остальными: понятия
и категории взаимно переходят
друг в друга. Так, возможность в
процессе развития превращается в действительность,
количество — в качество, причина
— в следствие и обратно. Он
подчеркивает единство противоположных
категорий — формы и Он показал
внутреннюю противоречивость, взаимопроникновения
и переходы таких «парных категорий».
Для него категории и по форме
и по содержанию не нуждаются в
чувственно воспринимаемом материале:
они как чистые мысли и ступени
развития абсолютной идеи сами по себе
содержательны и поэтому Гегель создал
фактически непревзойденную до сих
пор систему категорий Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное. Гегелю принадлежит
открытие основных законов диалектики:
закона количественно-качественных изменений,
закона взаимопроникновения Другой закон
— взаимопроникновение Наконец, закон
отрицания отрицания. В нем Гегель
видел не только поступательное развитие
абсолютной идеи, но и каждой отдельной
вещи. По Гегелю, мысль в форме
тезиса вначале полагается, а затем
как антитезис Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина — это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Гегеля совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины. Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий — это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей. Противоречие между методом и системой. Триумфальное шествие гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последователи Гегеля образовали два направления: левогегельянство и правогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический метод и использовали его для критики христианства; вторых больше привлекала философская система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегельянцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его идеализма. Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему. Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики. Провозглашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось Прусским государством и гегелевской философией. Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения. Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи. Эти противоречия
были сняты К. Марксом и Ф. Энгельсом,
когда они осуществили Социалыю-философские
концепции. Социально-философские В «Философии истории» Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории, поставил вопрос о смысле истории. В своем анализе общественного строя Гегель пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества. Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Великие люди играют роль в истории постольку, поскольку они являются воплощением духа своего времени. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы — прогресс, который мы должны познать в его необходимости. Гражданское общество, в его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества: 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация [1]. Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Одновременно основывается важность для гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Гражданское общество
и государство, по гегелевской концепции,
соотносятся как рассудок и разум.
Гражданское общество — это «внешнее
государство», «государство нужды и
рассудка», а подлинное государство
— разумно, оно есть основание
гражданского общества [1]. Формирование
гражданского общества Гегель связывает
с развитием буржуазного строя,
при этом философ говорит о
закономерном диалектическом характере
взаимосвязи социально- Гегель дает
различные трактовки Гегель соглашается
с идеями Локка и Монтескье
о разделении властей в государстве,
где гарантируется публичная
свобода. Вместе с тем он расходится
с ними в понимании характера
и назначения такого разделения властей.
Гегель считает точку зрения самостоятельности
властей и их взаимного ограничения
ложной, поскольку при таком подходе
предполагается враждебность каждой из
властей к другим, их взаимные опасения
и противодействия. Он считает, что
соотношение этих властей должно
выражать взаимосвязь целого и его
членов. В господстве целого, в зависимости
и подчиненности различных К социально-философским
и философско-историческим проблемам
гегелевской философии следует
сегодня отнестись со всей научной
скрупулезностью, ибо они исследовались
в советской философии |