Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:24, контрольная работа
Марксистская философия появилась в 40-х гг. XIX века, основоположниками которой стали Фридрих Энгельс (1820-1895) и Карл Маркс (1818-1883). Теоретическими предпосылками данной философии считают диалектику Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) и материализм Людвига Фейербаха (1804-1872).
1 Теоретические  предпосылки философии марксизма.3
2 Основные положения  диалектического материализма..7
3 Различие между  материализмом Л. Фейербаха и  материализмом К. Маркса и Ф.  Энгельса..11
Список литература..14
Маркс отдельно выделил мир как социальный, что до него не делал ни кто. Рассматривая материализм марксизма, необходимо учитывать то, что он непрерывно связан с революционной стороной. Критикуя недостатки капиталистического общества, философы Маркс и Энгельс говорили о необходимости перехода к социализму, ведь в соревновании капиталов капиталисты будут просто вынуждены резко нарушать права рабочих, относительное обнищание которых и приведет к социалистической революции.
Материализм Людвига Фейербаха оказал огромное влияние на формирование взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, но это не означает, что их философские направления тождественны. Фейербах полностью отвергал диалектику.
Кроме того, Фейербах 
оставался идеалистом в области 
понимания общественных явлений: он 
различал эпохи в развитии человечества 
исключительно по формам сознания, 
по сменяющим друг друга религиям. 
Материализм Фейербаха – 
Фейербах не 
видел смысла политической борьбы в 
общественном развитии, а марксисты 
видели в этом прямую связь. Энгельс 
и Маркс распространили материализм 
на познание общества, создав исторический 
материализм. Фейербах же не был сторонником 
исторического материализма.  
 
 
 
 
 
 
|   5. Философия Гегеля . 5. Философия Гегеля Система гегелевской 
  философии. Завершением классического 
  немецкого идеализма явилась 
  философская система Гегеля. Ее разработке 
  посвящены все его основные произведения: 
  «Феноменология духа» (1807). «Наука логики» 
  (1812—1816), «Энциклопедия философских 
  наук» (1817). Введением к гегелевской 
  философской системе служит его 
  «Феноменология духа», где Гегель рассматривает 
  последовательный ряд развития различных 
  ступеней человеческого сознания — 
  от низшей формы (непосредственного 
  чувственного восприятия) до высшей ступени 
  (абсолютного, или чистого, знания), 
  на которой все внешние предметы 
  оказываются полностью  Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» — первая и важнейшая часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится 
  на три части: учение о бытии, о 
  сущности и о понятии. Бытие и 
  сущность рассматриваются как ступени, 
  по которым «взбирается» понятие, прежде 
  чем оно предстанет во всей своей 
  всеобщности и полноте. В «Логике» 
  развитие абсолютной идеи происходит 
  в форме абстрактных логических 
  категорий. Отправной пункт ее — 
  чистая абстрактная мысль о  От бытия, понимаемого 
  как явление, Гегель переходит к 
  более глубоким, внутренним закономерностям 
  — к: сущности. Основным содержанием 
  этой части является рассмотрение Гегелем 
  закона о взаимопроникновении  По Гегелю, познание отношения тождества и различия обнаруживает лежащее в их основе противоречие. Наличие противоречий свидетельствует о развитии явления. В учении о сущности Гегель также дает определение действительности как «единства сущности и существования». Сама же сущность — это «основание существования». С первых же параграфов учения о сущности Гегель отвергает представление о ее непознаваемости. Та необходимость, 
  с которой совершается развитие 
  в области бытия и сущности, 
  осознается в понятии. Такая необходимость 
  превращается в свободу, а «свобода 
  — это осознанная необходимость». 
  Таким образом, «Логика» переходит 
  к понятию. При этом Гегель критикует 
  формальную логику и метафизику как 
  философский метод и  От логики Гегель 
  переходит к философии природы. 
  Созидательницей природы  Третья ступень развития абсолютной идеи — дух. который тоже в своем развитии проходит три стадии: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Субъективный дух— это «душа», или «дух в себе», сознание, или «дух для себя», и «дух как таковой». Объективный дух образует сферу права. Он является свободным волеизъявлением, а система права есть царство реализованной свободы. В конечном счете, объективный дух находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, гражданском обществе и государстве [2]. Абсолютный дух — это вечно действительная истина. Он проходит три ступени развития: искусство, религию и философию. Искусство, по Гегелю, — это непосредственная форма знания абсолютной идеи. Религия своим источником откровения имеет Бога. Философия есть высшая ступень развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии. В философии идея познает саму себя, она возвышается до своего «чистого принципа», соединяет конец абсолютной идеи с ее началом. Если, по Гегелю, философия — это мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея, то происходит «желаемая завершенность» развития абсолютной идеи [3]. Таким образом, абсолютная идея проживает многообразную и сложную жизнь в гегелевской философской системе. Его система — это объективный идеализм: абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», порождает природу и общество. Система построена на основе *триады» — тезиса — антитезиса и синтеза. Эта «триада» делает гегелевскую философскую систему строгой, четкой, с одной стороны, а с другой — позволяет Гегелю показать поступательный характер развития мира, использовать энциклопедичность знаний. Его философская система вбирает в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др. Она вбирает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий. Однако его философская система сдерживает диалектику, ибо имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества. Гегелевская диалектика. 
  Величайшая роль принадлежит Гегелю 
  в разработке проблем диалектики. 
  Он дал наиболее полное учение о 
  диалектическом развитии как качественном 
  изменении, движении от низших форм к 
  высшим, переход старого в новое, 
  превращение каждого явления 
  в свою противоположность. Он подчеркнул 
  взаимосвязь между всеми  Правда, Гегель 
  разработал идеалистическую форму 
  диалектики: он рассматривает диалектику 
  категорий, их связи и переливы друг 
  в друга, развитие «чистой мысли» 
  — абсолютной идеи. Он понимает развитие 
  как самодвижение, как саморазвитие, 
  происходящее на основе взаимопроникновения 
  противоположностей: поскольку явление 
  противоречиво, оно обладает движением 
  и развитием. У него каждое понятие 
  находится во внутренней необходимой 
  связи со всеми остальными: понятия 
  и категории взаимно переходят 
  друг в друга. Так, возможность в 
  процессе развития превращается в действительность, 
  количество — в качество, причина 
  — в следствие и обратно. Он 
  подчеркивает единство противоположных 
  категорий — формы и  Он показал 
  внутреннюю противоречивость, взаимопроникновения 
  и переходы таких «парных категорий». 
  Для него категории и по форме 
  и по содержанию не нуждаются в 
  чувственно воспринимаемом материале: 
  они как чистые мысли и ступени 
  развития абсолютной идеи сами по себе 
  содержательны и поэтому  Гегель создал 
  фактически непревзойденную до сих 
  пор систему категорий  Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное. Гегелю принадлежит 
  открытие основных законов диалектики: 
  закона количественно-качественных изменений, 
  закона взаимопроникновения  Другой закон 
  — взаимопроникновение  Наконец, закон 
  отрицания отрицания. В нем Гегель 
  видел не только поступательное развитие 
  абсолютной идеи, но и каждой отдельной 
  вещи. По Гегелю, мысль в форме 
  тезиса вначале полагается, а затем 
  как антитезис  Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина — это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Гегеля совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины. Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий — это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей. Противоречие между методом и системой. Триумфальное шествие гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последователи Гегеля образовали два направления: левогегельянство и правогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический метод и использовали его для критики христианства; вторых больше привлекала философская система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегельянцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его идеализма. Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему. Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики. Провозглашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось Прусским государством и гегелевской философией. Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения. Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи. Эти противоречия 
  были сняты К. Марксом и Ф. Энгельсом, 
  когда они осуществили  Социалыю-философские 
  концепции. Социально-философские  В «Философии истории» Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории, поставил вопрос о смысле истории. В своем анализе общественного строя Гегель пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества. Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Великие люди играют роль в истории постольку, поскольку они являются воплощением духа своего времени. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы — прогресс, который мы должны познать в его необходимости. Гражданское общество, в его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества: 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация [1]. Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Одновременно основывается важность для гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Гражданское общество 
  и государство, по гегелевской концепции, 
  соотносятся как рассудок и разум. 
  Гражданское общество — это «внешнее 
  государство», «государство нужды и 
  рассудка», а подлинное государство 
  — разумно, оно есть основание 
  гражданского общества [1]. Формирование 
  гражданского общества Гегель связывает 
  с развитием буржуазного строя, 
  при этом философ говорит о 
  закономерном диалектическом характере 
  взаимосвязи социально- Гегель дает 
  различные трактовки  Гегель соглашается 
  с идеями Локка и Монтескье 
  о разделении властей в государстве, 
  где гарантируется публичная 
  свобода. Вместе с тем он расходится 
  с ними в понимании характера 
  и назначения такого разделения властей. 
  Гегель считает точку зрения самостоятельности 
  властей и их взаимного ограничения 
  ложной, поскольку при таком подходе 
  предполагается враждебность каждой из 
  властей к другим, их взаимные опасения 
  и противодействия. Он считает, что 
  соотношение этих властей должно 
  выражать взаимосвязь целого и его 
  членов. В господстве целого, в зависимости 
  и подчиненности различных  К социально-философским 
  и философско-историческим проблемам 
  гегелевской философии следует 
  сегодня отнестись со всей научной 
  скрупулезностью, ибо они исследовались 
  в советской философии   |