Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:03, реферат
Макиавелли в своей работе "Государь" поднял вопрос о самой личности правителя. Видя реалии страдавшей от феодальной раздробленности Италии, он считал, что правитель должен быть сильным, не страдающим угрызениями совести государем во главе единой страны. Так написанием книги "Государь" Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности
Введение
Итальянский мыслитель и философ Никколо Макиавелли (Niccolò di Bernardo dei Machiavelli) родился в 1469 году, рядом с городом-государством Флоренция в деревне Сан-Кашано в семье адвоката Бернардо ди Николо Макиавелли.
Макиавелли
жил в эпоху, когда Италия представляла
из себя отдельные независимые города-
Макиавелли
в своей работе "Государь" поднял
вопрос о самой личности правителя.
Видя реалии страдавшей от феодальной
раздробленности Италии, он считал,
что правитель должен быть сильным,
не страдающим угрызениями совести
государем во главе единой страны.
Так написанием книги "Государь"
Макиавелли поставил в философии
и истории вопрос о соотношении
моральных норм и политической целесообразности
"Государь"
Рассматривая идеи "Государя" Макиавелли нельзя не отметить многогранность и неоднозначность книги. При поверхностном взгляде может показаться, что "Государь" является своеобразным руководством по управлению государством, этаким сборником правильных алгоритмов управления государством по типу "если хочешь получить результат А - соверши действие Б". как в любом типичном руководстве автор приводит примеры наиболее часто совершаемых ошибок и следующих за ними последствий. При оценке "Государя" как учебник для правителя нельзя не отметить чёткость и логическую выверенность изложения, умение называть вещи своими именами, не прикрываясь красивыми, но лживыми словами.
Отдельно можно сказать, что чисто практический подход у Макиавелли прекрасно сочетается с теоретическим, то есть попыткой объяснить почему в государстве происходят те или иные явления.
Макиавелли говорит о большом различие между существующим в реальной жизни порядком вещей, и тем, как должно быть: "Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности"
Из текста "Государя" становится ясно, что единственно возможным разумным устройством государства Макиавелли считает некий вариант абсолютной монархии ( пусть и не по названию, но по своей сути ), то есть власть одного сильного человека. И цель этого человека, в данном случае само существование и процветание государства. А цель по Макиавелли оправдывает любые средства, даже те, что не укладываются в рамки общей морали. Для правителя не должны иметь значения рамки добра и зла, он обязан быть выше этого. Более того всеми признанные добродетели, в том виде в каком их понимает обычный человек вредны и даже опасны для правителя и всего государства. Так Макиавелли пишет о щедрости: "Ибо если проявлять ее разумно и должным образом, о ней не узнают, а тебя все равно обвинят в скупости, поэтому, чтобы, распространить среди людей славу о своей щедрости, ты должен будешь изощряться в великолепных затеях, но, поступая таким образом, ты истощишь казну, после чего, не желая расставаться со славой щедрого правителя, вынужден будешь сверх меры обременить народ податями и прибегнуть к неблаговидным способам изыскания денег. Всем этим ты постепенно возбудишь ненависть подданных, а со временем, когда обеднеешь, — то и презрение. И после того как многих разоришь своей щедростью и немногих облагодетельствуешь, первое же затруднение обернется для тебя бедствием, первая же опасность — крушением. Но если ты вовремя одумаешься и захочешь поправить дело, тебя тотчас же обвинят в скупости", а так о милосердии: "однако следует остерегаться злоупотребить милосердием", и пользе жестокости: "Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку."
Если у правителя есть выбор в средствах достижения своей цели, то выбирать нужно самое надежное, каким бы оно не было - именно так Макиавелли ставит вопрос о выборе. Прекрасно иллюстрирует это пример в споре, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись: "Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно". Как бы цинично не звучала вышеприведенная фраза, нельзя отказать её автору в прекрасном знании природы людей. И тут же Макиавелли вносит уточнение: " государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушить страх без ненависти". Вот так он видел настоящего государя, человека не останавливающегося не перед чем для достижения своей цели, но всегда знающего грань которую нельзя переходить.
Макиавелли не оставил в стороне и вопрос о честности правителя и умение им держать данное слово: "мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность". И снова встает вопрос о самой природе человека: "Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же"
У
правителя сознательно
Выходит, что для достижения успеха на ниве внешней и внутренней политики государь должен быть умён, хитёр, изворотлив, обязан уметь предвидеть последствия каждого из сделанных им шагов, отбросить в сторону принципы чести и понятия морали, руководствуясь единственно лишь соображениями практической выгоды. Как политик, идеальный государь должен сочетать в себе смелость с решительностью и осторожностью с предусмотрительностью. Как пример умного и удачливого политика и государственного деятеля Макиавелли приводит хорошо известного в те времена Чезаре Борджиа, практически все шаги которого по завоеванию Романьи Макиавелли называет правильными и ведущими к достижению поставленной цели.
Но
вся предусмотрительность и решительность,
все удачные политические союзы мало чего
стоят для обеспечения силы и независимости
государства без сильной армии. Армии
европейских держав времен Макиавелли
преимущественно являлись наёмными. Вот
что думал по этому поводу Макиавелли:
"наёмные и союзнические войска бесполезны
и опасны; никогда не будет ни прочной,
ни долговечной та власть, которая опирается
на наёмное войско, ибо наёмники честолюбивы,
распущены, склонны к раздорам, задиристы
с друзьями и трусливы с врагом, вероломны
и нечестивы; поражение их отсрочено лишь
настолько, насколько отсрочен решительный
приступ; в мирное время они разорят тебя
не хуже, чем в военное - неприятель. Объясняется
это тем, что не страсть и не какое-либо
другое побуждение удерживают их в бою,
а только скудное жалование, что, конечно
недостаточно для того, чтобы им захотелось
пожертвовать за тебя жизнью. Им весьма
по душе служить тебе в мирное время, но
стоит начаться войне, как они показывают
тыл и бегут". Единственно правильным
для государя будет лишь иметь свои собственные
регулярные войска. Макиавелли здесь усматривает
тесную взаимосвязь между правильным
государственным устройством и хорошими
войсками, это значит, что сильную армию
можно получить лишь имея сильное государство.
Только боеспособная регулярная армия
способна обеспечить государству целостность
и независимость, ведь по Макиавелли: "войны
нельзя избежать, можно лишь оттянуть
ее — к выгоде противника"
Заключение
В заключение не возможно не сказать, что всё творчество Николо Макиавелли хоть и неразрывно связано с его эпохой, но во многом остаётся о актуально и по сию пору. Несмотря на прошедшее время точно подмеченные Макиавелли свойства и особенности людей ничуть не изменились, им по прежнему остались присущи алчность и лживость, непостоянство и малодушие. И для управлением такими людьми всё также нужен "Государь" Макиавелли.