Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:36, биография
Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н. э.) — крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Отец Сенеки — Луций Анней Сенека Старший — был римским всадником и происходил из испанского города Кордуба (Кордова).
При императоре Тиберии Сенека Старший переехал со своей семьей в Рим. Он мечтал дать трем своим сыновьям такое же хорошее образование, какое получил когда-то сам; мечтал о политической карьере для них.
Луций Анней Сенека.
Луций Анней
Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н. э.) — крупнейший
римский философ, первый представитель
стоицизма в Древнем Риме. Отец Сенеки
— Луций Анней Сенека Старший — был римским
всадником и происходил из испанского
города Кордуба (Кордова).
При императоре
Тиберии Сенека Старший переехал
со своей семьей в Рим. Он мечтал
дать трем своим сыновьям такое же хорошее
образование, какое получил когда-то сам;
мечтал о политической карьере для них.
Сенека Младший с юности увлекся философией. Под влиянием учителей — Сотиона и Фабиана Папирия, вышедших из школы Секстиев, а также близкого к пифагорейской школе Аттала — Сенека неукоснительно следовал строгим правилам воздержания. Многие привычки он сохранил до старости. Однако отцу удалось пробудить в пылком юноше честолюбие и направить его к политической карьере. Сенека стал адвокатом, но его первые успехи были прерваны тяжелой болезнью, для излечения которой он на несколько лет уехал в Египет.
Там молодой
философ посещал
По возращении
в Рим Сенека, известный к тому
времени как писатель и оратор,
получил первую государственную
должность и вошел в сенат.
Он был уверен, что, зачитывая перед
императором и сенатом свои произведения,
сможет воздействовать на умы представителей
власти, а через них и на общество. Но его
ораторские успехи и философские взгляды
вызывали негодование сначала у императора
Калигулы, а затем и у пришедшего ему на
смену Клавдия. В результате интриг Сенека
был сослан на Корсику.
В ссылке философ предался научным занятиям и увлекся наблюдением небесных светил. Удаленность от столицы, созерцание мира во многом определило будущие взгляды Сенеки. Особую важность для философа приобрели вопросы об отчизне и чужбине, о Риме и остальном мире, о том, что созерцание величия мира есть первый и основной долг человека, о земле как едином обиталище человеческого рода. «Пусть мы проедем из конца в конец любые земли — нигде в мире мы не найдем чужой нам страны: отовсюду одинаково можно поднять глаза к небу».
Как в годы молодости,
перед Сенекой вновь встал
вопрос о ценности «государственной
жизни», от которой его насильно
оторвали, и жизни созерцательной
— то есть долга перед государством
и перед самим собой. Ответ на
этот вопрос философ дал в трактате «О
краткости жизни».
В это же время
Сенека пишет свои первые трагедии
— «Федру», «Эдипа», «Медею». Все
его трагедии написаны на мифологические
и хорошо известные современникам
темы, поэтому само повествование
не является целью философа. Через образы,
через черты героев и их поведение он старается
передать читателю нравственные нормы,
показать жизнь такой, какой ее видит философ,
и воспитать римлян. В его трагедиях нет
случайных деталей, все они говорят об
отступлении от нормы, «порче нравов»
и последствиях этого отступления.
В 49-м году жена
Клавдия Агриппина добилась возвращения
Сенеки из ссылки, выхлопотала для
него высокую государственную
Несмотря на трудности,
с которыми столкнулся Сенека-воспитатель,
некоторые его уроки были усвоены царственным
воспитанником. Несколько первых лет правления
Нерона, относительно счастливых для Рима,
служат прямым тому доказательством. Когда
Нерон в 54-м году пришел к власти, то провел
ряд мероприятий под руководством Сенеки.
На некоторое время возросла власть сената,
были произведены финансовые реформы.
Одной из своих
задач Сенека считает попытку
направить сограждан к
Спустя год
после воцарения Нерона Сенека обратился
к нему с трактатом «О милосердии», в котором
указал разницу между идеальным государем
и тираном. В трактате он назвал основной
добродетелью властвующего разумное милосердие,
благодаря которому тот находит должную
меру между мягкостью и строгостью, необходимой
для обуздания порочной толпы.
Однако в 62-м году положение Сенеки становится шатким, он постепенно теряет влияние на императора.
В 58-м году на
философа начинаются нападки, и он вынужден
защищаться. Его апологией стал трактат
«О блаженной жизни». Эта книга стала самой
решительной попыткой философа примирить
стоическую доктрину и действительность.
В очередной раз он говорит о необходимости
нравственной нормы, или совести: только
она отличает философа от толпы, полностью
занятой заботами о богатстве, власти
и наслаждениях. В повседневной жизни,
в круговороте забот и обязанностей только
она укажет путь и к сохранению внутренней
свободы, и к служению другим людям. Так
она поможет сделать богатство полезным
для всех, научив философа щедрости и благодеяниям.
Среди всех философов-стоиков Сенека больше
всего говорит об осознанной разумом совести.
Эта жизненная
ситуация, когда осуществление мечты
об идеальном правителе оказалась
невозможным в реальной жизни, привела
Сенеку к размышлениям, стоило ли делать
все, что было сделано. В трактате «О спокойствии
души» он отвечает: «Да». Деяние остается
для него истинным поприщем добродетели
и, прежде всего, деяние на благо государства.
«...Вот что, я полагаю, должна делать добродетель,
и тот, кто ей привержен: если фортуна возьмет
верх и пресечет возможность действовать
... пусть он берет на себя меньше обязанностей
и с выбором отыщет нечто такое, чем может
быть полезен государству. Нельзя нести
военную службу? Пусть добивается общественных
должностей. Приходится остаться частным
лицом — пусть станет оратором. Принудили
к молчанию — пусть безмолвным присутствием
помогает гражданам. Опасно даже выйти
на форум — пусть по домам, на зрелищах,
на пирах будет добрым товарищем, верным
другом, воздержным сотрапезником. Лишившись
обязанностей гражданина, пусть выполняет
обязанности человека!»
В это время
Сенека пишет также большой трактат
«О благодеяниях». В акте добровольного
благодеяния Сенека теперь видит единственную
надежную основу взаимоотношений между
людьми. Для человека всякое благодеяние
есть добродетельный поступок, награда
за который — в нем самом, даже если за
благодеяние не платят благодарностью.
«Нравственные
письма к Луцилию» — своего рода
книга итогов, написанная философом в
конце жизни. Ее адресат Луцилий — лицо
реальное. В своих письмах к другу-ученику,
написанных в свободной форме, Сенека
не поучает, а как бы размышляет на тему
конкретных жизненных ситуаций. Но в ходе
этих размышлений он подводит итог всех
своих поисков и раздумий нравственного
характера. В «Письмах» Сенека излагает
систему стоической этики. Любая житейская
мелочь, любой жизненный факт становится
отправной точкой для рассуждения — все
может служить примером. В «Письмах» Сенека
ведет Луцилия от земных римских идеалов
к высоким духовным, к полной независимости
от внешних обстоятельств.
Одного знания добра недостаточно, необходима еще и активная воля к совершению добра. И направить нашу волю к добру должна еще одна нравственная категория — совесть.
Божественная воля может быть только благой. «Бог печется о людях и воля его есть провидение». Бог посылает «человеку добра» страдания для того, чтобы закалить его в испытаниях, и в этом он подобен любящему отцу, а не ласковой матери. Только в испытаниях можно выявить себя. «Ты великий человек? А откуда мне это знать, если судьба не дает тебе случая показать твою добродетель?», а значит, и доказать людям ничтожность невзгод. Самый благой выбор — это принятие воли божества, пусть даже суровой.
Как часть божественной
воли «человек добра» воспринимает и
смерть. Смерть предусмотрена мировым
законом и поэтому не может
быть безусловным злом. Но и жизнь
сама по себе не есть безусловное благо:
она ценна постольку, поскольку
в ней есть нравственная основа.
Но уход Сенеки
в частную жизнь не обезопасил
его от Нерона. Нерон ощущал, что
сама личность учителя, всегда воплощавшая
для него норму и запрет, стала
некой преградой на его пути. Доносчики
обвинили Сенеку в заговоре. Нерон,
несмотря на практически доказанную непричастность
Сенеки, не упустил случая и приказал своему
наставнику умереть.
Система взглядов и, особенно, нравственная позиция Луция Аннея Сенеки оказали сильное влияние не только на его современников, но и на мыслящих людей всех последующих поколений. По содержанию основных положений учения Сенеки его считают первым в Риме представителем учения стоиков.