Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:22, реферат
Каждый хочет достичь в своей жизни счастья, но не каждый имеет представление о том, что такое счастье. Достичь его очень нелегко. Так что же надо сделать, чтобы жить счастливо?
1. В чём заключается счастливая жизнь
2.Каковы должны быть духовные качества человека, стремящегося к счастливой жизни
3. Сравнение нравственности и удовольствия.
4. В чём состоит духовная свобода человека.
5. Цели, на пути к счастью. Преимущества лучшего перед худшим для философа.
6. Основная задача каждого философа.
Ещё один важный аспект затрагивает Сенека, размышляя о богатстве – сословия. По его мнению, надо помогать людям вне зависимости от того, патриций он или плебей, раб или свободный человек. Главное, вновь повторяет автор, чтобы это был человек, достойный милосердия. Таким образом, Сенека утверждает, что богатство – не благо, т.к. оно не делает людей благородными, но если им обладает мудрец, то оно приносит большую пользу.
Далее он объясняет, в чём преимущество
богатства. По словам философа, живя в
роскошных апартаментах или находясь
среди нищих, он будет чувствовать себя
одинаково. Но всё-таки он предпочтёт богатство
бедности. Сенека говорит, что вообще жизнь
может сложиться по-разному. Он может
оказаться в числе невезучих или, напротив,
в числе удачливых, но он не станет проклинать
её в первом случае или выказывать самодовольство
во втором. Сенека приводит слова великого
Сократа, точки зрения которого он придерживается:
«Пусть головокружительная перемена судьбы
взгромоздит меня на чужеземные носилки
и я украшу собой торжественную процессию
надменного и дикого завоевателя: волочась
за чужой колесницей, я почувствую себя
не более униженным, чем тогда, когда стоял
на собственной»17. Автор ещё раз
заверяет, что его выбор всегда будет за
лучшим, а в противовес своим противникам
вновь повторяет, что у философа богатство
на службе, а у глупца богатство – хозяин
положения. Возвращаясь к предмету добродетели,
Сенека утверждает, что в бедности и богатстве
она должна проявлять одни и те же черты
характера несколько иначе. В бедности
– «более мужественные, воинственные
добродетели», в богатстве – более уравновешенные.
6.
Основная задача каждого
Сенека глубоко убеждён, что его взгляды и поведение никогда не будут зависеть от мнения окружающих, в чём он полностью согласен с Сократом. А если его и будет волновать мнение окружающих, то только потому, что, осуждая добродетель и ненавидя её, люди не смогут стать лучше. Даже там, где не пожелают причинить зла, они будут сеять его. Поэтому к добродетели надо относиться с большим почтением. Её следует обожествлять и при одном её упоминании хранить глубокое молчание.
Обращаясь к речам Сократа, Сенека говорит о том, что не следует оскорблять добродетель ещё и потому, что, издеваясь над ней, подвергая её всяким сомнительным испытаниям, вы тем самым испытываете её неприступность, но напрасно тратите свои силы. Вместо этого, призывает Сенека, обратитесь к своим собственным недостаткам, которые вы не замечаете, но которые терзают вас и вселяют противоречивое отношение к одним и тем же сторонам жизни.
В заключение автор говорит о том, что люди часто не видят свои недостатки. Философ же все негативные стороны жизни видит как на ладони, он видит безнравственность человеческих душ («…разве ужасный шквал не захватил уже ваши души…»18) и указывает на них.
Литература
Сенека Луций Анней «
Информация о работе Луций Анней Сенека. «О счастливой жизни»