Логика Гегеля и учение об абсолютной идее

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:55, реферат

Описание работы

В истории философии особым образом выделяются фигуры Платона и Гегеля: первого считают основоположником диалектической логики, а второго – автором самого развёрнутого за всю историю философии и наиболее последовательного изложения этой логики. Ни неоплатоники, ни предшественники Гегеля в немецкой классической философии не могли так чётко определить предмет логики и диалектический метод.

Содержание

Введение 3
Логика Гегеля и учение об абсолютной идее 4
Заключение 9
Список использованной литературы 10

Работа содержит 1 файл

Логика Гегеля и учение об абсолютной идее.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Логика  Гегеля и учение об абсолютной идее

Содержание

Введение

 
 

     В истории философии особым образом  выделяются фигуры Платона и Гегеля: первого считают основоположником диалектической логики, а второго  – автором самого развёрнутого за всю историю философии и наиболее последовательного изложения этой логики. Ни неоплатоники, ни предшественники Гегеля в немецкой классической философии не могли так чётко определить предмет логики и диалектический метод.

    Философская система делится Гегелем на три  части:

    1)логика;

    2)философия  природы; 

    3)философия  духа.

    Исходным  пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.

    Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития.

    Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает  узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи  и развитии. Гегель провозглашает  единство. тождество диалектики, логики и теории познания.

    Рассмотрим  более подробно логику Гегеля и учение об абсолютной идее. 
 
 
 
 
 
 

1.Логика Гегеля и учение об абсолютной идее

 

     Согласно  Гегелю логика есть единственный способ мыслить истину. Он писал: "Логическое по своей форме имеет три стороны: а) абстрактную, или рассудочную, б) диалектическую, или отрицательно-разумную, в) спекулятивную, или положительно-разумную. Эти три стороны не составляют трех частей логики, а суть моменты всякого логически реального, т. е. всякого понятия или всего истинного вообще". Конечно, Гегель имел в виду спекулятивно-логическое мышление. Тем самым мы должны формально констатировать наличие трех логик, обладающих своими законами и формулами применения.

     Логика  Гегеля состоит из трех частей: учения о бытии, учения о сущности и учения о понятии. Каждая из этих частей делится на разделы. Учение о бытии включает в себя разделы: "Качество", "Количество" и "Мера". Учение о сущности состоит из разделов: "Сущность", "Явление" и "Действительность". Учение о понятии содержит разделы: "Субъективность", "Объективность" и "Идея". Разделы, в свою очередь, делятся на главы. Например, раздел "Качество" в учении о бытии состоит из глав: "Бытие", "Наличное бытие" и "Для-себя-бытие". Глава "Бытие", в свою очередь, включает в себя разделы "Бытие", "Ничто" и "Становление".1

     Логика  Гегеля начинается с анализа бытия, являющегося отправной точкой процесса достижения идеей высшего состояния  Абсолютной Идеи. Ниже мы рассмотрим исходную диалектическую триаду бытие-ничто-стaновление учения о бытии, которая лежит в основе логики Гегеля.

     Бытие есть все то, что существует. Оно  представляет собой наиболее абстрактное  из всех понятий, бытие есть чистая неопределенность и пустота.

     Гегель  утверждает, что единство бытия и  ничто есть становление. Бытие и  ничто являются пустыми абстракциями, тогда как становление, представляющее собой единство двух противоположностей, есть первая конкретная мысль.

     Именно  на основе логической триады бытие-ничто-становление  была построена логика тезиса-антитезиса-синтеза  и логика утверждения-отрицания-отрицания отрицания и т. д., которые обычно рассматриваются как метод Гегеля.

     Отправной точкой развития логики Гегеля является диалектическая триада бытие-ничто-становление. После прохождения этих трех стадий бытие переходит в состояние наличного бытия. Наличное бытие имеет свои три стадии, после прохождения которых оно переходит в состояние для-себя-бытия. Для-себя-бытие также имеет три стадии, после прохождения которых оно переходит в состояние количества. Количество после прохождения своих трех стадий переходит в меру, и после прохождения последних трех стадий теория бытия завершается.

     Следующей является теория сущности. Логика Гегеля переходит от сущности к явлению  и от явления к действительности. Теория сущности сменяется теорией понятия. Понятие переходит от стадии субъективного к стадии объективного понятия и затем к стадии идеи. Идея проходит три стадии развития: стадию жизни, стадию идеи познания и стадию Абсолютной Идеи, которая и является конечным пунктом развития логики.

     Затем в целях истинной самореализации мир логики, то есть мир Идеи, вступает в стадию самоотрицания и переходит  в царство Природы. Согласно Гегелю, движение Идеи происходит с целью  выхода ее за пределы самое себя, иными словами, природа есть самоотчуждение Идеи, отрицание Идеи, существование Идеи в форме инобытия. Царство Природы состоит из трех ступеней: механики, физики и органики (органическая физика).

     Идея, выходя за пределы самое себя путем  самоотрицания, возвращается в свое собственное лоно путем отрицания отрицания. Идея, прошедшая стадию возвращения в свое лоно через человека, есть дух. Развитие духа проходит через три стадии: субъективный дух, объективный дух и Абсолютный Дух. Абсолютный Дух стоит на самой вершине развития духа. Развитие Абсолютного Духа проходит через три стадии: искусство, религия и философия.

     В учении о бытии, начав с анализа того, что есть существование, Гегель рассматривает  логику изменения, или логику возникновения  и исчезновения. Учение о бытии  получило свое развитие в учении о  сущности. Здесь Гегель рассматривает  аспект неизменности вещей и их взаимосвязанность. Учение о сущности переходит в учение о понятии, которое объединяет учение о бытии и учение о сущности. В учении о понятии Гегель рассматривает саморазвитие вещей, то есть тот факт, что при переходе в инобытие вещи не перестают быть самими собой. Движущей силой этого развития являются понятие и жизнь.2

     На  каком же основании можно утверждать, что мышление Бога шло по пути бытие-сущность-понятие? Гегель утверждает, что понимание  этого достигается с помощью  наблюдения за процессом познания человеком вещей извне вовнутрь. На примере с цветком он показывает, что сначала мы чувственно воспринимаем его существование, затем познаем его сущность, после чего формируется понятие цветка, в котором объединяются существование и сущность последнего.

     Как говорилось выше, Природа, согласно Гегелю, есть Идея в  форме инобытия, или самоотчужденная  идея. Следовательно, если логика возникла в качестве тезиса, то философия  природы становится антитезисом. Затем  природа вновь обретает сознание и свободу через человека и становится Духом. Таким образом, философия духа представляет собой синтез.

     Естественный  мир также развивается в соответствии с диалектикой тезиса- антитезиса-синтеза, т.е. проходит три стадии развития - механики, физики и органики. Это, однако, не развитие самой природы, а внешнее проявление Идеи. Согласно Гегелю, сначала возникает понятие силы, потом - понятие физического явления и затем - понятие живых существ.

     Появляется  человек, и Дух получает саморазвитие через человечество. Развитие духа проходит три стадии - субъективного духа, объективного духа и Абсолютного Духа. Субъективный дух относится к духу индивида; объективный дух относится к духу группы (рода, нации и т.д.) или объективированному духу, выходящему за пределы человека.

     Объективный дух проходит в своем развитии три стадии - право, мораль и нравственность. Право относится не к чему-то систематизированному наподобие конституции государства, а к простейшим формам человеческих взаимоотношений, например в группе людей. Затем человек приходит к уважению прав других и к нравственной жизни. Однако здесь все еще сохраняется много субъективных (индивидуальных) аспектов. Как видим, нравственность возникает как совокупность общепринятых норм. Первой стадией нравственности является семья. Членов семьи объединяет любовь , и в семье имеет место свобода. Однако на стадии гражданского общества интересы личностей вступают в противоречие, и свобода ограничивается. Далее возникает государство, объединяющее в себе семью и гражданское общество. По мнению Гегеля, Идея проявляет себя полностью через государство. Государство, в котором Идея осуществляется, делается рационалистическим государством. В этом государстве человеческая свобода реализуется в полной мере.

     И наконец, возникает Абсолютный Дух. Абсолютный Дух проявляет себя через три стадии - искусство, религию и философию. При достижении стадии философии Идея вновь обретает себя. Таким образом диалектическое движение Идеи возвращается к своему началу. Возникает природа, появляется человек, образуется государство; возникают искусство, религия и философия и, наконец, Идея возвращается в состояние Абсолютной Идеи (Бога). Так завершается процесс развития. 
 
 

Заключение

 
 

     Логика  представляет исходную и важнейшую  части всей гегелевской системы, так как она рассматривает абсолютную идею, которая, составляя существо всей действительности, развертывает в логике свои категории.

     Гегель  исходит из идеалистического принципа тождества мышления и бытия. Однако этот принцип позволяет Гегелю встать на путь историзма и рассмотреть логические категории как содержательные понятия. Вместе с тем единство логического и исторического понимается Гегелем в духе приписывания логическому первичности по отношению к историческому. Логические категории Гегель представил как взаимосвязанные и переходящие друг в друга, а так как за этой диалектикой стоит диалектика вещей, действительности, то диалектика Гегеля имеет глубокий смысл.

     Логику  Гегеля подразделяет на учение о бытии, сущности, понятии. Начало всего - чистое ничто, так как оно есть в то же время и чистая мысль. В этом случае оно есть в то же время и ничто, лишенное каких-либо определений.

     Бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в  котором и бытие и ничто  сняты, т.е. они одновременно и упразднены, и сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада: бытие (тезис), ничто (антитезис), становление (синтез). Этот принцип триады Гегель проводит через весь анализ категорий. 
 
 
 
 
 
 

      Список использованной литературы

  1. Бахтомин  Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр. прочтения "Критики чистого разума" - М.: Наука, 2000
  2. Гегель. Г.В.Ф. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во "Мысль", Москва – 1990 .
  3. Дворцов А.Т.. Гегель. Из-во Наука. Москва. 1972г.
  4. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. М. Юрид. литература. 2004 г. под редакцией д.ю.р. наук, проф. В.С. Нерсесянца.
  5. Рассел Б. История западной философии. - М., 2003.
  6. Соколов В.В. Философия Рене Декарта.- М., 2000.
  7. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII веков. - М., 2001.

Информация о работе Логика Гегеля и учение об абсолютной идее