Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:34, доклад
Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода.В возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.
Родился Конфуций
в 551 г. до нашей эры в царстве
Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым
воином из знатного княжеского рода.В
возрасте 63 лет, он решается на третий
брак, и его женой соглашается стать молодая
девушка из рода Янь, которая считает,
что нужно выполнить волю отца. Видения,
которые посещают ее после свадьбы, предвещают
появление великого человека. Рождению
ребенка сопутствует множество чудесных
обстоятельств. Согласно традиции, на
его теле имелось 49 знаков будущего величия.
Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из
рода Кун, известный на Западе под именем
Конфуция.
Отец Конфуция умер, когда мальчику было
3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь
воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство,
чистота личной жизни сыграли большую
роль в формировании характера ребенка.
Уже в раннем детстве Конфуций отличался
выдающимися способностями и талантом
предсказателя. Он любил играть, подражая
церемониям, бессознательно повторяя
древние священные ритуалы. И это не могло
не удивлять окружающих. Маленький Конфуций
был далек от игр, свойственных его возрасту;
главным его развлечением стали беседы
с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали
в школу, где обязательным было освоение
6 умений: умение выполнять ритуалы, умение
слушать музыку, умение стрелять из лука,
умение управлять колесницей, умение писать,
умение считать.
Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью
к учению, пробужденный ум заставлял его
читать и, самое главное, усваивать все
знания, изложенные в классических книгах
той эпохи, поэтому впоследствии о нем
говорили: «Он не имел учителей, но лишь
учеников». При окончании школы Конфуций
один из всех учащихся сдал сложнейшие
экзамены со стопроцентным результатом.
В 17 лет он уже занимал должность государственного
чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета
должны быть верны — вот единственно о
чем я должен заботиться», — говорил Конфуций.
Позже в его ведение поступил и скот царства
Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены
— вот моя забота», — таковы были слова
мудреца.
«Не беспокойся о том, что не занимаешь
высокого поста. Беспокойся о том, хорошо
ли служишь на том месте, где находишься».
В двадцать пять лет за свои бесспорные
достоинства Конфуций был отмечен всем
культурным обществом. Одним из кульминационных
моментов в его жизни стало приглашение
благородного правителя посетить столицу
Поднебесной. Это путешествие позволило
Конфуцию в полной мере осознать себя
наследником и хранителем древней традиции
Он решил создать школу, основанную на
традиционных учениях, где человек учился
бы познавать Законы окружающего мира,
людей и открывать собственные возможности.
Конфуций хотел видеть своих учеников
«целостными людьми», полезными государству
и обществу, поэтому учил их различным
областям знания, основывающимся на разных
канонах. Со своими учениками Конфуций
был прост и тверд: «Почему тот, кто не
задает себе вопросы «почему?», заслуживает
того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему
я его должен учить?»
«Кто не жаждет знать, того не просвещаю.
Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто
по одному углу не может выявить соотношения
трех углов, — я для того не повторяю».
Слава о нем распространилась
далеко за пределы соседних царств.
Признание его мудрости достигло
такой степени, что он занял пост
Министра правосудия — в те времена
самую ответственную должность в
государстве. Клевета и наветы привели
к тому, что правитель Лу перестал внимать
советам Конфуция. Конфуций покинул родное
государство и отправился в путешествие
по стране, наставляя правителей и нищих,
князей и пахарей, молодых и стариков.
Везде, где он проходил, его умоляли остаться,
однако он неизменно отвечал: «Мой долг
распространяется на всех людей без различия,
ибо я считаю всех, кто населяет землю,
членами одной семьи, в которой я должен
исполнять священную миссию Наставника».
Для Конфуция знание и добродетель были
едины и неразделимы, и поэтому жизнь в
соответствии со своими философскими
убеждениями являлась неотъемлемой частью
самого учения. «Подобно Сократу, он не
отбывал «рабочее время» со своей философией.
Не был он и «червем», зарывшимся в свое
учение и сидящим на стуле вдали от жизни.
Философия была для него не моделью идей,
выставляемых для человеческого осознания,
но системой заповедей, неотъемлемых от
поведения философа». В случае Конфуция
можно смело ставить знак равенства между
его философией и его человеческой судьбой.
Конфуций не был основателем религии,
и на вопрос одного из учеников о загробном
мире как-то ответил: «Не научившись [честно]
служить людям, можно ли [достойно] служить
духам?» (Лунь юй, 11.11). Однако после его
смерти в его честь были воздвигнуты храмы
и стал складываться религиозный по форме
культ Конфуция как первоучителя человечества.
Конфуцианство приобрело в Китае статус
официального вероучения, благодаря системе
экзаменов государственные должности
могли занимать только ученые конфуцианцы.
Тем удивительнее, что сам Конфуций в жизни не преуспел. По крайней мере он так полагал .Философ считал, что намеченных целей он не достиг, к концу жизни уделом его стало разочарование.
Умер мудрец в 479
году до нашей эры; свою смерть он предсказал
ученикам заранее.
Несмотря на внешне скромные биографические
данные, Конфуций остается величайшей
фигурой в духовной истории Китая. Один
из его современников говорил: «Поднебесная
давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо
возжелало сделать Учителя пробуждающим
колоколом»
Конфуций не любил говорить о себе и весь
свой жизненный путь описал в нескольких
строчках:
«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду от
лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову моего
сердца и не нарушал Ритуала».
В этом высказывании весь Конфуций — человек
и идеал традиции, известной как конфуцианство.
Его путь от учёбы через познание «воли
Неба» к свободному следованию желаниям
сердца и соблюдению правил поведения,
которые он считал священными, «небесными»,
стал нравственным ориентиром всей культуры
Китая.
Конфуций — серьезный претендент на звание самого влиятельного человека в истории, и к счастью, он оставил нам в наследство свою философию. Оставленное им собрание благонравных штампов, эксцентричных афоризмов и полузагадочных анекдотов должно было стать идеальной философией государственных служащих. Таковая была его основной целью. В отличие от других мудрецов, Конфуций не хотел, чтобы его ученики становились нищими скитальцами, а просвещенность их осталась бесплодной. Сделать из своих учеников хороших государственных чиновников — вот о чем он мечтал. И результат превзошел самые смелые ожидания. Более двух тысяч лет учение Конфуция диктовало правила поведения и давало пищу для размышлений чиновникам, школьным учителям, министрам и администраторам, сформировав своеобразное мировоззрение конформизма, присущее Китайской империи. Именно здесь родилось крылатое «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». В конфуцианском Китае размеренное существование почиталось за счастье. Неудивительно, что у многих возникало желание нарушить эту привычную монотонность. Однако за самое незначительное отступление от правил непокорных ждало возмездие — в лучшем случае удавалось отделаться всего лишь кастрацией..