Личность как философская проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания, особый вид духовной жизни человека.
Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире, позволяет выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче. Философия учит нас мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека, позволяет выработать культуру разумного мышления.

Содержание

Введение.
Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности человека.
Круги человеческого бытия.
Понятие личности. Человек как личность.
Личность в историческом процессе.
5. Гуманизм и его формы.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

5191_vk0.docx

— 43.48 Кб (Скачать)

Тема 21. Личность как философская проблема

 

Введение.

  1. Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности человека.
  2. Круги человеческого бытия.
  3. Понятие личности. Человек как личность.
  4. Личность в историческом процессе.

5. Гуманизм и его формы.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Философия –  древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания, особый вид духовной жизни человека.

Изучение философии  расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения  ко всему, что происходит в окружающем мире, позволяет выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче. Философия учит нас мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека, позволяет выработать культуру разумного мышления.

Одной из центральных  проблем философии является проблема личности. Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности человека.

 

Проблема человека–центральная проблема философии.В первую очередь она связана с выяснением его происхождения и сущности. На протяжении всей истории философии, да и сегодня, эта проблема по-прежнему является актуальной.

С одной стороны, человек –существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем  сильны бессознательные импульсы. С  другой стороны, человеческая природа  являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и  осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека. Под проблемой человека в философии  понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места  человека в окружающем мире и т. д.

Вопрос о соотношении  в человеке природного и социального  решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к  человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего  на его жизнь и поведение, а  значит и на развитие общества. Натуралистический  подход продолжил представления  о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание  в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической  стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время  он возвышается над природой в  духовно-культурном отношении, человек  отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Большинство  современных ученых считает, что  сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность  понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет.

Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.

Существуют пять основных концепций происхождения  человека:

1. Креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом;

2. Биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

3. Трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

4. Мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

5. Космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

Подтверждением  родства человека и животных являются следующие факты:

1. Для человека и животных характерны одинаковые вещественный состав, строение и поведение. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Сравнительный анализ показал, что белки человека и шимпанзе сходны на 99%;

2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция живого, поэтому на разных стадиях эмбриогенеза у него появляются жабры, хвост и т.д. Это так называемый биогенетический закон;

3. О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов и рудиментарных органов;

4. Данные генетики  также подтверждают преемственность  между низкоорганизованными и  высокоорганизованными формами  жизни. Так, установлено, что  в генотипе человека примерно 95% генов унаследовано от наших  обезьяноподобных предков, 60—70% генов  принадлежат примитивным насекомоядным  млекопитающим, послужившим исходной  группой для эволюции всех  приматов. В генотипе человека  также есть гены, унаследованные  через длинный ряд промежуточных  форм от рыбообразных предков,  и т.п.

Отличия человека от животных :

1. Способность к понятийному мышлению. В отличие от человека, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей;

2. Речь.  У животных может быть очень развитой система общения с помощью сигналов (например, дельфины общаются с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов). Тем не менее общение между ними идет на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой, — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных. Таким образом, слово становится видовым признаком человека;

3. Способность к труду. Третье важнейшее отличие человека от животных —способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные, кроме того, способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудия для доставания плодов. Но только человек способен создавать орудия труда. Именно это отличие позволяет утверждать, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, что труд создал человека.

Объективный поход  к решению вопроса о соотношении  биологического и социального, вероятно, заключается в необходимости  взглянуть на человека с трех позиций: биологической, психологической и социальной. Человека можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее биологическому миру и подчиняющееся его законам. Такой взгляд выражается в понятии «индивид», обозначающий конкретного представителя человеческого рода как носителя психофизиологических качеств. В этом понятии собственные индивидуальные особенности человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах, т.е. человек рассматривается как один из многих представителей вида Homo sapiens.

Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии  «личность», которое означает понимающее и мыслящее существо, способное к  саморефлексии. Индивид становится личностью в процессе социализации и инкультурации, через общение  с другими людьми и усвоение в  процессе этого общения культурных достижений человечества и его родной культуры, поэтому личность иногда определяется как социальная индивидуальность. Таким образом, личность — это  субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность, играя разнообразные  социальные роли. Именно через деятельность осуществляются процессы социализации и инкультурации, в ходе которых  человек становится личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Круги человеческого бытия.

 

Философия, включая  в круг своего анализа проблему бытия, опирается на практическую, познавательную, духовно нравственную деятельность человека. Эта проблема осмысливается  с помощью категории бытия, а  также таких тесно связанных  с нею категорий, как небытие, существование, сущность, сущее, субстанция, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера, конечность, бесконечность, реальность, граница  и т.д.

Человек как  личность многолик в своих проявлениях.Это не только

Homo sapiens - человек разумный. Вместе с тем он - существо познающее, волевое, сомневающееся, культурное, хозяйственное, политическое, потребляющее,любящее, с половыми инстинктами, играющее, нравствен- 
ное, общественное, свободное, религиозное, философствующее, говорящее, надеющееся, вопрошающее, смеющееся, отрицающее, прекрасное, творческое, действующее, ошибающееся.

Любой предмет, который мы наблюдаем и можем  взять в руки – существует. Точнее мы определяем для себя, что он существует. А как человек может осознавать своё существования? Через какие  способы или механизмы?

 Человек отличается от животных способностью мыслить, то есть воспринимать, передавать, хранить и главное, воспроизводить знания. При этом следует задаться вопросом, при каких условиях это возможно. Ответ довольно прост, человек способен производить эти действия только при условии существования в обществе. Наличие языка, математических знаков и правил, способность обрабатывать и формировать речь и многое другое является главным фактором и стимулом для применения человеком мышления.

В отличие от животных, человек делает свою жизнедеятельность  предметом своей воли и сознания. Он удваивает бытие на жизнь в  духовном мире, сознании и жизнь  в реальных отношениях, в каких  она выступает. Если жизнь в реальных свершениях, в делах и заботах  является жизнью непосредственного  действия, то в сознании охватывается прошлое, настоящее и будущее  в единое целое, где прошлое не забыто. Поэтому духовность и сознание есть связь времен в нашей жизни. На основе интеллекта и разума человек анализирует свое бытие и выявляет ряд существующих противоречий. Одно из них - противоречие между его биологической смертью и социальной приобщенностью к нетленным достижениям человеческой культуры.

  Именно поэтому способность мыслить является только частью, первым из инструментов, с помощью которых человек начинает осознавать своё существование, и итогом осознания является ощущение человеком эмоций. «Я мыслю, следовательно, я существую»(с) Декарт.

Еще в XIII веке известный теолог Фома Аквинский мудро признал:

"Человек  есть некоторым образом все". "Все" в данном случае  трактуется не просто в смысле популярной в эпоху позднего средневековья и в Новое

время мысли о человеке как "микрокосме", а именно как о носителе многослойной реальности. "В человеке, -писал Н. Бердяев, - пересекаются все круги бытия".

Что это за круги? В соответствии с современной наукой антропный принцип возводит человека в ранг вселенского начала. В космосе 
зарождается жизнь, люди - продукт ее эволюции. Развивающийся человеческий разум создает ноосферу, а с нею - поразительные возможности все расширяющегося освоения людьми неземного пространства. Все это позволяет и рассматривать человека как особое 
космическое существо. Но человек не просто феномен космоса, он и венец 
земной Жизни. Что порождено в психике животных природой, 
можно найти и у человека. Функциональное предназначение психики животных - приспособление к окружающей природной среде. У 
человека сознание как социальный и психологический процесс выражается в его личностных действиях. Изготовляя и используя орудия труда, трансформируя научные знания во все более усложняющуюся технику, 
в разнообразном взаимодействии люди совершенствуют способность к воспроизведению действительности посредством понятийно-образного мышления. Все переживаемое и творимое людьми содержит идеальную компоненту – будь то замысел, цель, мотив, интерес или какое-либо другое 
побуждение человеческого действия.Все это приводит к высшему кругу человеческого бытия – духовности. 

Под духовностью  мы понимаем индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной  потребности познавать, изобретать, творить, мечтать и социальной потребности  жить и действовать "для других. Духовность ориентирует человека как жить по-человечески, какие цели в жизни ставить, где и в чем искать смысл жизни. Правильно выбрать смысл жизни - это значит найти самого себя. Но очень трудно найти себя в обществе, где постоянно преобладает неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде, расплывчатость моральных и социальных норм. Для личности утрата или отсутствие подобных ка- 
честв Возвышенной экзистенции означает духовную смерть.

Можно с уверенностью сказать, что из всех компонентов, космобиопсихосоциодуховной сущности человечества именно духовная ее составляющая воплощает собственно Идею Человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Понятие личности. Человек как личность.

 

Личность - система  социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие  индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого  рода как биологического вида, то понятие  личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного  человека к миру, с его индивидуальными  способностями социального взаимодействия.

Как личность человек  характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его  сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются  возможности данного человека к  участию в общественных отношениях.

Существенной  стороной личности является ее отношение  к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и  трудовым обязанностям.

Личность характеризуется  уровнем осознанности своих отношений  и их устойчивостью.В личности существенна  не только ее позиция, но и способность  к реализации своих отношений. Это  зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых  и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается  с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются  при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная  основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические  особенности, основные качества нервной  системы, динамику нервных процессов.В  биологической организации человека, в его природе заложены возможности  будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного  в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Информация о работе Личность как философская проблема