Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:04, контрольная работа
Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания, особый вид духовной жизни человека.
Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире, позволяет выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче. Философия учит нас мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека, позволяет выработать культуру разумного мышления.
Введение.
Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности человека.
Круги человеческого бытия.
Понятие личности. Человек как личность.
Личность в историческом процессе.
5. Гуманизм и его формы.
Заключение.
Список литературы.
Тема 21. Личность как философская проблема
Введение.
5. Гуманизм и его формы.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания, особый вид духовной жизни человека.
Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире, позволяет выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче. Философия учит нас мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека, позволяет выработать культуру разумного мышления.
Одной из центральных проблем философии является проблема личности. Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании.
Проблема человека–центральная проблема философии.В первую очередь она связана с выяснением его происхождения и сущности. На протяжении всей истории философии, да и сегодня, эта проблема по-прежнему является актуальной.
С одной стороны,
человек –существо физическое, телесное;
он обуреваем влечениями, в нем
сильны бессознательные импульсы. С
другой стороны, человеческая природа
являет нам сознательность, разумность,
способность ясного понимания и
осмысливания обстоятельств. Сознание,
разум и свобода присущи
Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет.
Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.
Существуют пять основных концепций происхождения человека:
1. Креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом;
2. Биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;
3. Трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;
4. Мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;
5. Космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.
Подтверждением родства человека и животных являются следующие факты:
1. Для человека и животных характерны одинаковые вещественный состав, строение и поведение. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Сравнительный анализ показал, что белки человека и шимпанзе сходны на 99%;
2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция живого, поэтому на разных стадиях эмбриогенеза у него появляются жабры, хвост и т.д. Это так называемый биогенетический закон;
3. О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов и рудиментарных органов;
4. Данные генетики
также подтверждают
Отличия человека от животных :
1. Способность к понятийному мышлению. В отличие от человека, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей;
2. Речь. У животных может быть очень развитой система общения с помощью сигналов (например, дельфины общаются с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов). Тем не менее общение между ними идет на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой, — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных. Таким образом, слово становится видовым признаком человека;
3. Способность к труду. Третье важнейшее отличие человека от животных —способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные, кроме того, способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудия для доставания плодов. Но только человек способен создавать орудия труда. Именно это отличие позволяет утверждать, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, что труд создал человека.
Объективный поход
к решению вопроса о
Социокультурный
взгляд на человека выражается в понятии
«личность», которое означает понимающее
и мыслящее существо, способное к
саморефлексии. Индивид становится
личностью в процессе социализации
и инкультурации, через общение
с другими людьми и усвоение в
процессе этого общения культурных
достижений человечества и его родной
культуры, поэтому личность иногда
определяется как социальная индивидуальность.
Таким образом, личность — это
субъект общественных отношений, деятельности
и общения людей. Только в деятельности
человек выступает и
2. Круги человеческого бытия.
Философия, включая в круг своего анализа проблему бытия, опирается на практическую, познавательную, духовно нравственную деятельность человека. Эта проблема осмысливается с помощью категории бытия, а также таких тесно связанных с нею категорий, как небытие, существование, сущность, сущее, субстанция, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера, конечность, бесконечность, реальность, граница и т.д.
Человек как личность многолик в своих проявлениях.Это не только
Homo
sapiens - человек разумный. Вместе с тем он
- существо познающее, волевое, сомневающееся,
культурное, хозяйственное, политическое,
потребляющее,любящее, с половыми инстинктами,
играющее, нравствен-
ное, общественное, свободное, религиозное,
философствующее, говорящее, надеющееся,
вопрошающее, смеющееся, отрицающее, прекрасное,
творческое, действующее, ошибающееся.
Любой предмет, который мы наблюдаем и можем взять в руки – существует. Точнее мы определяем для себя, что он существует. А как человек может осознавать своё существования? Через какие способы или механизмы?
Человек отличается от животных способностью мыслить, то есть воспринимать, передавать, хранить и главное, воспроизводить знания. При этом следует задаться вопросом, при каких условиях это возможно. Ответ довольно прост, человек способен производить эти действия только при условии существования в обществе. Наличие языка, математических знаков и правил, способность обрабатывать и формировать речь и многое другое является главным фактором и стимулом для применения человеком мышления.
В отличие от животных, человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и сознания. Он удваивает бытие на жизнь в духовном мире, сознании и жизнь в реальных отношениях, в каких она выступает. Если жизнь в реальных свершениях, в делах и заботах является жизнью непосредственного действия, то в сознании охватывается прошлое, настоящее и будущее в единое целое, где прошлое не забыто. Поэтому духовность и сознание есть связь времен в нашей жизни. На основе интеллекта и разума человек анализирует свое бытие и выявляет ряд существующих противоречий. Одно из них - противоречие между его биологической смертью и социальной приобщенностью к нетленным достижениям человеческой культуры.
Именно поэтому способность мыслить является только частью, первым из инструментов, с помощью которых человек начинает осознавать своё существование, и итогом осознания является ощущение человеком эмоций. «Я мыслю, следовательно, я существую»(с) Декарт.
Еще в XIII веке известный теолог Фома Аквинский мудро признал:
"Человек есть некоторым образом все". "Все" в данном случае трактуется не просто в смысле популярной в эпоху позднего средневековья и в Новое
время мысли о человеке как "микрокосме", а именно как о носителе многослойной реальности. "В человеке, -писал Н. Бердяев, - пересекаются все круги бытия".
Что это за круги?
В соответствии с современной наукой антропный
принцип возводит человека в ранг вселенского
начала. В космосе
зарождается жизнь, люди - продукт ее эволюции.
Развивающийся человеческий разум создает
ноосферу, а с нею - поразительные возможности
все расширяющегося освоения людьми неземного
пространства. Все это позволяет и рассматривать
человека как особое
космическое существо. Но человек не просто феномен
космоса, он и венец
земной Жизни. Что порождено в психике
животных природой,
можно найти и у человека. Функциональное предназначение
психики животных - приспособление к окружающей
природной среде. У
человека сознание как социальный и психологический
процесс выражается в его личностных действиях. Изготовляя и используя
орудия труда, трансформируя научные знания
во все более усложняющуюся технику,
в разнообразном взаимодействии люди
совершенствуют способность к воспроизведению
действительности посредством понятийно-образного
мышления. Все переживаемое и творимое
людьми содержит идеальную компоненту
– будь то замысел, цель, мотив, интерес
или какое-либо другое
побуждение человеческого действия.Все
это приводит к высшему кругу человеческого
бытия – духовности.
Под духовностью
мы понимаем индивидуальную выраженность
в системе мотивов личности двух
фундаментальных потребностей: идеальной
потребности познавать, изобретать,
творить, мечтать и социальной потребности
жить и действовать "для других. Духовность ориентирует человека
как жить по-человечески, какие цели в
жизни ставить, где и в чем искать смысл
жизни. Правильно выбрать смысл жизни
- это значит найти самого себя. Но очень
трудно найти себя в обществе, где постоянно
преобладает неопределенность в оценке
личных перспектив, в оценке своей роли
и места в жизни, неопределенность значимости
затраченных усилий в учебе, в труде, расплывчатость
моральных и социальных норм. Для личности утрата или
отсутствие подобных ка-
честв Возвышенной экзистенции означает
духовную смерть.
Можно с уверенностью сказать, что из всех компонентов, космобиопсихосоциодуховной сущности человечества именно духовная ее составляющая воплощает собственно Идею Человека.
3.Понятие личности. Человек как личность.
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие
индивида включает в себя общие качества
homo sapiens - представителя человеческого
рода как биологического вида, то понятие
личности связано с понятием индивидуальности
- с творческим преломлением в индивиде
общесоциальных качеств с неповторимой
системой отношений конкретного
человека к миру, с его индивидуальными
способностями социального
Как личность человек
характеризуется уровнем
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная
основа человеческого организма (генотип)
определяет его анатомо-физиологические
особенности, основные качества нервной
системы, динамику нервных процессов.В
биологической организации