Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:21, реферат
В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И сократовские беседы – поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Личность Сократа…………………………………………………...4-9
Образ жизни Сократа……………………………………………………...5-6
Ирония Сократа…………………………………………………………...6-8
Суд и смерть………………………………………………………………..8-9
Глава 2. Учение Сократа……………………………………………………...9-16
2.1.Философия в понимании Сократа………………………………………..9-11
2.2. Этический рационализм Сократа………………………………………11-12
2.3. Сократовский метод…………………………………………………….12-13
2.4. Индукция и ее аналогия………………………………………………...13-16
Заключение…………………………………………………………………...17-18
Список литературы…………………………………………………………..19
полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.
Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические, другие – как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие — как еритические. Его признавали
"своим" самые разные идеологические течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически расчленяем философа нового времени на различные школы и направления, Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.
История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до канонизированных идолов массового сознания, оттенив тем самым живые и животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.
Древние китайцы говорили: "Не дай бог
тебе родиться в эпоху перемен". Но именно
такие переходные периоды и создавали
гениев. Сократ был одним из первых. Он
вошел в античную философию и литературу
как гениальный собеседник, проницательнейший
спорщик и диалектик, вечный ученик, который
черпал знания даже от людей малоодаренных
и малообразованных, ироничный, но добродушный
остряк, любитель правды, своими невинными
вопросами разоблачавший неправду и спесь.
Это человек стал пересечением многих
мировоззренческих тенденций. Именно
Сократу мы обязаны появлением Платона-философа.
Платон, в свою очередь, стал родоначальником
платонизма, учителем Аристотеля, и от
этих сильных корней выросли многие философские
ветви: стоицизм, гедонизм и эпикурейство,
пифагорейство, скептицизм, неоплатонизм,
обусловивший возникновение современной
философии. Безусловно, без Сократа современная
философия не стала бы такой, какая она
есть.
Список литературы.
1.Энциклопедия
«Кругосвет» [электронный ресурс] www.krugosvet.ru
2. Западная философия: от истоков до наших дней, т. I. – Античность. С-Пб., 1994г.
3. История западной философии. Б. Рассел. М.,
1993г.
4. История философии. Ред. Г.Ф. Александров, Б.Э. Быховский, М.Б. Митин, П.Ф. Юдин. Т. I. Философия античного и феодального общества.
5. История философии в кратком изложении. М.,
1991г.
6. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976г.
7. Краткий очерк истории философии. М., 2001г.
8. Лосев А.Ф. История античной эстетики ( Софисты, Сократ, Платон). М.
9. “106 философов
. Жизнь, судьба, учение.” Симферополь,
1995г.