Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть взаимодействие личности и общества. Для достижения поставленной цели нам следует изучить соотношение биологического и социального в человеке, рассмотреть понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». А так же рассмотреть личность как субъект и объект общественных отношений.

Содержание

Введение 3
1. Соотношение биологического и социального в человеке 4
2. Индивид, индивидуальность, личность 6
3. Личность как субъект и объект общественных отношений 11
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

КР Философия.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Индивидуальность —  это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей — величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

3. Личность как субъект и объект общественных отношений

Личностью в психологии называют социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и воплощающее меру представленности общественных отношений в индивиде.     Это социальное качество приобретается не сразу. Взрослые, вовлекая ребенка в свои взаимоотношения, первоначально делают его объектом своей активности. Однако далее, постепенно овладевая составом деятельности, предложенной ребенку в качестве ведущей для его развития, он становится субъектом этих взаимоотношений. Рассмотрим понятие «субъект».

Субъект - это:

  • человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности, автономности и т.д.;
  • творец собственной истории, вершитель своего жизненного пути;
  • тот, кто осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфически человеческой активности: творческой, нравственной, свободной и т. д.

Субъект взаимодействует  с другими людьми прежде всего  как с субъектами, а с вещами и предметами - как с объектами. Объект выделяется внутри бытия только субъектом в ходе деятельности и  общения и потому существует лишь для него, т. е. нет объекта без субъекта. Субъект и его психика - это не две системы, а одна. Субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные психические свойства и вообще формы активности, а сам человек - деятельный, общающийся и т. д. Целостность субъекта есть основание для системности всех его психических качеств - часто весьма противоречивых, не всегда гармоничных и т. д.5 Субъект - качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, способностей, возможностей (и ограничений) личности соотносительно с объективными и субъективными (цели, притязания, задачи) условиями деятельности, общения и т. д. Таким образом, субъект - важнейшее из бесконечно многообразных противоречивых качеств человека.

Таким образом, основное отличие свойств личности заключается  в том, что они характеризуют  человека как субъекта общественно-трудовой деятельности. 
       Под психическими же свойствами личности понимаются те свойства, которые не только необходимы, но и достаточны для характеристики человека как субъекта общественно-трудовой деятельности. Необходимыми свойствами считаются те, без которых невозможно быть субъектом деятельности или же которые существенно влияют на характер активной деятельности. Например, наблюдательность, сообразительность, возбудимость хотя и влияют на характер общественно-трудовой деятельности, но сами по себе недостаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности. В противовес им другие психические свойства, такие, как направленность личности, ее характер и способности, не только необходимы, но и достаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности. Так как свойства личности характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, они проявляются лишь в таких действиях и поступках, которые имеют общественное значение.     Человек осуществляет общественно-трудовую деятельность в объективных условиях. Это определяет типичность ее характера для данной исторической эпохи, общественного строя, общественного класса, профессии и т.п.

Человек есть объект философской  антропологии; но он же является субъектом, познающим этот объект. Может ли некоторый субъект быть одновременно субъектом и объектом науки? С другой стороны, не деформируем ли мы человека в самой его субъективной реальности, когда делаем его объектом научного исследования? Если же не превращать человека в объект, как мы сумеем познать его? Со своей стороны, личность в определённой мере представляется необъективируемой, потому что, в отличие от любого другого природного сущего, её бытие не определяется и не может быть определено взаимодействием или суммой онтических элементов. Бытие личности главным образом состоит в динамичной реализации нашего существования в качестве субъектов; в том, чтобы в опыте пережить всю данную нам онтическую потенциальность. Ещё Гераклит знал, что человеческая жизнь есть непрерывный поток становления.

И, тем не менее, человек  настойчиво спрашивал и спрашивает себя, особенно в последние два  столетия, кто он, какова его собственная  сущность, её значение и смысл. Только человек способен задаваться вопросом о своей сущности. Тем самым он пытается сделать самого себя объектом наблюдения и исследования. Всё остальное, кроме человека, существует и наличествует, не сознавая этого, и потому пребывает чуждым всякой проблематичности. Ни камень, ни растение, ни животное не спрашивают себя о собственной сущности. Самосознание человека и тот факт, что из этого самосознания рождается вопрос: кто я? — уже предполагает некоторое предзнание и некоторое «учёное незнание», без которых такое самосознание и самовопрошание было бы невозможно. Каждый человек обнаруживает себя как бы в потёмках собственного бытия и хочет прояснить этот мрак, понять себя — не только в качестве отдельного человека, но в качестве человека вообще, человека среди людей, среди которых он рождается, живёт и умирает. Позднее мы поговорим о наиболее значимых попытках такого рода объяснений, которые имели место в истории человеческой мысли. Здесь же мы только хотим вновь подчеркнуть возможность и обоснованность философской науки о человеке как таковом.

Человек в качестве познающего субъекта и человек в качестве познаваемого объекта находятся в отношении, отличном от любого другого субъектно-объектного отношения. Эту формулу можно объяснить так: человек — единственное существо, которое способно возвращаться к своим собственным, ранее совершённым действиям и тем самым быть данным самому себе в качестве объекта рефлексии.

Так в человеке сосредоточенность  я-субъекта превращается в рефлексию  и в самополагание я-объекта. Бытие «Я» обнаруживается в самом акте познания. Поэтому можно говорить о субъектно-объектном «Я» — в том смысле, что я-субъект, познавая самого себя, становится «Я-субъектом-и-объектом».

 

Заключение

 

Целью данной работы было рассмотреть взаимодействие личности и общества. Эта цель была достигнута путем рассмотрения следующих вопросов: соотношение биологического и социального в человеке; понятие «ндивид», «индивидуальность», «личность»; личность как субъект и объект общественных отношений.

Общественная практика, равно как и данные физиологии и психологии высшей нервной деятельности, свидетельствуют, что в поведении людей, включенных в систему социальных связей, инстинкты отходят на второй план, уступая место социокультурным мотивам и находясь под их контролем.

Наиболее общим, родовым  понятием является понятие человека. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Человек в качестве познающего субъекта и человек в качестве познаваемого объекта находятся в отношении, отличном от любого другого субъектно-объектного отношения. Эту формулу можно объяснить так: человек — единственное существо, которое способно возвращаться к своим собственным, ранее совершённым действиям и тем самым быть данным самому себе в качестве объекта рефлексии.

 

Список литературы

 

  1. Кон И.С. Личность. – М., 1973. –  БСЭ. – Т. 14 – 670 с.
  2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 380 с.
  3. Малышев А.В. Психология личности и малой группы. – Ужгород, Инпроф, 2002. – 260 с.
  4. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. – М.: Дрофа, 2003. – 298 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: Просвещение, 2002. – 350 с.
  6. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее  взаимодействие с  социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 1990. – 256 с.
  7. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. – М.: Юнити, 2001. – 345 с.
  8. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М.: Просвещение, 1969. – 158 с.

 

1 Малышев А.В. Психология личности и малой группы. - Ужгород, Инпроф, 2002. – с. 147.

2 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М.: Просвещение, 1969. – С. 24-25.

3 Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. – М.: Дрофа, 2003. – С. 150.

4 Кон И.С. Личность. – М., 1973. – БСЭ. – Т. 14 – С. 354.

5 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: Просвещение, 2002. – С. 128.


Информация о работе Личность и общество