Личность и общество, свобода и ответственность, справедливость

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Вся история мировой мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………… 1 стр
2.Личность и общество.……………………………………………….. 2- 4 стр
3.Свобода и ответственность ………………………………………….5-7 стр
4.Справедливость ……………………………………………………... 8-10 стр
5.Заключение……………………………………………………………11 стр
6.Исползуемая литература……………………………………………...12 стр

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 30.63 Кб (Скачать)

     Точку зрения Спинозы разделяли впоследствии Гегель и Маркс. В марксизме необходимость выступает как выражение закономерного, объективно обусловленного для развития событий. Однако в своих произведениях Маркс полагал, что задача заключается не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и преобразовать его. И хотя и Гегель, и основоположники марксизма не исключали случайных явлений, способных повлиять на объективные процессы, но им все же отводилась второстепенная роль.

     Отмеченное  выше понимание свободы, связывающее  ее с необходимостью, даже и познанной, на деле, однако, лишает человека этой свободы. Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

     На  эту особенность данного толкования свободы обращают внимание как представители  русской философии, так западноевропейской философии. Таким образом, свобода  — это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также  творческой инновационной деятельности. Мера необходимости и свободы, коллективистской и индивидуалистической устремленности в человеке той или иной эпохи, той или иной культуры различна. Именно эта мера задает определенные типы личности.

          Реальное свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор поведения. Свобода есть там, где есть выбор. В такой ситуации особый интерес представляет проблема моральной и правовой ответственности человека за свои поступки.

     Свобода человека всегда предполагает его ответственность  перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность —  это две стороны единого целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления  целеполагающей деятельности, способность  действовать со знанием дела ради избранной цели. Реализуется она  тем полнее, чем лучше знание объективных  условий, чем выше избранная цель, и когда средства ее достижения соответствуют  объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же связана с  осознанием объективных условий  и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели.

 

                                Справедливость

     Справедливость  является важнейшей категорией социально-философской  мысли, морального, правового и политического  сознания. Неоднократно обращались к  проблеме справедливости и такие  мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившейся в социальном порядке.

     Начиная от Аристотеля принято выделять справедливость уравнивающую и распределительную.

     Первый  вид справедливости - уравнивающая - относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным - за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и его цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.

     Второй  вид справедливости - распределительная - требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное - равным, неравное - неравным", "каждому свое»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является "начальником".

     Уравнивающая  справедливость является специфическим  принципом частного права, тогда  как распределительная - принципом  публичного права, являющегося совокупностью  правил государства как организации.

     Требования  уравнивающей и распределительной  справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать  равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.

     Джон  Роулс в своей работе "Теория справедливости" формулирует два принципа понимания справедливости:

     1) каждый человек должен иметь  равные права в отношении наиболее  обширной схемы равных основных  свобод, совместимых с подобными  схемами свобод для других.

         2) социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем".

       На протяжении всей истории справедливость понималась                      по—разному. Сейчас справедливость воспринимается как понятие о должном и правильном. Но тем не менее определение справедливости и её внутреннее содержание не стало более ясным. Поэтому нельзя сводить право лишь к справедливости и наоборот, поскольку это понятия не совпадают, а лишь частично пересекаются. В юридическом пространстве справедливость это категория, на которую должно ориентироваться право и которая является критерием его оценки.  
 
 

                                   Заключение

     Основываясь на вышеизложенном, в заключение можно  сделать некоторые выводы относительно соотношения таких понятий,  как личность  и общество, свобода и ответственность, справедливость.

     Если  обобщить определения понятия "личность", существующие в рамках различных  психологических теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э. Кречмер, К. Левин и др.), то можно сказать, что личность понимается, как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида . Итак, можно сказать, что личность человека — это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредствующих взаимодействия субъекта и объекта.

     Личность  — это мера цельности человека, без внутренней цельности нет  личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Таким образом, понятие  человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в  постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

     Свобода человека всегда предполагает его ответственность  перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность —  это две стороны единого целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления  целеполагающей деятельности, способность  действовать со знанием дела ради избранной цели. Реализуется она  тем полнее, чем лучше знание объективных  условий, чем выше избранная цель, и когда средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели. Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

            Справедливость является формой общественного сознания, выявляющей такое соотношение между действиями, событиями в государстве, при котором обеспечивается наилучшее сосуществование индивидов (социальных групп), реализация их возможностей и в соответствии с которым каждому воздается должное за его поступки в виде наступления тех или иных последствий. 
 

 

     

                        Используемая литература

  1. В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко «Философия для       технических вузов»
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2005.
  3. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2005.

Информация о работе Личность и общество, свобода и ответственность, справедливость