Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:41, реферат
Анахарсис - один из наиболее славных сынов Скифии. Античные авторы сохранили о нем сравнительно много самых разнообразных интересных и ценных сведений. Здесь и биографические данные, и рассказы о его путешествиях и встречах с интересными людьми, и философские беседы, и крылатые изречения, и т.п. Ведь Анахарсис, как сообщают античные авторы, был одним из семи мудрецов древнего мира.
1. Личность Анахарсиса
2. Культурное наследие Анахарсиса
3. Письма Анахарсиса
4. Изречения и крылатые выражения.
План
1. Личность Анахарсиса
2. Культурное наследие Анахарсиса
3. Письма Анахарсиса
4. Изречения и крылатые выражения.
Анахарсис - один из
наиболее славных сынов Скифии.
Античные авторы сохранили о
нем сравнительно много самых
разнообразных интересных и
Жизнь его была яркой
и трагической.
Что же нам известно
о Анахарсисе? Во-первых, следует
подчеркнуть, что это - совершенно
реальная историческая
Обратимся к сведениям
Геродота об Анахарсисе: "Скифы
также старательно избегают
Когда он прибыл в скифию, то, углубившись в т.н. Гилею, стал совершать весь обряд в честь богин. И кто-то из скифов, заметив, как он это делает, донес Савлию. Тот прибыл сам и когда увидел Анахарсиса, выстрелил из лука и убил его. И теперь если кто-нибудь спросит об Анахарсисе, скифы утверждают, что не знают о нем из-за того, что он воспользовался чужими обычаями"
О том, что Анахарсис
был известен не только
В труде Диогена Лаэртскиого "Жизнеописания и учения прославившихся в философии" есть специальный раздел "Скиф Анахарсис" с конкретными сведениями о скифском мудреце. Читаем в нем следующее: "Скиф Анахарсис был сын Гнура и брат Кадуида, царя скифского. Мать его была гречанка, поэтому он владел обоими языками. Он писал о скифских и эллинских обычаях, о средствах к дешевизне жизни, и восемьсот стихов о военных делах. Отличаясь свободой речи, он дал повод к образованию пословицы о "скифском образе жизни". Далее мы узнаем, что Анахарсис примерно в 594 г. до н.э. прибыл в Афины и посетил знаменитого философа Солона. "Гермипп рассказывает, что придя к дому Солона, он приказал одному из слуг доложить Солону, что к нему пришел Анахарсис, желая посмотреть на него и стать его гостем. Солон передал, что отношения гостеприимства завязываются каждым на своей родине, на что Анахарсис ответил, что Солон на своей родине и ему следует заключать связи гостеприимства. Солон принял его и сделал величайшим другом.
В Греции Анахарсис находился более тридцати лет до самой смерти Солона в 559 г. до н.э. За это время он побывал в Лесбосе, Фивах, Коринфе, Фокиде, Беотии, Сицилии, Египте, Персии. Согласно античным источникам, Анахарсис настолько прославился своим умом и находчивостью, что стал членом Ареопага - верховного органа управления Греции. Он активно выступал и на Олимпийских играх, не раз удостаиваясь высших наград.
После гибели Анахарсиса
его образ стали
Анахарсис оставил
богатое наследие, сохраненное стараниями
античных писателей. Эти
Лукиан Самосатский,
знаменитый сатирик II века до
н.э. знакомит нас с первыми
шагами Анахарсиса в Афинах. В
рассказе "Скиф или гость"
он говорит о встрече
"1. Анахарсис не первый
прибыл из Скифии в Афины,
руководимый желанием
Этот Токсарис даже не возвратился в Скифию, а умер в Афинах и немного спустя даже был признан героем; афиняне приносят ему жертвы, как иноземному Врачу; это имя получил он, будучи признан героем <....>
3. Токсарис был еще жив, когда Анахарсис, только что высадившись, шел в Афины из Пирея. Как иностранец и варвар, он испытывал сильное смущение, не зная, что с собой делать. Он не находил никого, кто бы знал его язык и вообще уже раскаивался в своем путешествии и решил, только взглянув на Афины, немедленно отправиться назад и ехать обратно.
При таком настроении
встречается с ним, поистине
как добрый гений, Токсарис
уже в Керамике. Сначала его
привлекла одежда его родины,
а затем ему уже было нетрудно
узнать и самого Анахарсиса, происходившего
из знатнейшего скифского рода.
Другой рассказ Лукиана
Самосатского, "Анахарсис, или
о гимнасиях" построен в
виде беседы Анахарсиса с
"6. Солон: Совершенно
естественно, Анахарсис, что
11. Анахарсис: А у нас, скифов, если кто ударит кого-либо из равных, или, напав, повалит на землю или порвет платье, то старейшины налагают за это большое наказание, даже если обида будет нанесена при немногих свидетелях...
14. Анахарсис: однако, Солон,
я прибыл к вам из Скифии,
проехав такое пространство
18. Анахарсис: откуда бы
мне, блуждающему кочевнику,
Как видно из этой
беседы, Анахарсис изучал
Диодор Сицилийский рассказывает о встрече Анахарсиса с Крезом, лидийским царем.
"Крез, показав им благополучие своего царства и количество покоренных народов, спросил Анахарсиса, какое из живых существ он считает храбрейшим. Анахарсис ответил, что диких животных, ибо они мужественно умирают за свою свободу.
Крез, полагая что он ошибся, спросил, какое из существ он считает справедливейшим. Мудрец снова ответил, что диких животных, ибо они живут по законам природы. Природа же есть создание божества, а людские законы - установление человека, и справедливее пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком. <...> Царь с насмешкой сказал, что его ответы основаны на скифском звероподобном воспитании.
В этой беседе, как
видно, Анахарсис излагает
Античная литературная
традиция донесла до нас
В одном из писем, "к афинянам", читаем следующее:
"Вы смеетесь над
моим языком за то, что он
не отчетливо выговаривает
В другом письме, озаглавленном
"К Медоку", говорится: "Зависть
и страх суть великие
В письме "К Аннону" изложены принципы неприхотливой жизни: "Мне одеянием служит скифский плащ, обувью - кожа моих ног, ложем - вся земля, обедом и завтраком - молоко, сыр и жареное мясо, питьем - вода..."
В письме Терею, правителю
Тракии, автор выразил свое отношение
к принципам управления: "Ни
один хороший повелитель не
губит своих подданных, а
А в следующем письме, которое называется "К царскому сыну", автор рассуждает о внутренней свободе человека. " У тебя флейты и кошельки, а у меня стрелы и лук. Поэтому, естественно, ты раб, а я свободен, у тебя много врагов, а у меня ни одного. Если же ты захочешь, отбросив серебро, носить лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое."
Диоген Лаэртский знакомит с письмом Анахарсиса Крезу. Скифский мудрец пишет: "Царь лидийский, я прибыл в страну эллинов для изучения их нравов и занятий. В золоте я нисколько не нуждаюсь, для меня достаточно возвратиться в Скифию лучшим человеком. Я прибыл в Сарды, душевно желая прийтись тебе по нраву.
Диоген в своем сочинении
собрал также целый ряд метких
крылатых выражений и
Что же говорил древний мудрец?
"1. Анахарсис сказал, что виноградная лоза приносит три кисти: первую - удовольствия, вторую - опьянения, третью - отвращения.
2. Он же выразил удивление тому, что у эллинов состязаются художники, а судят их не художники.
3. На вопрос как можно не сделаться пьяницей, он сказал: "если иметь перед глазами безобразия пьяных".
4. Он выражал удивление
тому, что эллины, издавая законы
против обидчиков, почитают
5. Узнав, что корабль имеет в толщину четыре пальца, он сказал, что настолько плывущие в нем отдалены от смерти.
6. Масло он назвал средством
для возбуждения бешенства,
7. Каким образом, говорил он, запрещающие ложь, лгут в лавках открыто?
8. Он выражает также удивление тому, что эллины в начале пира пьют из малых чаш, а насытившись - из больших.
9. Под его изображением
подписывается: сдерживать
10. на вопрос, есть ли у скифов флейты, он ответил - даже лоз нет (имеется в виду, что флейт нет, поскольку нет пьянства, а пьянства нет, так как нет винограда)
11. На вопрос, какие корабли безопаснее, сказал - "вытащенные на берег".
12. Он говорил, что с величайшим удивлением видел у эллинов то, что дым они оставляют в горах, а дрова свозят в город.
13. На вопрос, кого больше, живых или умерших, он сказал - "а плавающих куда ты кладешь?"
14. Порицаемый аттическим гражданином за свое скифское происхождение, он сказал - "Мне позор - мое отечество, а ты - своему отечеству".
15. На вопрос, что у людей хорошо и дурно, он сказал - "язык".
16. Он говорил, что лучше иметь одного друга, стоящего много, чем многих, не стоящих.
17. Площадь он называл
определенным местом для
18. Оскорбленный юношей
на пиршестве, он сказал - "Юноша,
если ты в молодости не
Об остроумных ответах
Анахарсиса рассказывает также
и Плутарх. В его труде "
"5... Ардал, обратившись к Анахарсису, спросил, есть ли у скифов флейтистки. Тот сразу сказал, что нет даже лоз. Ардал спросил, - "но боги же есть у скифов?" "Конечно, - ответил он, - но понимающие человеческий язык; не так, как эллины, думающие, что что они говорят лучше скифов, и полагающие, что боги с большим удовольствием слушают костяные и деревянные инструменты..."
12. По окончании этого
разговора я предложил
Эзон, засмеявшись, сказал
на это - "Нет, если в ты
число прочих включаешь и