Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:59, реферат
Л. Фейербах (1804—1872) — крупнейший материалист домарксистской эпохи, последний представитель немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля (существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности) , Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. “Материализм рассматривает природу как единственно действительное, в то же время гегелевской системе природа является всего лишь «отчуждением» абсолютной идеи, как бы её деградацией; во всяком случае, мышление и его мыслительный продукт, идея, являются здесь первичным, а природа — производным, существующим лишь благодаря тому, что идея снизошла до этого. “
Л. Фейербах (1804—1872) — крупнейший
материалист домарксистской эпохи,
последний представитель
Критикуя объективный идеализм Гегеля (существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности) , Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. “Материализм рассматривает природу как единственно действительное, в то же время гегелевской системе природа является всего лишь «отчуждением» абсолютной идеи, как бы её деградацией; во всяком случае, мышление и его мыслительный продукт, идея, являются здесь первичным, а природа — производным, существующим лишь благодаря тому, что идея снизошла до этого. “
Материализм
так же стар и столь же
повсеместен, как и само
Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим (исследовавшем первоначальную природу реальности мира и бытия как такового). Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой.
“Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это — лишь фантастические отражения нашей собственной сущности.” Поскольку человек есть единство бытия и мышления, поэтому он и должен рассматриваться в качестве исходного пункта философии. По мнению Фейербаха, идеализм недооценивал роль чувств и явно переоценивал значение разума, посему надлежит восстановить права чувств, уделить им надлежащее внимание. Антропологизм Фейербаха имел большое значение в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке гипертрофировалась, а социальная — недооценивалась.
К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее корни к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. Он считал любовь средством созидания. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, экономические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им.
Согласно Фейербаху, в мире начинается новая эпоха — постхристианская. Религия умирает, ее место в культуре освобождается, и занять это место должна философия. Однако и философия должна измениться: ей не суждено стать простым, или негативным (в гегелевском смысле), отрицанием религии: "Если философия должна заменить религию, то, оставаясь философией, она должна стать религией, она должна включить в себя — в соответствующей форме — то, что составляет сущность религии, должна включить преимущества религии"
По учению Фейербаха, религия есть основанное на чувстве, сердечное отношение между человеком и человеком, которое до сих пор искало свою истину в фантастическом отражении действительности, — при посредстве одного или многих богов, этих фантастических отражений человеческих свойств, — а теперь непосредственно и прямо находит её в любви между «я» и «ты». И таким образом, у Фейербаха, в конце концов, любовь становится одной из самых высших, если не самой высшей формой исповедания его новой религии.
В отличие от религии, которая
опирается на веру в догматы, философия,
согласно Фейербаху, стремится раскрыть
действительную природу вещей, и прежде
всего разобраться в вопросе о сущности
человека. А для этого, считает Фейербах,
философия должна заняться жизнью людей
как их материальным, чувственным общением
с природой и друг с другом. Таким образом,
центральная проблема всякой философии
— соотношение идеального и материального
— решается Фейербахом не на вселенском
уровне, как у его предшественника Гегеля,
а на уровне жизнедеятельности отдельного
человека.
В результате вопрос о тождестве мышления
и бытия, который находится в центре внимания
всей немецкой классики, у Фейербаха обретает
вид психофизической проблемы, то есть
вопроса о соотношении души и тела.
Непосредственное тождество души и тела,
а значит, идеального и материального,
Фейербах усматривает в головном мозге
человека. «...В мозговом акте, — пишет
в связи с этим Фейербах, — как высочайшем
акте, деятельность произвольная, субъективная,
духовная и деятельность непроизвольная,
объективная, материальная тождественны,
неразличимы».
Иначе говоря, Фейербах непосредственно
отождествляет душу и тело, доказывая,
что на уровне головного мозга это одно
и то же. Тем самым
Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует
и те открытия, которые были сделаны Фихте,
Шеллингом и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием
немецкого идеализма явилась трактовка
души как системы деятельных способностей
человека. Мозг есть орудие мыслящего
субъекта, доказывали они, и как раз при
помощи мозга и других телесных и культурных
органов субъект создает идеальные образы
внешнего мира.
Таким образом, только в своей
деятельности мозг становится органом
идеального. И не любая, а только
культурно-историческая деятельность
рождает в нашем мозгу мысли
о прекрасном, возвышенном и многом
другом.
Общаясь с миром культуры, мы высекаем
из этого деятельного опосредствования
искру мысли. А животные, общаясь с природой,
довольствуются повадками, привычками,
элементарными психическими образами.
Что касается мозга самого по себе, то
в нем, конечно, нет ни грана идеального.
Сказать о нем, что он и есть «идеальное»,
это все равно, что сказать: камень есть
идеальное.
Разница в сложности этих тел здесь непринципиальна.
Фейербах, как известно, в итоге
отбросил гегелевский идеализм, а
вместе с ним и гегелевскую диалектику.
По выражению Энгельса, Фейербах вместе
с грязной водой выплеснул ребенка. А в
результате Фейербах, настаивая на том,
что мысль и мозг непосредственно совпадают,
предлагает природой мышления заняться
медицине. Здесь перед нами один из главных
парадоксов учения Фейербаха. Ведь медицина
всегда занималась телом человека, именуемым
по- гречески «сомой». Более точно «сома»
— любой живой организм. И только особая
область медицины, а именно психиатрия,
занимается человеческой душой, по-гречески
«психеей». “Однако психиатрия занимается
душой человека в ее патологии, то есть
при отклонении от нормы. А что такое душа
человека в ее норме, психиатр сам никогда
не ответит”. Здесь он должен обратиться
к психологии, которая в вопросе о природе
души смыкается с классической философией.
Но Фейербах настаивает на том, что человеком и его природой должна заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к медицине он стремится придать научный вес своим изысканиям, в «противоположность идеалистической философии, не скрывавшей своих связей с христианской религией.
Будучи сенсуалистом, Фейербах отмечает,
что чувства человека — это главный способ
получения сведений о мире. “Однако, в
отличие от эмпириков
Нового времени, он считает, что уже чувства
человека способны фиксировать существенное
в окружающем нас мире, и потому, вслед
за Гегелем, называет чувства человека
«чувствами-теоретиками»”. «У человека
нет обоняния охотничьей собаки, — пишет
он в работе
«Основные положения философии будущего»,
— нет обоняния ворона; но именно потому,
что его обоняние распространяется на
все запахи, оно свободнее, оно безразличнее
к специальным запахам.
Таким образом,
своеобразие чувственного человеческого
созерцания
Фейербах видит в том что человек способен
не только видеть, слышать, ощущать, но
и понимать воспринятое. Отсюда его способность проникать в основы мира
глубже, чем это может сделать животное,
хотя физические возможности органов
чувств у человека, как правило, слабее.
В отличие от
его оппонента Канта,который
Все это так,
и, описывая способности человека, Фейербах,
безусловно, прав. Но какова природа
указанных способностей? Почему человек
воспринимает мир именно так, а не иначе? На
этот важный вопрос Фейербах, по сути дела,
не отвечает. А вернее, отвечает в том духе,
в каком известный мольеровский персонаж
отвечал на вопрос о том, почему опиум
усыпляет. Он усыпляет, ответил этот господин,
поскольку обладает усыпляющим свойством.
Примерно так же делает и Фейербах, когда
утверждает, что чувства человека таковы,
поскольку такова природа человека. В
результате вместо объяснения он отсылает
нас к особой инстанций под названием
«родовая сущность» или
«природа человека», которая должна быть
прояснена медициной как ядром философии
будущего.
Как мы видим, “материализм
дается Фейербаху очень дорогой
ценой, а именно ценой утраты представления
о деятельной и исторической сущности
человека”. Родовая сущность человека, согласно Фейербаху, «неизменна».
Родовые качества человека неизменны,
поскольку даны ему природой, подобно
тому, как природа наделяет особыми чертами
растения, животных и другие существа.
Другое дело, что человек, согласно Фейербаху,
может жить в соответствии со своей природой,
а может жить отчужденной жизнью, как это
происходит в среде христиан.
Внеисторическое понимание человека
не позволяет Фейербаху всерьез разобраться
в проблеме религиозного отчуждения. По
словам Маркса,
Фейербах так и не смог увидеть, что «религиозное
чувство» — это общественный продукт,
а тот индивид, которого он подвергает
анализу, в действительности принадлежит
к определенной форме общества.
Не будучи в состоянии объяснить, откуда
происходят религиозные чувства людей,
Фейербах вынужден в конце концов отнести
их к родовой сущности человека. А в результате
«религиозное чувство» оказывается у
Фейербаха вечным.
Надо сказать,
что призывы к любви и
Таким образом из его философии улетучиваются
последние остатки ее революционного
характера и остается лишь старая песенка:
любите друг друга, бросайтесь друг другу
в объятия все, без различия пола и звания,
— всеобщее примирительное опьянение».
Этика Фейербаха — это
этика Любви, в которой он видит выход
из отчужденного состояния человечества.
Человек у Фейербаха должен жить полнокровной
жизнью, однако в такой жизни еще нет места
предметно- практической деятельности.
Фейербах — материалист, но жизнь людей
в его материалистическом учении проходит
в созерцании природы и сердечном общении
Я и Ты. Таким образом, антропологический
материализм Фейербаха оборачивается
идеализмом в понимании истории. И такова общая закономерность,
на которую указывает Маркс в связи с учением
Фейербаха.
Грубый материализм всегда дополняется
столь же грубым спиритуализмом, и наоборот.
“Как только мы ограничили сущность человека
его телесной природой, духовное начало
человека тут же обретает вид самостоятельной
идеальной субстанции”. Как только исследование
человека отдано на откуп медицине, так
оно дополняется религиозной верой.
Смысл любви, дружбы, самопожертвования можно понять, если исходить из иного тела, а именно тела культуры, тела человеческой цивилизации. Но как раз этим Фейербах интересуется меньше всего.
Заключение.
В результате получается так,
что там, где Фейербах материалист,
история остается вне его поля
зрения, а когда он рассматривает
историю, он уже не материалист, поскольку
уповает на помощь истинной религии.
«Идеализм
Фейербаха, — писал Энгельс, — состоит
в том, что он все основанные на взаимной
склонности отношения людей — половую
любовь, дружбу, сострадание, самопожертвование
и т. д. — не берет просто-напросто в том
значении какое они имеют сами по себе,
вне зависимости от воспоминаний о какой-нибудь
особой религии, которая, и по его мнению,
принадлежит прошлому. Он утверждает,
что полное свое значение эти отношения
получат только тогда, когда их освятит
словом религия. Главное для него не в
том, что такие чисто человеческие отношения
существуют, а в том, чтобы их рассматривали
как новую, истинную религию».
Что касается его философии, замешанной на всеобщей любви, то будучи надобщественным образованием она претендовала быть моделью для всех народов на все времена, а поэтому и стала утопической моделью, исключающей ее применение где-либо, когда-либо и кем-либо. Выступая против идеализма, Л. Фейербах остался на позициях идеалистического понимания истории.
Информация о работе Л.Фейербах. Конец классической немецкой философии