Автор: b****************@lenta.ru, 27 Ноября 2011 в 19:31, реферат
Мы знаем, что моряка в течение всей его жизни сопровождают самые различные поверья, легенды и морские неписаные правила.
Причиной возникновения некоторых из них являются длительные пристальные наблюдения мореплавателей за самыми разными явлениями природы. Особенно живучи те поверья, которые появились в результате совпадения момента действия скрытых сил природы с каким-либо несчастьем, случившимся на корабле или с самим кораблем.
Введение
1 Происхождение
2 Другие версии легенды
3 Возможное объяснение
4 В искусстве
5. Летучий Голландец не одинок...
Заключение
Список используемой литературы
5. Летучий Голландец не одинок...
«Дев на борт не бери!»
В истории освоения водной стихии особо живуче поверье, будто женщина в море приносит несчастье. Объясняется это довольно просто. Издавна моряки давали своим кораблям женские имена и верили, что бог морей будет теперь относиться к их судну благосклонно или хотя бы снисходительно. Известно, что в английском языке слова «корабль» и «судно» женского рода и в третьем лице любое судно, даже названное мужским именем, обозначается местоимением «она». Моряки прошлого, одушевляя свои корабли, верили, что у каждого из них есть сердце и душа, и поэтому, почувствовав женщину на борту, «корабль-она» обязательно станет ревновать к сопернице и не будет послушен их воле. Это поверье еще на заре мореплавания приобрело роль закона: «Дев на борт не бери!»
Проходили века, но в обществе моряков отношение к женщинам не менялось. Порой даже издавались законы, оскорбляющие женское достоинство. «Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт»,-гласил свирепый закон, принятый королем Дании в 1562 г. Известно, что даже в начале XX столетия уставы многих русских яхт-клубов запрещали принимать в члены клуба женщин, даже самых именитых аристократок.
С годами в этом предубеждении наметились послабления. Но если на борт и брали женщин, то во все глаза глядели, чтобы при этом не нарушались освященные годами морские традиции, главные из которых - никогда не слушать в мореходстве женских советов и не допускать представительницу прекрасной половины человечества на капитанский мостик. Проявлением подобной «дискриминации» было и то, что арабские мореходы, предвидя возможные сложности и неприятности, связанные с перевозкой на борту женщин, заранее взимали с них плату по двойному тарифу. Полинезийские моряки разрешали перевозить женщин только... в старых лодках. А бывало и так: взяв на борт милых дам, морские волки вдруг приходили к выводу, что единственный способ усмирить затянувшуюся качку и предотвратить крушение-это «подарить» волнам какую-нибудь пассажирку.
«Маяк» на Нью-лондонском рифе
На исходе XX века на маяке неподалеку от Нью-Лондона, штат Коннектикут,
говорят, поселился больной дух одного из первых смотрителей. Так гласит местная легенда. Маяк был построен в 1910 году. Он имеет три этажа, возвышающихся над квадратным молом. На маяке, когда его построили, уединенно жили некий Эрни, известный только по имени, и его жена. Согласно легенде, однажды Эрни обнаружил, что жена его бросила. В оставленной записке говорилось, что она уехала с капитаном с острова Блок-Айленд-Ферри.
Потрясенный этим, Эрни залез на крышу маяка и, бросившись вниз, разбился насмерть. В вахтенных журналах маяка на нью-лондонском рифе это самоубиство не отмечено, но в реальность легенды верили так сильно, что в течение десятилетий персонал маяка неоднократно отмечал присутствие там Эрни. Было слышно, как призрак ходит вверх и вниз по лестнице, и от его присутствия теплые комнаты сразу становились холодными. Случались и феномены полтергейста: сами собой двигались стулья, открывались и закрывались двери. О присутствии Эрни сообщали до тех пор, покуда 1 мая 1987 года маяк на нью-лондонском рифе не стал автоматизированным.
Последняя запись в вахтенном журнале гласит: "Скала медленных мучений. Владение Эрни. Ад на земле. Маяк на нью-лондонском рифе будет светить всегда, потому что я за ним наблюдаю. Я буду смотреть за ним даже издалека, потягивая где-нибудь пиво". Если никакого самоубийства не было, то привидение на маяке можно объяснить сильной верой в легенду об Эрни, что и вызывало галлюцинации. Частично эти галлюцинации следует отнести на счет некоторого расстройства психики, вызванного длительной изоляцией персонала маяка. В последние годы существования маяка персонал из береговой охраны посылался туда на 18 месяцев. Шестидневный отпуск предоставлялся после каждых одной или двух недель работы. Таким образом, сами служащие могли, неумышленно, действовать в качестве агентов полтергейста или же они
интерпретировали совершенно естественные феномены как нечто, вызванное привидением.
Однако данные события вряд ли не имеют под собой никаких оснований.
Огонь «Палатина»
Сверкающий "огонь «Палатина»", так называется призрак, который в конце XVIII века и весь XIX век периодически видели жители Блок-Айленда. Корабль-призрак появлялся перед штормом и считался его предвестником. В семейных преданиях, собранных Томасом Р. Хэзардом в книге "Предания старых времен" (1879), рассказывается об одном жителе острова (имени которого не сохранилось), "который всегда чувствовал себя очень хорошо, за исключением того времени года, когда потерпел крушение «Палатин»". В эти периоды он "становился совершенно сумасшедшим и постоянно бредил, что видит объятый пламенем корабль, с горящих снастей и бортов которого прыгают люди; вновь и вновь он падал в ужасе от вида призраков двух женщин, рук которых он не видел или не мог увидеть из-за языков пламени; он наблюдал, как они пытались уцепиться за планшир последней шлюпки, отходившей от горящего корабля, но, к несчастью, никто из находившихся на борту пассажиров не смог остаться в живых, чтобы засвидетельствовать, какая ужасная катастрофа и какое ужасное преступление произошли тогда". В XIX веке все жители Блок-Айленда верили, что "огонь «Палатина»" послан Богом в наказание преступников, убивших пассажиров и команду, и после того, как последние из пиратов умрут, корабль-призрак больше не будет появляться. Однако сообщения об "огне «Палатина»" продолжают появляться и в XX веке.
«Малборо»
В октябре 1913 г. спасательная команда с английского парохода "Джонсонс" поднялась на борт дрейфующего парусника, на борту которого с трудом читались полустертые слова "Малборо". Паруса и мачты корабля были покрыты зеленоватой плесенью. Доски палубы прогнили. У трапа полулежал скелет, прикрытый истлевшими лохмотьями. На мостике и в каютах были обнаружены еще 20 скелетов. Страницы вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, и прочитать что-либо было невозможно. Надвигался шторм, и капитан парохода, не имея возможности, да и желания взять судно- призрак на буксир, отметил на карте место встречи с загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан сообщил властям о своей находке. Быстро выяснилось, что "Малборо" в январе 1890 года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем капитан Хирд. Он был известен как опытный и знающий моряк. Последний раз парусник видели 1 anpeля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли. Невероятно, но 23 года парусник скитался no морям! Такого не могло быть, но факт оставался фактом.
«Сибёрд»
Июльским утром 1850 года жители поселка Истонс-Бич на берегу штата Род-Айленд с удивлением увидели, что со стороны моря под всеми парусами к берегу идет парусное судно. На мелководье оно остановилось. Когда люди поднялись на борт, они обнаружили, что на камбузной плите кипит кофе, в салоне на столе расставлены тарелки. Но единственным живым существом на борту оказалась дрожащая от страха собака, забившаяся в угол одной из кают. Ни одного человека на судне не было.
Груз, навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы – все было на месте. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон» (этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Истонс-Бича).
Было известно, что «Сибёрд» совершал плавание с грузом древесины и кофе с острова Гондурас. Однако и самое тщательное расследование, проведенное американцами, не раскрыло причины исчезновения с парусника его экипажа.
Куда же пропали люди?
«Мария Целеста»
В полдень 4 декабря 1872 года с английского брига «Дея Грация», находившегося в 600 милях к западу от Гибралтара, заметили парусное судно «Мария Целеста». Корабль то приводился к ветру, то снова уваливался, совершая замысловатые зигзаги. Опытному глазу было видно, что судном никто не управляет.
Вскоре на борт бригантины поднялись моряки с «Деи Грации». На палубе не было ни души. Ветер завывал в порванных снастях фок-мачты, изодранные паруса с треском ударялись о мачту и реи. Спасательной шлюпки на кильблоках не было.
На столе капитанской каюты покоились карты, лоции, книги. Краткая запись в вахтенном журнале гласила, что судно благополучно достигло почти той точки, где его заметили с «Деи Грации».
Вскоре выяснилось, что отсутствуют хронометр, секстант и таблица склонения солнца, а судовой компас валяется разбитым в углу каюты. В ящике стола нашли значительную сумму денег, шкатулку с женскими украшениями, На бригантине, несомненно, находилась женщина: в соседней каюте была найдена швейная машина, на которой лежала недошитая детская рубашка. Осмотр матросского кубрика ввел моряков в еще большее недоумение. Койки были аккуратно убраны, все рундуки целы, а на столе лежали… недокуренные трубки!
На камбузе нашли большой запас пресной воды, муку, солонину, картофель, овощи, недавно испеченный хлеб…
В трюме моряки увидели ровные ряды деревянных бочек – их насчитали ровно 1700. В бочках был спирт.
«Эбий Эсс Харт»
В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта германского парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый барк «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда немецкие моряки высадились на палубу парусника, то увидели, что все 38 человек экипажа были мертвы, а капитан сошел с ума.
«Фрейя»
3 октября 1902 года германский четырехмачтовый барк «Фрейя» вышел из мексиканского порта Мансанильо. Через 17 дней его обнаружили полузатопленным, с сильным креном на левый борт. Стеньги мачт парусника были сломаны, команда отсутствовала. Никаких штормов у западного побережья Мексики в это время не отмечалось. Причины исчезновения экипажа так и остались невыясненными.
«Керрол Диринг»
В восемь часов десять минут 31 января 1921 года маячный смотритель с мыса Гаттерас заметил большую пятимачтовую шхуну. Она сидела на внешней кромке отмели Даймонд Шоалз. Все ее паруса были убраны, спасательные шлюпки исчезли. Когда буксир высадил на «Керрол Диринг» аварийную
партию, выяснилось, что на шхуне никого нет. Груз, личные вещи команды и запасы провизии были целы. Но вахтенный журнал, хронометр, секстанты отсутствовали. Судовой компас и часть навигационных приборов были разбиты, рулевое управление выведено из строя. Причины исчезновения капитана и девяти моряков объяснить не удалось. Единственным живым существом, обнаруженным на шхуне, был судовой кот.
«Уранг Медан»
В феврале 1948 года торговые суда, находящиеся в районе Малаккского пролива близ острова Суматра, приняли по радио сигнал бедствия: «SOS! Теплоход «Уранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа». Далее шел набор бессвязных точек и тире, но в конце радиограммы ясно значилось: «Я умираю».
Вскоре голландский корабль «Уранг Медан» был обнаружен английскими моряками. Вся его команда была мертва. На лицах умерших застыло выражение ужаса.
Англичане хотели отбуксировать судно в ближайший порт, но неожиданно в его трюме вспыхнул пожар.
Через несколько минут над просторами Индийского океана прогремел чудовищной силы взрыв. Разломившись пополам, «Уранг Медан», охваченный густыми клубами дыма. скрылся в пучине.
«Холчу»
В феврале 1953 года моряки английского судна «Рэни», находясь в двухстах милях от Никобарских островов, обнаружили в океане небольшой грузовой теплоход «Холчу». Корабль был поврежден стихией, его мачта сломана. Хотя спасательные шлюпки и оказались на своих местах, команда отсутствовала. В трюмах находился груз риса. в бункерах – полный запас топлива и воды. Куда исчезли пять членов его экипажа, до сих пор остается загадкой.
«Минерва»
Не менее редкостный случай был засвидетельствован морскими хрониками с парусным кораблем "Минерва". В 1848 году он вышел с Бермудских островов и пропал без вести. По прошествии времени корабль занесли в список погибших. Каково же было удивление всех, когда несколько лет спустя, как говорится, "в один прекрасный день" "Минерва" появилась у тех же берегов на Бермудах! Заметив неладное, работники порта вышли судну навстречу на шлюпках. Корабль был пуст. В каюте капитана был обнаружен дневник - записи обрывались 14 месяцев назад. Что произошло с кораблем? Ответа нет. Остаются лишь предположения. Скорее всего, "Минерва" попала в шторм, при котором погиб весь экипаж. Ну, а что касается возвращения корабля в порт своего отправления, то тут можно сказать одно: перед нами еще один пример исключительно редкого стечения обстоятельств.
Заключение.
Перечитав кипу книг и заглянув на многие сайты, познакомившись с материалами документов я пришла к выводу: и по сей день природа корабля-призрака остается для нас тайной. Кто знает, быть может, ему суждено еще не раз напомнить о себе. А может быть, «Летучий Голландец» – всего лишь миф? Кто знает…
Чтобы не заканчивать на слишком уж мрачной ноте, завершу рассказ о "Летучем голландце" забавным происшествием из недавнего прошлого.
В 1986 году в Атлантическом океане, в районе Филадельфии пассажирами морского прогулочного корабля был замечен старинный парусник с порванными парусами. На палубе толпились люди в камзолах, треуголках, со шпагами. Завидев прогулочный корабль, они столпились у борта и стали кричать, потрясая старинными мушкетами. Туристы же вовсю щелкали фотоаппаратами. На борту судна находился репортер одной популярной газеты. За приличную сумму ему разрешили передать информацию о сенсации в свое издание. Тут-то все и разъяснилось. Голливуд снимал очередной фильм про... "Летучий голландец". При сильном порыве ветра лопнул трос, удерживающий корабль у причала, и судно, переполненное статистами, "поймав" ветер, рванулось в открытое море. Что ж, пусть любая встреча с "Летучим голландцем" заканчивается так же благополучно.