Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 01:03, доклад
Леопольд Седар Сенгор родился 9 октября 1906 года в семье бизнесмена в небольшом городе Жоал, расположенном на побережье Сенегала к югу от Дакара. Его отец происходил из сенегальского племени серер. Второе имя Леопольда Сенгора (Седар) на языке племени означает «тот, кто не должен быть унижен», фамилия происходит от португальского слова «сеньор».
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
2 курс очного отделения
специальность 080502
«Экономика и управление на предприятии (культуры и искусства)»
группа 25 РГБ
Доклад
по дисциплине «Философия»
на тему: Леопольд Седар Сенгор. Теория негритюда
Москва 2012
Биография
Леопольд Седар Сенгор родился 9 октября 1906 года в семье бизнесмена в небольшом городе Жоал, расположенном на побережье Сенегала к югу от Дакара. Его отец происходил из сенегальского племени серер. Второе имя Леопольда Сенгора (Седар) на языке племени означает «тот, кто не должен быть унижен», фамилия происходит от португальского слова «сеньор».
В 1928 году Сенгор, получив католическое образование в Сенегале, уехал во Францию, где поступил в Сорбонну. Получив высшее образование, занялся преподавательской деятельностью. С 1939 года служил во французской армии, с 1940 года был в немецком плену. Участвовал в Движении Сопротивления. После войны служил на государственных должностях во Франции, был депутатом, в том числе вице-спикером Национального собрания страны. В 1948 году основал Демократический блок Сенегала, преобразованный в 1959 году в Прогрессивный союз Сенегала. Является автором стихов, посвящённых в основном судьбам Африки и её народов. Сборники стихов Сенгора впервые изданы в 40-е годы XX века.
Сенгор является одним из разработчиков теории негритюда (африканского духа), обосновывающей исключительность «африканской нации». В сентябре 1960 года стал первым президентом получившего независимость Сенегала. В 1962—1970 годах одновременно являлся главой правительства. 22 марта 1967 года пережил покушение на свою жизнь. Покинул свой пост по окончании пятого президентского срока в декабре 1980 года.
В 1983 году избран членом Французской академии; стал первым африканцем, избранным в академики.
Почётный председатель Социнтерна.
Скончался 20 декабря 2001 года во Франции, где провёл последние годы жизни.
Основные положения и концепции негритюда
Теория негритюда – это сложная философская концепция, которая на протяжении времени менялась, совершенствовалась, приобретала новые грани. В основу негритюда легли утверждения об исключительности негро-африканской цивилизации. Его сторонники провозгласили особую роль негроидных народов в духовном развитии человечества, в возрождении единства человека и окружающего мира. Сначала эта теория отражала протест угнетенных народов против колониализма и расовой дискриминации, выступала против приоритета европейских духовных ценностей.
По словам Сенгора. "гордость за свою расу – вот первое условие негритюда!". Позднее негритюд приобрел другую окраску. В нем стали прослеживаться мотивы расовой исключительности. Расовое сознание негритюда противопоставлялось классовому. Научный социализм рассматривался не иначе как "творение белой расы". В период завоевания рядом африканских стран политической независимости теоретики негритюда стали подходить более лояльно к европейской культуре, поскольку вопрос о дальнейшем пути развития не мог рассматриваться вне уже существовавших систем. Возникла концепция третьего пути развития, так называемого "африканского социализма".
Какой-либо целостной, систематизированной философии негритюда не существует, но у Сенгора, как созидателя и выразителя специфического типа философствования можно обнаружить и онтологию, и гносеологию, и эстетику. Причем они у него так переплетаются, что выделять их можно весьма условно, равно как и иерархизировать.
Ни в содержательном, ни в историческом планах негритюд как феномен африканской действительности ХХ века не «замыкается» только на Сенгоре, ибо были и предшественники, и современники Сенгора, которые внесли свой вклад в формулирование концепции негритюда. Предшественники негритюда Сэмюэль Кроутер, Джеймс Хортон, Эдвард Блайден — идеологи Британской Западной Африки второй половины ХIХ века [1]. Они стояли у идейных истоков негритюда, но сформулированной концепции в их работах не было.
Сенгор к своему пониманию негритюда, его онтологических, гносеологических, эстетических и иных оснований, шел длинной дорогой, встречая на пути единомышленников и противников своей идеи. Он искал опоры в трудах западных этнографов, в книгах чернокожих североамериканцев и вест-индских писателей, в «Журнале Черного мира», вновь и вновь обращался непосредственно к своим африканским истокам — мифологии и устной поэзии [2]. Все эти источники им изучались, перерабатывались и в первый период его творчества (30- начало 40-х годов) находили свое отражение в издаваемой им в Париже (1934-1941 гг.) газете «Черный студент», в которой печатались статьи других студентов (бывших и настоящих) из африканских и антильских колоний Франции.
Сенгор, по его словам, в период с 1928 по 1940 г. «ассимилировал, чтобы не быть ассимилированным: ассимилировать ценности и технику Запада, но не быть ассимилированным ими, и в то же время заявить о своей оригинальности, своей личности; это то же самое, что должно было быть вместе с Эмме Сезером названо, за неимением лучшего слова, негритюдом» [3]. Вообще-то Сенгор многократно подчеркивал, что приоритет в изобретении этого слова (появилось оно в 1932 г.) все же принадлежит Сезеру.
Слово, возможно, изобрел и Сезер, но более всего наполнил его содержанием все-таки Сенгор. У него можно найти ряд определений этого понятия. Негритюд, по Сенгору, — это и коллективная негро-африканская личность, это и совокупность ценностей черного мира (первичность интуиции, эмоции и ритма, чувства группы и диалога), которая отражается в искусстве, в образах жизни и мышления, это и некое аффективное отношение к миру, незападное его видение, это, наконец, и квинтэссенция негритянской души. В этих определениях негритюда соединены и ценностный подход, и подходы, условно выражаясь, онтологического, гносеологического, эстетического, а также социально-философского и этнолого-антропологического порядка. Под влиянием критики Сенгору неоднократно приходилось уточнять и переуточнять свое понимание негритюда. И каждый раз он вынужден был обращаться к его онтологии и гносеологии [4].
Онтология в философии негритюда Сенгора является своего рода стержнем, ядром всех его теоретических спекулятивного порядка построений. Она рассматривается и развивается им в ряде работ, среди которых выделяется статья «О негритюде. Психология африканского негра» [5]. Многие идеи этой статьи развивались Сенгором сначала в сфере поэтического творчества, и, прежде всего в виде экзальтации негро-африканской культуры, подчеркивания ее исключительности, уникальности, противопоставления ее европейской, шире — западной культуре.
В основе самой «черноафриканской онтологии» лежит принцип жизненных сил (the principle forces), позаимствованный Сенгором у фламандского католического миссионера Пласеда Темпельса.
Сенгор принимает исходные идеи принципа жизненных сил Темпельса: жизнь — это динамический способ бытия черного африканца. Жизненные силы суть не качества и свойства бытия, а подлинная сущность бытия, т.е. они тождественны с ними.
Понятие жизненных сил, являющееся базисным для видения черным африканцем человека и универсума, составляет фокус того, что сам Сенгор называет «экзистенциальной онтологией», формирующей и наполняющей (воодушевляющей) гармоничную цивилизацию. Понятие (принцип) жизненных сил определяет не только организацию черноафриканского общества, но такие аспекты африканской культуры, как анимизм, тотемизм, культ предков, роль женщины, обряды инициаций [6].
Идея жизненных сил находит у Сенгора выражение и в так называемом «мистическом браке Земли и человека» (выражение самого Сенгора), и в идее любви как космической силы, и в идее коммуникации с духом предков, и в мистерии цикла смерти — возрождения. Она проявляется также в идее онтологического сопричастия, связанного, по Сенгору, с его реальным, т.е. с «космологическим натурализмом или супернатурализмом». Эти идеи были навеяны Сенгору не только африканским сюрреализмом, который он называет мистическим, или метафизическим, но и европейским, эмпирическим.
Сенгор рассматривает в качестве постоянных черт черного человека определенную эмоциональную чувствительность, аффективное отношение с силами и формами универсума, прямой и непосредственный контакт с «Другим»». Эти свойства вытекают из его специфического, по сравнению с белым человеком, отношения к внешнему миру. С ним он связан «жизненными силами», в то время как европеец, человек технической цивилизации, не имеет уже непосредственной, первородной связи с природой. Отсюда и сенгоровское отделение эмоционально-партиципного познания черного человека и дискурсивно-логического познания белого человека.
Черный африканец
По Сенгору, вообще «значительность любви как сущностной энергии, вещества жизни составляет сердцевину негритюда, основу онтологии черного человека.
Теория "негритюда" - учения о неповторимом и совершенно особом характере негро-африканской цивилизации и культуры. "Теория негритюда, – говорил Сенгор, – ставит проблему в плане взаимообмена и диалога, а не в плане противопоставления или расовой ненависти…". И хотя понятие "негритюд" мы связываем, в первую очередь, с именем Сенгора, сам он утверждал, что эта идея родилась раньше самого слова "негритюд". В США негритюд воплотился в движении за возрождение негров – "негроренессанс" (20-е гг. ХХ в.), на Антильских островах – в движении "Гаитянская школа" (в период между двумя войнами), а в англоязычной Африке – в движении "африканская личность" (первая половина ХХ в.).
Говоря о психологии африканского негра, Сенгор отмечал, что он - дитя природы [7], его органы чувств открыты к приему любого импульса природы. Для негра на первом месте всегда форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение. Такое мироощущение противопоставляется западному, рационалистическому. По мнению Сенгора, именно отношение к объекту - к внешнему миру, к "другому", характеризует народ и его культуру. Африканский негр как бы заперт в своей черной коже, он живет в первозданной ночи и не отделяет себя от объекта: от дерева или камня, человека или зверя, явления природы или общества. Он берет живой объект в ладони, как слепец, вовсе не стремясь зафиксировать его или убить. Он ощущает его чуткими пальцами; он создан на третий день творения: чистое сенсорное поле. Он познает "другого" на субъективном уровне. Именно космический ритм задает объект, именно он вызывает приятное ощущение в нервных клетках, именно на него человек реагирует поведением; если ритм нарушается, диссонирует, возникает оборонительная реакция [8].
Обыгрывая известную фразу Декарта, Сенгор предлагает формулу: "Я чувствую, я танцую "другого", я существую". Африканскому негру для осознания своего существования необходимо не "словесное определение", а объективное дополнение. Танцевать - значит открывать и воссоздавать, отождествлять себя с жизненными силами, жить более полной жизнью, существовать. Это - высшая форма познания. Поэтому познание африканского негра есть одновременно открытие и воссоздание.
Жизненная сила африканского негра вдохновляется разумом, отличающимся от разума белого европейца: разум негра имеет больше общего с логосом, нежели с рацио. Будучи самым типичным для человека выражением нервного и чувственного впечатления, логос не втискивает объект в формы жестких логических категорий, не прикасаясь к нему. Слово негра возвращает объектам их первозданную окраску, выявляет подлинное строение и текстуру, имена и знаки. Оно пронизывает объекты сверкающими лучами, чтобы они снова обрели прозрачность, и привносит в них сюрреальность в ее первобытной влажности. Разум классической Европы аналитичен, негра - интуитивен.
В негритюде присутствует также социальная критика европейского мира - атомизированного, технизированного и деперсонализированного. Эмоциональное отношение к миру определяет все культурные ценности негра: религию, социальные структуры, искусство, литературу и главное - гениальность его языка.
Сенгор подчеркивает вклад африканской культуры в мировую культуру, а также многие особенности африканского искусства и, более того, видения мира. Но устойчивый стереотип негро-африканца мешает ему зачастую верно оценивать и вклад неафриканских культур, прежде всего европейской, н пребывать в состоянии экзальтации негро-африканских ценностей и видеть реальные пути диалога между африканскими и европейскими философами, сложные пути становления философской мысли в странах Тропической Африки [8].
Примечания
[1] Френкель М.Ю. 1) Общественная
мысль Британской Западной
[2] Френкель М.Ю. Общественная
мысль Британской Западной
[3] Senghor L.S. Liberte l. Negritude et humanisme. Paris, 1964. P.39.
[4] Корнеев М.Я. Африканский
тип личности в свете «
[5] Senghor L.S. On Negrohood. Psychology of African Negro // Diogenes. 1962 № 37. Русский перевод этой статьи, сделанный В.Р. Арсеньевым. См.: Ступени: Философский журнал. 1992. № 3(6). С.90-104, 104-119.
[6] Washington Ba S. The Concept of Negritude in the Poetry of Leopold Sedar Senghor. P.44