Леонардо да Винчи. Наука эпохи Возрождения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:14, реферат

Описание работы

Поразительная фраза, подобных которой немало в записках Леонардо да Винчи, но, главное, в ней приоткрывается тайна восприятия бытия, мира, космоса этим, в общем-то, закрытым для окружавших его людей, мыслителем. Был ли он философом? Считал ли себя таковым?
В дословном переводе с греческого "философия" - любовь к мудрости. Не мудрость, а именно неодолимое сердечное влечение и страстная привязанность к ней. Что касается мудрости, то она, по Леонардо, "есть дочь опыта". Леонардо был против умозрений и в живописи видел, прежде всего, опыт — опыт познания, в котором взаимодействие человека с окружающим миром утоляет его любовь к этому миру. Любящий, писал он в своих заметках, движим любимой вещью. В творчестве, считал он, происходит обоюдное соединение взаимно любящих сторон - природы (мира) и человека, опыт освоения ее (его) он брал себе в наставники, нарочито противопоставляя себя книжникам-философам: "Скажут, что, не имея книжного образования, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать... Не знают они, что мои предметы более чем из чужих слов должны быть почерпнуты из опыта, который был наставником тех, кто хорошо писал..."

Содержание

I.Введение 2
2. II. Основная часть 4
3. 2.1. Краткая биография 4
4. 2.2. Леонардо и его мир 5
5. 2.3.Философия Леонардо да Винчи 8
6. 2.3.1. Его дневники и зеркальное письмо 11
7. 2.3.2. Леонардо союз науки и искусства 11
8. 2.4. Наследие Леонардо да Винчи 13
9. Ш.Заключение 14
10. Список использованной литературы 15
11. Приложение

Работа содержит 1 файл

ЛДВ История науки.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

               Стремление  охватить все богатство и разнообразие  природных явлений в своих  наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же  время привычной устоявшейся  схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.

                «Занимаясь философией явлений  природы, - рассказывает о Леонардо  да Винчи автор знаменитых  «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, - он пытался распознать особые  свойства растений и настойчиво  наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращениям солнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином». Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию.

                Заявляя, что «все наше познание  начинается с ощущений», Леонардо  решительно отверг иное, не опирающееся  на непосредственное изучение  природы, знание – будь то  полученное из откровения и  из Священного писания

                 Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников. 

         К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими  опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же  выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся  на использование «духов». Леонардо не только опровергал основания практики “некромантов” и других  колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса и ведовство.

                Основанное на ощущениях, и  прежде всего на зрении, познание  мира – единственное доступное  человеку знание – противостоит  мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех,  кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».

             Другой помехой к истинному знанию является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом.

Обращение к опыту как источнику познания – не декларация. Скорее напротив –  оно является выводом постоянной и повседневной практики Леонардо – наблюдателя, художника, экспериментатора, механика, изобретателя. Само многообразие его научных интересов, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением самостоятельно проверить все научные истины, познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную природу.  В своих записях и рисунках Леонардо постоянно возвращается к уже сделанным наблюдениям и опытам. Рисунки играют особую роль в его научных изысканиях.                   
 
 
 
 
 
 

    2.3.1. Его дневники и зеркальное письмо 

       Когда Леонардо умер, он оставил после  себя более 5000 страниц заметок и  эскизов. Он писал свои дневники "секретным" зеркальным методом, которому научился сам. Почему он замаскировывал свои заметки ?Может быть таким образом он защищал  себя от церкви ?

    Мы  не должны забывать, что хотя Ренессанс  и был периодом просвещения церковь  оставалась могущественной организацией. Большая часть того, что написал  Леонардо, шло против учений церкви и удивительно, что он не попал  в большую беду. Другая теория та, что будучи левшой, эксцентричный Леонардо нашел более удобным писать таким методом и ни один учитель не пытался изменить его. 
 

    2.3.2. Леонардо союз  науки и искусства: 

         "Тот не является  гармоничным, кто не имеет равного  острого интереса ко всем вещам в пределах границы картины",писал Леонардо в своих записках. Леонардо определенно имел интерес "ко всем вещам". Биология, анатомия, ботаника и инженерное искусство являлись частью его картин. Возьмем, например, его полотно "Поклонение Волхвам", написанную в 1481-82 годах, в которой младенец Иисус впервые предстал перед миром. На картине мы видим несколько десятков мужчин и женщин, несколько лошадей, верблюда, деревья, скалы, строения с колоннами, ступеньками и арками. Когда Леонардо писал человека, склонившегося в поклоне, он детально выписывал каждый мускул. Чтобы правильно изобразить каждую деталь, необходимо знать и понимать человеческое тело. Чтобы правильно написать поднявшуюся на дыбы лошадь, необходимо было знание анатомии лошади.      Не были также пропущены детали деревьев и скал. Здание на заднем плане выглядит изящно с точными архитектурными деталями, что показывает глубокие познания Леонардо в области архитектуры и инженерного искусства. Для Леонардо написание картин являлось таким же упражнением в науке как и в искусстве.

         Важная часть его  заметок являлась учебным пособием по живописи. Он верил, что в живописи существуют правила также, как и  в законах математики. Его  "Трактат о живописи" включает изучение геометрии, оптики, перспективы и пропорций, которые являлись центральными акцентами его работ. Хотя он никогда не заканчивал свои записи по тому или иному предмету, любой современный художник может найти много полезных для себя вещей в этих записях.

         Одним из величайших вкладов Леонардо в науку явилось изучение человеческой анатомии. В то время как большинство художников расценивали анатомию в качестве инструмента для своих рисунков, Леонардо заинтересовался пониманием работы, совершаемой человеческим телом. Его не напугало негативное отношение Церкви к анатомическому изучению мертвого тела. В общем Леонардо изучил более тридцати тел методом резекции. В результате этих изучений он смог сделать модель человеческого сердца, глаза и мозга. Он произвел детальное описание своих исследований при рассечении тел, которые показали, что его знания о человеческом теле намного опережали его время. В процессе исследований Леонардо сделал множество зарисовок. Одним из них является рисунок вскрытого чрева с эмбрионом человека внутри. Положение пуповины эмбриона удивительно правильное. Он был одним из первых, кто сделал зарисовки частей тела в сечении, давая название индивидуальных частей. Этим методом пользуются и сегодня.

         Он уделял особое внимание человеческому глазу и  понял то, что сейчас известно как  основные принципы оптики. Он правильно заметил, что образы обратно на сетчатке человеческого глаза и высказал мнение о свойстве преломления света. Он также понял, что глаз является линзой, которая присоединяется к мозгу с помощью нервов.

 

    2.4. Наследие Леонардо  да Винчи 

         Многие открытия и изобретения Леонардо были поистине удивительными. Когда он был еще  молодым, он писал: "Я хочу сделать  чудо". Понимал ли он , что его  желание осуществилось? Ренессанс  был веком, когда люди только начали открывать новое и заново открывать старое в мироздании. Были художники, музыканты, ученые, архитекторы, математики, инженеры, изобретатели и философы, но только Леонардо да Винчи был единственным, кто объединял в себе все эти качества. Как только он начинал один проект, его тут же охватывала идея другого. У него было неиссякаемое воображение и "оригинальность мышления". "Тот, кто при обсуждении цитирует авторитет, тот пользуется не интеллектом, а памятью", писал он. Леонардо , истинный сын Ренессанса, использовал свой интеллект, чтобы заглянуть в будущее и помочь сотворить мир, в котором мы сейчас живем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    III.Заключение 
     

         Смысл и величайшая ценность наследия Леонардо для потомков в том, что оно неоспоримо подтверждает безграничные возможности человека, наделенного духом и разумом, творить, продолжать процесс сотворения мира. По Леонардо первоосновой продолжения сотворения мира может быть только постижение природных явлений, постижение как чувственное, так и интеллектуальное. Именно этот дар позволил Леонардо проявить себя многогранно. За свои 67 лет он сумел быть художником, архитектором, ученым во многих отраслях (механике, математике, анатомии, астрологии, геодезии). Научные интересы Леонардо были безграничны. Его заметки отражают занятия автора математикой и физикой в различных ее ответвлениях (механикой, оптикой, гидравликой), астрономией, геодезией и картографией, ботаникой, физиологией и анатомией. Эпоха Леонардо была не готова использовать все его прозрения в области техники, однако инженерная практика через 250-300 лет после жизни Леонардо подтвердила правоту и гениальность его разработок.

         Многие поколения  ученых пытались проникнуть в секреты  и таинства его творчества. Леонардо сам помог им в этом, записывая  свои наблюдения и размышления и  оставив их в наследство людям. Вот в чем главный секрет Леонардо: нужно учиться понимать окружающую природу, понимать и чувствовать цвет и форму объектов и растений, почувствовать реку и ветер как живые существа, ощутить полет птиц как движение своего тела, понять и человеческое тело как произведение архитектора и инженера. на язык цифр и пропорций.

         Леонардо да Винчи  неотделим от своей родины — Италии и своей исторической эпохи — эпохи Возрождения, ставшей уникальной главой в истории европейской и мировой цивилизации. Имя Леонардо в числе имен тех, кто эту эпоху воплотил и впоследствии стал ее символом.

 

    Список использованной литературы: 
     

1.http://www.imss.fi.it/index.html  “ Institute and Museum of the History of Science” Florence, Italy

2. “Материалы Международной научной конференции посвященной 550-летнему юбилею со дня рождения Леонардо да Винчи и 130-летия Политехнического Музея ” г. Москве ,2002г. 

3. Б.  Нардини “Жизнь Леонардо” г. Москва, 2003г. 
 

4. Воронков Ю.С., Кувшинов С.В. «Современное образование: между прошлым и будущим. Чем нам может помочь Леонардо да Винчи?», г.Москва,2005 гг. 

5. Л.  да Винчи. «Суждения о науке  и искусстве».

ИД «Азбука-классика», г. Санкт-Петербург, 2006г.

Информация о работе Леонардо да Винчи. Наука эпохи Возрождения.