Лекция по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:16, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Философия" на тему : "Истина и её критерии. Знание и вера"

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 30.76 Кб (Скачать)

Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставляющее элементарные сведения о природе, людях, социальных связях и т.д. Основой данной формы познания является опыт повседневной жизни, практики людей. Знания эти носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер (набор сведений, правил и т.п.). Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, традиции, предания, назидания, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

Важно и мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет совой фантастическое отражение реальности,    является    безсознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией, но и 2-е, это своеобразное моделирование мира в метафорах и обобщениях, имеющих и логическую природу.

Ему свойственно: слитность с эмоциональной сферой, неотчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности явлений. Значение мифологического познания в его обращенности к культуре.

Художестеенно-0бразная форма познания, наиболее проявившаяся в искусстве, хотя полностью, целиком не сводима к познанию, но через систему художественных образов - позволяет раскрыть истину. Поскольку в структуру любого произведения искусства включаются знания о людях их характерах, о странах и народах, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.

Одними  из древнейших  форм  познания  является философское познание (речь о нём шла в 1 лекции) и религиозное познание. Особенностью последнего есть то, что, будучи фантастическим отражением земных, природных и социальных сил оно содержит в себе определённые знания о действительности. Хотя и не в теоретической форме. Религиозное познание не выполняет функций производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценный и доказательный характер.

О научном познании и его особенностях мы уже говорили. Но, уточним, сущностью научного познания является рациональность, которая в качестве подчинённых моментов содержит эмоции и веру.

Сущностью научной рациональности является способность  работать с идеальными объектами  с тем условием, что их можно  превратить в реальную вещь, предмет  или дело - это способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности и их фиксация в системе общезначимых правил.

При этом научное познание имеет свои границы. Но каковы его реальные и потенциальные  пределы? Наука состоит из системы  внутренне дифференцированных научных  дисциплин, имеющих свою предметную область, методы и формы познания. Это - физика, химия, биология, социология, история. Развитие науки происходит на основе 2-х взаимосвязанных тенденций: дифференциации и интеграции.

Дифференциация предполагает деление, отпочкование и размножение научных направлений (специализация методов познания для отражения качественно различных объектов).

Интеграция обратный процесс (так возникли биохимия, физическая химия), так возникает кибернетика, как перенос одних форм и методов на другие направления.

Наука развивается  через постановку проблем, чем ограничивает поле исследования. Такое ограничение  не означает признание непознаваемости  мира. Непознаваемость означает недоступность  объекта познания, а ограниченность означает, что в объекте высвечивается определённая сторона. Конструируется определенный образ объекта, не соответствующий его реальной полноте.

Граница между вопросами объясняемыми науками   и бессмысленными с их позиций  является подвижной и условной. Но такая граница существует, как  существует объективный процесс  преодоления этой границы.

Человеческий мир сложен, более  неуловим для науки. Не случайно, что  гуманитарные науки менее развиты, чем естественные, здесь меньше общепризнанных теорий и больше разномыслия и  неоднозначности. Изучение единичного, уникального, субъективного ещё более трудно.

Таким образом, научный анализ имеет свою специфику, и, следовательно, ограниченную сферу  применимости. Возникает вопрос, как  соотносятся вера и знание в научном  познании?

Надо  отличать религиозную и обычную веру, основанную на обобщенном практическом опыте людей.

Первая  определяется как верность Богу и  последовательное практическое осуществление  в жизни религиозных идей, ценностей  и норм и не имеет (практически) гносеологического  значения.

Второй  тип веры состоит в психологической  уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так  и в научном познании. Разновидности  такой веры: от уверенности в чём либо до жизненных убеждений.

Такая вера - неотъемлемый компонент практической деятельности. Поскольку, человек в условиях, когда имеются несколько альтернатив решения вынужден опираться на свою веру в успех предприятия.

Вера помогает действовать в условиях неопределённости. Полной информированности о мире объективно не может быть, принимая решения принципиально нельзя просчитать как логический вывод.

Вера  не возникает на пустом месте, она  формируется опытом и практикой, самой жизнью. Можно сказать, что вера основывается на знании и опыте.

Вера  помогает на всех уровнях познания: эмпирическом, теоретическом, технической  разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много вариантов  объяснения явлений. Разработка   теории   тоже   может   натолкнуться   на альтернативные подходы, вера позволяет осуществить  учёному выбор.

Сами  истоки практической деятельности и  познавательной деятельности уходят в  глобальную веру в то, что мир  познаваем и изменяем. Причем вера учёного отличается от веры невежественного человека. Вера учёного есть средоточие опыта, знаний и опирается на историю науки. К тому же она корректируется научным сообществом.

Научное сообщество ничего не принимает на веру. Аргументация верой исключается  из стиля научного мышления. Методическое сомнение, организованная критика не допускают в науки недостаточно аргументированных идей.

Сама  проблема взаимоотношения знания и  веры имеет давнюю историю. Особенно активно она обсуждалась в  средневековой схоластике. Так, Тертуллиан активно выступал против разума провозглашая "Верую, потому что абсурдно"

Августин  Блаженный - познать разумом то, что принято верой.    Более    компромиссна    Формула    Ансельма Кентерберийского: "Верю и понимаю". Фома Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры

Ф. Бекон выдвинул лозунг "Знание - сила", в котором утверждает силу разума. Уже в начале XX века католическая церковь полагала, что расхождения веры и разума нет, так как все знания произошли от бога. Современный неотомизм главную задачу видит в рациональном истолковании истин теологии. Причём эта рациональность освещена "светом веры". Ж. Маритен ратовал за   возрождение религиозно ориентированной философии природы.

Французский теолог, философ и учёный Тейяр де Шарден пытался создать такую концепцию развития Вселенной, которая бы сочетала данные науки и религиозного опыта. Бертран Рассел вообще называл истину свойством веры.

Вопрос  о соотношении веры и разума (знания) занимал важное в русской религиозной  философии. Одно из важнейших понятий  которой - "цельное знание". Идеал цельного знания, всеединства включает чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт и религиозное созерцание (Хомяков, Франк, Соловьев).

С.Л. Франк считал, что вера важнейший компонент духовного мира человека. Она является могучим стимулом творчества и открывает простор сознанию.

И.А. Ильин  подчеркивал, что знание и вера не исключают друг друга. Наука имеет  свой предмет и метод и не отрицает, что истину можно достичь при  помощи другого опыта и метода, в том числе и-религиозного. А настоящая вера идёт своим особым путем, не вторгаясь в научную область.

Рассматривая  взаимоотношения веры и знания, НА Бердяев отмечал, что они не мешают друг другу, и ни одна из них не может  заменить или уничтожить другую. Наука  верно учит о законах природы, но некомпетентна в вопросах веры, откровения.

Бердяев   различал   религиозную   веру   и   веру гносеологическую. Он указывал, что знание в обоих аспектах оказывается  формой веры. Знание есть вера, вера есть знание. Образуя единство, они различаются, поскольку для упрочнения истин  научного знания и веры нужен "свет религиозной веры".

Каково соотношение науки и  религии, знания и веры? Ещё раз заострим внимание на соотношении знания и религиозной веры. Здесь три позиции:

• абсолютизация знания и элиминация веры;

• гипертрофирование веры в ущерб знанию;

• совмещение обоих полюсов (религиозная философия).

В современной науке высказываются  идеи о многообразии духовного опыта  человечества (религии, мифа, философии, мистики, эзотеризма) и его учёта в поисках научной истины. Нужно стремиться к диалогу меду всеми формами культуры, всеми способами освоения человеком мира.

Таким образом, познание истины есть процесс, опирающийся в равной мере на веру и знание, а научная истина опирается на все формы культуры.

 

 

 

 

Подведём итог нашему сегодняшнему занятию:

1. Итогом познания является отыскание истины, истина - есть соответствие знания действительности.

2. Истина объективна и конкретна, и как процесс сочетает в себе абсолютные и относительные черты.

3. Критерием истины выступает практика, которая сочетается с критериями логичности, общезначимости, прагматизма, конвенционализма, морали и красоты.

4. В поисках истины исследователь (в том числе и военный) опирается на взаимосвязь знания и веры, на опыт всего челове


Информация о работе Лекция по "Философии"