Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:33, реферат
Итогом его научных изысканий послужила теория психосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в области психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного материализма ХХ века, но как творец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеалистическо-иррационалистической "философии жизни" (Шопенгауэр, Ницше и др.) , под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для человеческого поведения "психической энергии", присущей инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов.
1. ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
1.1. ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"
1.2. КОНТРОЛЬ "Я".
1.3. СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"
1.4. "КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА
1.5. ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ
2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА
2.1. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ
3. ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА
3.1. РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.2. РОЛЬ
ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ
Как нельзя
обойтись без принуждения к культурной
работе, так же нельзя обойтись и
без господства меньшинства (элиты)
над массами, потому что массы
костны и недальновидны, они не любят
отказываться от влечений, не хотят прислушиваться
к аргументам в пользу такого отказа, а
индивидуальные представители масс поощряют
друг в друге вседозволенность и распущенность.
Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов,
признаваемых ими в качестве вождей, они
позволяют склонить себя к напряженной
внутренней работе самоотречения, от чего
зависит развитие культуры. Все это хорошо,
если вождя ми становятся личности с незаурядным
пониманием этой жизненной необходимости,
сумевшие добиться господства над собственными
влечениями. Но для них существует опасность,
что, не желая утрачивать своего влияния,
они начнут уступать массе больше, чем
та им, и потому нам представляется необходимым,
чтобы они были независимы от власти как
распорядители средств власти.
Короче
говоря, люди обладают двумя распространенными
свойствами, ответственными за то, что
институт культуры может поддерживаться
лишь в известной мере насилием, а именно,
люди, во-первых, не имеют спонтанной любви
к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны
против их страстей.
ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА
РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ
Культурологические
размышления Фрейда неизбежно подвели
его к проблеме религии и оказались
тесно переплетенными с решением
этой проблемы. При рассмотрении культурных
запретов Фрейд не мог не обратить внимание
на их связь с религиозными представлениями,
тем более теологи приписывали древнейшим
нормам, регулирующим человеческую жизнь,
божественное происхождение.
Издавна
считалось, что вся человеческая
культура строится на религиозной основе.
Из этого вытекает вывод, что при падении
религии деградирует и культура. Появление
религии Фрейд рассматривает так: человек
слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться
от многого.
Человек
должен войти в сообщество, которое
в результате своего развития налагает
запреты на его желания.
Как мы
уже упоминали, чтобы выжить, личность
должна отказаться от многих влечений.
Нужен кто-то, способный вознаградить
человека за его жертву своими влечениями,
защитить его от проявлений природы и
от посягательств на него других индивидов
общества. Встает вопрос: кто же выполнит
все эти функции? В раннем детстве каждый
замечал влияние отца в семье. Он обладал
властью, устанавливал свои порядки, защищал
семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается
комплекс: он считает отца сильным, добрым.
Отец для него авторитет. Еще ребенок ревнует
отца к своей матери и пытается занять
его место, но позже инцестуальные влечения
утрачивают свою силу, тогда как уважение
и страх перед отцом остались. Такую же
функцию выполняет и бог. Сначала из тотема
появился целый пантеон богов, а из них,
в свою очередь, выделился единый, могучий,
карающий бог, который потом стал добрым,
справедливым богом. Итак, люди всю ответственность
за антисоциальные поступки возложили
на плечи бога, сделав его, таким образом,
как бы громоотводом. Люди надеются получить
от бога вознаграждение за свой отказ
от влечений, и, наконец, авторитет бога
помогает им избавиться от внутрисоциальных
противоречий. Мы видим, что религия является
одной из основополагающих частей культуры.
Однако Фрейд установил, что религия является
массовым неврозом. На основе чего он сделал
такие выводы? Дело в том, что религия по
многим своим положениям напоминает навязчивое
невротическое состояние. Так, например,
если невротик боится не производить какие-то
определенные движения, то любой истинно
верующий человек так же боится не выполнить
какой-либо религиозный обряд. Разница
заключается лишь в том, что невротик не
может объяснить смысл своих постоянно
повторяемых упражнений, а верующий человек,
в зависимости от своего познания теологии,
объясняет те или иные обряды. Таким образом,
с некоторыми оговорками, можно назвать
религию общественным неврозом. Тем не
менее, религия имеет положительное значение.
Дело в том, что частный невроз куда опасней
общественного, так как он отрицательно
влияет на физическое состояние больного,
тогда как данный общественный невроз
является совершенно безобидным. Так же
религию можно назвать и антиневрозом,
так как она помогает растворять частные
неврозы и сглаживать социальные противоречия.
И разрушение религии ведет к резкому
упадку культуры. Такое явление наблюдалось
в России после революции, хотя позже произошла
подмена веры. Для развития общества нужны
какие-то основы, и с падением старых появляются
новые. Так, например, религиозную основу
в России сменила коммунистическая. Сейчас,
в наше время, старые основы уже рухнули,
а новые еще не установились, и поэтому
резко возросло астеническое состояние
общества, возросла преступность, появилось
больше сумасшедших, невротиков и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом,
на взгляд некоторых обывателей, теория
Фрейда нуждается во многих поправках
(она не бесспорна) , но все же Зигмунд
Фрейд сделал большой шаг в
оценке и понимании развития человеческого
общества.
Создав
теорию психоанализа, он также продвинулся
вперед в познании человеческой психики
и раскрытия ее глубин. К нашему времени
данная теория усовершенствовалась. Она
нашла много продолжателей. Многие современные
психоаналитики активно используют работы
Фрейда в своих исследованиях. В своей
работе я попытался раскрыть основные
элементы психоанализа и культурологической
теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул,
а многие являются очень спорными, поэтому
мое субъективное мнение является лишь
каплей в море вопросов и работ, посвященных
фрейдизму.
ПРИМЕЧАНИЯ
К ТЕКСТУ
1. Бессознательное
- действия человека, которые он
совершает, не отдавая себе
отчета, автоматически.
Бессознательный
характер носит психическая деятельность
во время сна, гипноза, лунатизма (см.
"Толкование сновидений"/ З. Фрейд/
1913 год/ 2 издание, Москва/ стр. 47) . Бессознание,
согласно первому закону диалектики, является
антагонистом сознанию и является вместилищем
загнанных природных инстинктов. Бессознательное
носит врожденный характер и определяет
все по ведение человека.
2. Я
- философское понятие, обозначающее субъект
преднамеренных действий, в которых личность
отдает себе отчет и за которые она несет
ответственность. Я является цензором
спонтанно возникающих животных влечений.
По мере развития цивилизации и общественных
отношений Я формируется культурой, то
есть культурные и моральные отношения
в обществе влияют на каждого чело века
и, сливаясь с ним, образуют субъективное
Я.
3. Супер-эго
- это интериорезированные
4. Приведенные
здесь рассуждения относятся лишь
к раннему детству, так как оболочка, или
"эго", растет и развивается в детстве,
а с возрастом "Я" и "оно" уравновешиваются,
то есть находятся в более стабильном
состоянии. Но противоречия, заложенные
в детстве, со временем проявляют себя.
5. Царь
Эдип. Древнегреческая трагедия, в которой
рассказывается о том, как царский сын
Эдип, чудом спасшийся от смерти (его отцу
предсказали, что его убьет его собственный
сын, и он приказал убить Эдип та) и долго
странствующий, возвращается на родину
и, убив своего отца, женится на своей матери
и становится царем. Узнав о том, что он
женился на своей матери, он с горя ослепляет
себя и уходит странствовать.
6. Хронос
(бог времени в
7. Размножаясь,
дети Адама и Евы совершали
также инцест, который позже был
запрещен религией.
8. Эта
идея Фрейда (проецирование психики
на социально-культурную
9. Наверное,
это вызвано тем, что, чем
больше раз виваеться культура,
тем глубже загоняется вовнутрь
че ловека сексуальное влечение, поэтому
полноценные представления об искомом
предмете можно получить, лишь сделав
срез, где наиболее остро проявляются
противоречия.
10. До
этого уже говорилось о
Если
взять за основу то, что дети в
результате действия инцестуозных влечений
и антиотцовских настроений убили своего
отца, а позже испугались, что такое может
произойти и с ними (а может, ужаснулись
своему кощунству) и испугались содеянного,
то понятно, почему они стали поклоняться
своему мертвому предку и все бремя власти
возложили на него. Позже образ отца пере
шел в образ животного. Чтобы снять стресс,
это животное раз в год убивается племенем.
11. Под
упражнениями подразумеваются
12. Не
следует путать общественный
невроз с революционными
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фрейд.
З. Будущее одной иллюзии// Сумерки
богов/ Фрейд. З. М., 1990. - С. 94.
2. Фрейд.
З. Толкование сновидений. - Ереван,
1991. - репринтное воспроизведение
издания 1913 г.
3. Фрейд.
З. Тотем и табу. - М.: Изд-во политической
литературы, 1992.
4. Куликов.
В. И., Хаценков. А. Ф. Современная
буржуазная философия и
5. Алексеев.
П. В, Большаков. А. В. и
др. Хрестоматия: Основы
Информация о работе Культурологическая и психосексуальная теория Фрейда