Культура: ее сущность и функции

Автор: Юлия Юлия, 12 Ноября 2010 в 15:28, реферат

Описание работы

Понятие культуры, сущность и её функции. Основные культурологические школы.

Работа содержит 1 файл

Философия.Готовая контрольная..doc

— 124.50 Кб (Скачать)
   

Государственное образовательное  учреждение высшего 

    профессионального образования

«Пензенский государственный  университет»

(ПГУ)

Нижнеломовский  филиал ГОУВПО

«Пензенский государственный  университет»

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине: «Философия»

Тема: «Культура: сущность и ее функции» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила: студентка гр.ЗМЛ-41

                                                    Гречишникова Ю.В.

                                                             Проверил: преподаватель

                                            Кириллов Г.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Ломов

2010

Понятие культуры, сущность и её функции. Основные культурологические школы 

    Слово "культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона ("Туксуланские беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...; культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".

    Американские  антропологи А. Кребер и К. Клахон дают следующие определения культуры: "Культура основана на схематизированных  и эталонных способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых главным образом с помощью символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп, включая в их воплощение в материальных произведениях; существенное ядро культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные, и переданные) идеи и прежде всего связанные с этими идеями ценности".

    Чтобы получить представление о многозначности понятия "культура", обратим внимание на ряд определений, предложенные некоторыми учеными Европы и США:

    "комплекс, включающий знания, верования, искусства,  законы, мораль, обычаи и другие  способности и привычки, обретенные  человеком как членом общества" (Э. Тейлор);

    "каждый  шаг вперед на пути культуры  был шагом к свободе" (Ф. Энгельс);

    "социальное  наследование" (Б. Малиновский);

    "культурный  аспект охватывающий представления,  ценности, нормы, их взаимодействия  и взаимоотношения" (П.. Сорокин);

    "организация  разнообразных явлений - материальных  объектов, телесных актов, идей  и чувств, которые состоят из  символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт);

    "то, что отличает человека от животного" (В. Оствалъд);

    "процесс  прогрессирующего самоосвобождения  человека, языка, религия, наука  - различные фазы этого процесса" (Э, Кассирер);

    "совокупность  интеллектуальные элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающие некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать "памятью мира" и общества - памятью, материализированной в библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).

    В отечественной культурологии основными являются следующие определения:

    культура  охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский);

    культура "ядром своим и корнем имеет  культ. Культурные ценности - это производные  культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О "совокупность материальных и духовных ценностей";

    "способ  человеческой деятельности" (Э. Маркарян);

    "знаковая  система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);

    "воплощенные  ценности" (И. Чавчавадзе);

    "состояние  духовной жизни общества" (М.  Ким);

    "культура  в современном понимании есть  совокупности материальных и  духовных предметов человеческой деятельности" (Э. Соколов);

    "система  регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный  опыт, накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов);

    "культура  как система духовного производства  охватывает сознание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентацией - все то, что составляет духовный мир общества и человека" (Б. Ерасов).

    В обыденной жизни мы часто говорим  о культуре строительства, о культуре быта, о культуре торговли, о культуре общения, о культуре отдыха, о физической культуре, о культуре риса и т.п. Ясно, что говоря о культуре риса, мы имеем ввиду не сам по себе рис, а об отобранных и систематизированных способах его возделывания, выращивания.

    Обобщая сказанное, можно сказать, что культура - это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемых из поколения в поколение.

    Основные  культурологические школы.

    В современной культурологии есть несколько школ, направлений, течений. Понятие "культура" трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях. Сама по себе культура многогранна. Возможны и необходимы разные способы изучения культуры:

    а) символическая школа.

    Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана  с использованием символов. Поэтому  понятие "культура" определяет через  указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.

    б) натуралистическая школа.

    Представители этого направления пытаются объяснить  особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.

    в) психологическая школа.

    С точки зрения этого направления  культуры - это душа народа, "дух" народа.

    г) социологическая школа.

    Объединяет  тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.

    г) аксиологическая школа.

    Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего  можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.

    Структура культуры.

    Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру. Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную- входит производственно - техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления.

    Духовная  культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.

    Художественная  культура - это особая целостная  культура: в вей органически соединяется  материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры является искусство как  совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и результатов.

    Основные  элементы культуры

    Культура  включает в себя три вида элементов:

    1. Понятия (концепты). Они содержатся  главным образом в языке и  помогают людям организовать  и упорядочить свой опыт. Мы  все воспринимаем мир через  формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.

    2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

    3. Ценности. Этот элемент культуры  представляет собой разделяемые  всеми убеждения относительно  целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных  доктрин. И хотя разные культуры  могут полагать ценностями разные  вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет. Функции культуры.

    Многоплановая разноуровневая структура позволяет  ей осуществить ряд функций:

    1. Аккумуляция родового опыта.

    2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

    3. Функция исторического обмена, передачи  социального опыта Эту функцию  называют информационной. Общество  не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.

    4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая  информацию, заключенную в памятниках  материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.

Информация о работе Культура: ее сущность и функции