Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:52, доклад
КОЯЛОВИЧ МИХАИЛ ОСИПОВИЧ (20.09.1828, м. Кузница, Гродненской губернии – 23.08.1891) – известный церковный и гражданский историк, политический публицист.
КОЯЛОВИЧ МИХАИЛ ОСИПОВИЧ (20.09.1828, м. Кузница, Гродненской губернии – 23.08.1891) – известный церковный и гражданский историк, политический публицист.
Родился в
семье православного
В 1858 году женился на Надежде Платоновне, в девичестве Менчиц. В последствии у них родилось трое сыновей.
Вышедшее в 1859-1861 годах исследование «Литовская церковная уния» было защищено М.О. Кояловичем как магистерская диссертация.
В 1873 году защитил докторскую диссертацию под названием «История воссоединения западнорусских униатов старых времен (до 1800 г.)».
С 1873 – ординарный
профессор С.-Петербургской
С 1888 – вместе с сыном Михаилом стал издавать политико-литературный еженедельный журнал «Правда».
Профессор М.О. Коялович сотрудничал в издаваемой И.С. Аксаковым газете «День», а также в консервативном журнале «Гражданин».
М.О. Коялович
автор капитального исследования «История
русского самосознания по историческим
памятникам и научным сочинениям».
Автор этой книги – белорус
по происхождению – был
Не будучи
теоретиком, он не развивает в своем
труде философских концепций
русского самосознания, а, как историк,
скрупулезно, по деталям выявляет и
анализирует исторические памятники
и научные сочинения, тематически
касающиеся исследуемой им проблемы.
Его книга выросла из лекций, читанных
автором в 1880/81 учебном году в
Санкт-Петербургской Духовной академии,
являющихся вводной частью в курс
«Чтений по русской истории». «Главнейшая
задача, – как писал сам М.О.
Коялович, – которую я старался
выполнить и которая
Хорошо изученная литература времен Киевской и Московской Руси у М.О. Кояловича дается лишь в кратком обзоре, где в нескольких небольших главах анализируются русские первоисточники (летописи, послания, государственные акты, поучения и т. п. литература) и иностранные свидетельства о России.
Гораздо более
значительные особенности в труде
профессора М.О. Кояловича несет
изложение периода нового послепетровского
времени, когда появляются научные
исследования по русской истории. Конечно,
не он первый начал выявлять в русской
науке исторические школы, это делали
и до него (например, К.Н. Бестужев-Рюмин
в своей «Русской Истории» 1872 года;
В.С. Иконников в монографии о
скептической школе), но его заслуга
состоит в том, что он выработал
целостную систему
Выстраивая
преемственность исследования русской
истории (от трудов Байера, Миллера, Татищева,
Ломоносова к работам историков
екатерининского времени
Появление
«Истории государства Российского»
разделило русскую историческую
науку на две противоположные
школы – союзников Карамзина
и скептиков. Эти школы, в свою
очередь, имели прямое отношение
к появлению западничества и
славянофильства с их историческими
концепциями. Научное противостояние
русских национально мыслящих ученых
прибалтийским ученым-немцам и школе
скептиков, а также влияние на
их научные взгляды работ
На какое-то время эти споры были отодвинуты на второй план появлением в исторической науке огромного труда С.М. Соловьева «История России» с его родовой теорией быта – работы, ставшей классической.
Последующее
развитие изучения русской истории,
по М.О. Кояловичу, связано с тремя
более или менее
Как писал в своей рецензии на книгу М.О. Кояловича академик К.Н. Бестужев-Рюмин, автор ставил своей целью «допросить каждое явление (литературное или научное. – прим. М.С.) о том, насколько оно послужило» выражению народного самосознания, и с этой точки зрения произносит над ним свой суд.
Будучи непримиримым борцом с «объективизмом» в науке, не веря в его реальную возможность, М.О. Коялович считал его вредным. Он открыто заявлял свой постулат как ученого: «Не доверяйте обманчивой объективности, в истории ее меньше всего; в истории почти все субъективно». Выработав многолетними научными занятиями уверенность в неизбежности и положительности для историка субъективного взгляда на исторический процесс, М.О. Коялович дал в «Истории русского самосознания» панораму или энциклопедический свод всех на его время существовавших систем и мнений, или, как он их называл, «субъективизмов» понимания русской истории. Проанализировав их все, он «показал, что лучший из них – это так называемый славянофильский субъективизме». «Он лучше других, – утверждал профессор, – и в народном, и в научном смысле, и даже в смысле возможно правильного понимания и усвоения общечеловеческой цивилизации».
Впервые изданная в 1884 году, книга была широко распространена в среде читающей русской публики. Благодаря своей необычной для того времени страстности она стала настольной книгой многих выдающихся деятелей России. Так, Иван Аксаков писал, что «История русского самосознания» – «это превосходнейший и крайне полезный труд». Лев Тихомиров считал обязательным иметь ее у себя каждому думающему человеку.
«История
русского самосознания» может