Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 14:25, контрольная работа
На протяжении веков человек стремился разгадать тайну великого мирового «порядка» Вселенной, которую древнегреческие философы и назвали Космосом (в переводе с греческого - «порядок», «красота»), в отличие от Хаоса, предшествовавшего, как они считали, появлению Космоса.
Первые, дошедшие до нас естественнонаучные представления об окружающей нас Вселенной сформулировали древнегреческие философы в 7-5 вв. до н. э.
Введение. 2
Биография И.Канта 4
Космогоническая теория Канта. 8
Гипотеза Фая. 13
Заключение. 14
Список литературы. 15
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
гуманитарного образования
и социологии
Контрольная работа
по курсу «Философия»
На
тему: «Космогоническая
гипотеза И.Канта»
Альметьевск 2012
Содержание
На протяжении веков человек стремился разгадать тайну великого мирового «порядка» Вселенной, которую древнегреческие философы и назвали Космосом (в переводе с греческого - «порядок», «красота»), в отличие от Хаоса, предшествовавшего, как они считали, появлению Космоса.
Первые, дошедшие до нас
Наблюдение круглых дисков Солнца, Луны, закругленной линии горизонта, а так же границы тени Земли, наползающей на луну при ее затмениях, правильная повторяемость дня и ночи, времен года, восходов и заходов светил - все это наводило на мысль, что в основе строения вселенной лежит принцип круговых форм и движений, «цикличности» и равномерности изменений. Но вплоть до 2 в. до н. э. не существовало отдельного учения о небе, которое объеденило бы все знания в этой области в единую систему. Представления о небесных явлениях, как и явлениях «в верхнем воздухе» - буквально о «метеорных явлениях», долгое время входили в общие умозрительные учения о природе в целом. Эти учения несколько позднее стали называть физикой (от греческого слова «фюзис» - природа - в смысле периоды, существа вещей и явлений). Главным содержанием этой древней полу философской «физики», или в нашем понимании - скорее натурфилософии, включавшей в качестве едва ли не главных элементов космологию и космогонию, были поиски того неизменного начала, которое, как думали, лежит в основе мира изменчивых явлений. Космология – основана на наблюдении и изучении космоса. Космогония – наука о возникновении и развитии космических тел и систем. Небулярная – связанная с газопылевыми туманностями.
В сочинении Канта сначала
излагалась гипотеза Райта об
устройстве Вселенной. Однако знакомый
только с кратким рефератом сочинения
Райта, он использовал именно приведенную
там картину плоского слоя звезд. В
своей основе, по содержанию и целям концепция
Канта существенно отличалась от гипотезы
Райта и противопоставлялась теологическим
целям последнего. Из конкретных построений
Райта Кант намерен был «развить плодотворные
выводы» на чисто механической основе,
отрицая равно и начальный божественный
толчок, допускавшийся Ньютоном. 1
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье шорника Иоганна Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки были родом из Шотландии, но современные исследователи установили, что его прадед по отцу был выходцем из Латвии, а по матери - уроженец Пруссии. Рос Кант на окраине города среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилым здоровьем, и мать - Анна Регина - старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье, разбудить пытливость и воображение.
В 1730 году Кант поступил в
начальную школу, а в 1732 году
по совету друга семьи Кантов
пастора Франца Альберта
Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский университет. До сих пор неизвестно точно, на каком факультете он учился, так как в сохранившихся списках студентов нет указаний на то, к какому факультету относился каждый из них. В университете существовало четыре факультета, три из них: богословский, медицинский и юридический относились к "высшим", а философский - к "низшим". Согласно приказу Фридриха Вильгельма I, студенты могли числиться только на одном из высших факультетов, так как "солдатскому королю" нужны были прежде всего грамотные служащие, а к философии он относился достаточно скептически. Первые биографы Канта полагали, что он выбрал теологию, однако, проанализировав перечень предметов, которым будущий философ уделял наибольшее внимание, можно сделать вывод, что он, вероятно, учился на медицинском факультете. Гимназическое увлечение филологией сменилось интересом к физике и философии. Сильное влияние на становление Канта в этот период оказал профессор Мартин Кнутцен. От него молодой человек впервые услышал имя Ньютона и под его руководством на четвертом году обучения принялся за первое самостоятельное сочинение по физике. Первую свою работу Кант писал три года - с 1743 по 1746 год. Называлась она "Мысли об истинной оценке живых сил". Эта работа представляла собой попытку выступить арбитром в споре картезианцев и лейбницианцев об измерении кинетической энергии. Создавая эту работу, Кант, по - видимому, не знал, что уже в 1743 году Даламбер дал универсальное решение проблемы, выразив его формулой F=mvv/2. Кант, сам того не ведая, по сути лишь повторил решение Даламбера. Однако работа содержала ряд оригинальных умопостроений, в том числе рассуждения о связи трехмерности пространства и закона всемирного тяготения. "Мысли ..." печатались с 1746 по 1749 год. После выхода книги в свет, Кант посылает по экземпляру швейцарскому ученому и поэту Альбрехту Галлеру и математику Леонарду Эйлеру, однако, ответа на эти почтовые отправления он не получил. Возможно, причиной тому послужил описанный выше промах молодого ученого. Несмотря на то, что первая работа не принесла Канту известности и уступает, естественно, по масштабу более поздним его трудам, уже в этой работе проявилась характерная черта всей его философии - соединение бескомпромиссного стремления к истине со склонностью к разумным компромиссам, когда налицо две крайние точки зрения.2
К концу 1755 года Кант был уже автором двух статей и двух серьезных трактатов по вопросам космогонии, приобрел некоторую известность в ученых кругах Пруссии, однако все еще числился студентом, или, точнее, кандидатом (так в Германии именовались лица, прослушавшие курс лекций в высшем учебном заведении, но не завершившие должным образом свое образование). Задумываясь о будущем, Кант видел себя университетским преподавателем. За годы работы домашним учителем он скопил небольшую сумму, необходимую для начала академической карьеры. Для осуществления мечты ему оставалось получить лишь ученую степень. 17 апреля 1755 года Кант подает на философский факультет магистерскую диссертацию "Об огне" и через четыре недели сдает устный магистерский экзамен. 12 июня 1755 года в Кенигсбергском университете состоялся торжественный акт возведения молодого философа в ученую степень. Однако, получение степени магистра не означало автоматического принятия в состав преподавателей университета. Для того, что бы получить право читать лекции, Канту предстояло пройти габилитацию (так именовалась защита специальной диссертации в публичном диспуте). Новая диссертация Канта называлась "Новое освещение первых принципов метафизического познания". Защитив ее, ученый получает звание приват-доцента, т.е. внештатного преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. В первую свою университетскую зиму Кант читал логику, математику, метафизику, естествознание. Затем к ним прибавилась физическая география, этика и механика. В то время не создавалось культа из узкой специализации, и будущий философ смог полностью проявить свои разносторонние знания. Его лекции пользовались неизменным успехом среди студентов. Минимальная нагрузка составляла 16-ть, а максимальная - 28-мь часов в неделю. Естественно, что во второй половине 50-х годов Кант почти ничего не пишет. Самым значительным трудом этого периода, можно назвать диссертацию "Физическая монадология", которую Кант написал, безрезультатно претендуя на экстраординарную (без оклада) профессуру.
Преподавание поглощает все время и все силы, но безбедное существование обеспечено. В этот период естественно - научные материи по - прежнему занимают доминирующее положение в духовных исканиях Канта, но наряду с этим усиливается и интерес к философии. Первой собственно философской работой была габилитационная диссертация "Новое освещение первых принципов метафизического познания". В ней Кант исследует установленный Лейбницем принцип достаточного основания. Он проводит различие между основанием бытия предмета и основанием его познания, реальным и логическим основанием. В этих рассуждениях Канта содержится зародыш будущего дуализма: мир реальных вещей и мир наших знаний не тождественны. Принцип достаточного основания философ соотносит с поведением человека. Так в этой диссертации впервые возникает проблема свободы, которая в будущем превратится в лейтмотив всего творчества Канта. Он считает, что идея определяющего основания не противоречит свободе. Он понимает свободу как сознательную детерминизацию поступка, как приобщение к воле мотивов разума. В дальнейшем, развивая эту идею, философ придет к выводу, что человек не может полагаться только на свои влечения, так как все они жестко детерминированы природой, и поступать в соответствии с ними - значит оставаться животным. В целом в этой диссертации Кант отстаивает лейбницианско-вольфианскую точку зрения. Хотя в некоторых существенных деталях, например при разрешении проблемы взаимоотношения души и тела, ему ближе идеи Ньютона. Что касается гармонии бытия и его всеобщей устремленности к благу, то он пока в этом не сомневается.3
Кант написал рукопись по
проблема возникновения органической природы. Философ признавал что, законов механики недостаточно для понимания сущности жизни. Естественно, что возникновение живой природы он объяснял также существованием и деятельностью бога. К концу 1755 года Кант был уже автором двух статей и двух серьезных трактатов по вопросам космогонии, приобрел некоторую известность в ученых кругах Пруссии.
В то же время он с большой настойчивостью выдвинул перед философией и перед теорией познания вопрос о целесообразности форм органической природы. Он с редкой проницательностью показал, что наука не вправе остановиться перед загадкой целесообразности и не может и не должна сложить перед ней оружие причинного теоретического исследования и объяснения, однако агностицизм Канта парализует ценные выводы из его работ. Кант указывает на необходимость дополнить принцип механического объяснения теологическим принципом с внедрением физических методов в биологию.
Успехи
кибернетики убедительно
Гипотеза Канта. В середине XVIII века немецкий
философ И. Кант предложил свою теорию
образования Солнечной системы, основанную
на законе всемирного тяготения. Она предполагала
возникновение Солнечной системы из облака
холодных пылинок, находящихся в беспорядочном
хаотическом движении. В 1755 г. появилась
его книга "Всеобщая естественная теория
и история неба". Гонения на исследователей
в области естествознания, а происхождения
мира в особенности, были еще очень сильны;
поэтому во введении к своей книге Кант
делает уступку теологии. "Только сама
основная материя, свойства и силы которой
лежат в основе всех изменений, есть непосредственное
следствие бытия божия, и эта материя должна,
таким образом, быть так богата, так совершенна,
что развитие всей ее сложности в течение
вечности может происходить по плану,
который заключает в себе все, что только
может быть, который недоступен никакому
измерению, словом, который бесконечен".
Однако в дальнейшем Кант совершенно устраняет
всякое божественное вмешательство, и
все дальнейшее развитие мира протекает,
согласно его теории, движимое внутренними
силами согласно свойствам вещества. Как
уже говорилось выше, Кант считал, что
мир произошел из огромного облака хаотически
движущихся пылевых частиц. Сталкиваясь,
притягиваясь, они меняют направление
своего движения, объединяются в более
крупные сгустки. Под действием сил притяжения
большинство из них устремляется к центру,
где начинает расти ядро туманности - Солнце;
из других сгустков, получивших орбитальное
движение, начинают формироваться планеты.
Гипотеза И. Канта получила название "небулярной",
от латинского "nebula" - туманность,
и считается первой среди обширного класса
космогонических гипотез происхождения
небесных тел из туманностей. Первичная
туманность состоит из отдельных частиц.
Более тяжелые начинают притягивать сравнительно
легкие, образуются местами центры притяжения,
вся туманность разбивается на участки,
на шаровидные, более плотные скопления
материи — будущие звезды. В каждой звездной
туманности
появляется
центральное сгущение; частицы, стремясь
к центру, сталкиваются; одни из них при
этом падают к центру, другие получают
боковое движение. Случайно накапливается
перевес движения в одну сторону, и все
частицы, как падающие к центру, так и остающиеся
в туманности во взвешенном состоянии,
получают вращательное движение, общее
для всей массы. Вследствие вращения туманность
сплющивается, частицы, не упавшие на солнце,
начинают группироваться около местных,
случайных центров притяжения — зарождаются
планеты. В зависимости от положения зародыша
планеты над экватором туманности орбиты
планет будут более или менее наклонены
к нему. Увлеченные общим вращением массы,
все планеты движутся в одну сторону. Вопрос
о вращательном движении планет вокруг
их осей изложен у Канта весьма темно,
и во всяком случае вращение должно бы
происходить в обратную сторону существующему.
Небольшие комки первичной туманности,
далекие от экватора ее, образовали кометы.
У Канта нет ни постепенного сокращения
объема всей туманности, ни выделения
колец — этих характерных особенностей
гипотезы Лапласа. Кольца же Сатурна Кант
объясняет, как продукт рассеивания атмосферы
планеты.4