Контрольная работа по «Основам философии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

1)Философия как учение о мире в целом , как мышление о основных идеях мироустройства.
2)Эссе на тему «Проблемы современной массовой культуры».
3)Какие качества необходимо иметь, чтобы быть хорошим специалистом? Достаточно ли только профессионального образования?

Работа содержит 1 файл

основы философии.docx

— 35.23 Кб (Скачать)

Контрольная работа по «Основам философии»

студентки группы В-46, заочного отделения 

Булавинцевой Надежды.

ВАРИАНТ  II

1)Философия как учение о мире в целом , как мышление о основных идеях мироустройства.

2)Эссе на тему «Проблемы  современной массовой культуры».

3)Какие качества необходимо  иметь, чтобы быть хорошим специалистом? Достаточно ли только профессионального  образования?

Философия как  учение о мире в целом , как мышление о основных идеях мироустройства.. 
Философия в переводе с греческого языка означает "любовь к мудрости", любомудрие, стремление к истине. Слово "философ" впервые встречается у древнегреческого мыслителя Гераклита, обозначая всякого, кто занимается бескорыстным изучением мира вещей. Позднее философом признавали такого человека, который направляет свои интеллектуальные усилия на поиск всеобщей истины в вопросах окружающего бытия и человеческого жизнеустройства. Характерный для философа стиль жизни, способ нацеленности на мир и манера познания встречаются во все времена и у всех философски развитых народов. Замечательным примером подлинного философа с древних времен считается Сократ, с его презрением к обыденной суете и материальному комфорту.

Философия возникает почти  одновременно в трех культурных ареалах  Древнего мира — Греции, Индии и  Китае. Это VII—VI вв. до н. э. Древние мудрецы  размышляли и вели нескончаемые споры  по самым разнообразным вопросам: о том, как устроен космос, каково место человека в этом мире, в  чем смысл жизни и предназначение человека, откуда мы, люди, пришли и  куда идем и т. п.

Размышляя над характером таких вопросов, можно заметить несколько  важных их особенностей. Первая заключается  в том, что все эти вопросы  имеют предельно общее, универсальное  содержание, ибо в них речь идет не о каких-то отдельных вещах или явлениях, а о мире в целом или о сущности человека как такового, о его взаимоотношении с окружающей действительностью. При самом вопрошании такого рода приходится пользоваться особым типом понятий, которые принято называть категориями. Они образуют в своей совокупности специфический категориальный язык (космос, природа, причина, судьба, закон, возможность, свобода, разум и т. п.).

Мировоззрение — это система  взглядов, установок, убеждений, определяющих понимание мира в целом, места  в нем человека, и вытекающие из этой системы ценностные ориентации людей, стратегии их поведения и  деятельности.

Субъектом (носителем) мировоззрения  может быть отдельный индивид, социальная группа, общество на данном этапе и  даже цивилизация. Дело в том, что  в выработке стратегии поведения  и в осознании своих коренных интересов нуждается не только та или иная личность, но и отдельные  группы людей, объединенных общими интересами, социальные слои, классы, этносы и т. п.

Для того чтобы понять "дух  эпохи", необходимо найти ключевой, системообразующий элемент культуры, предопределяющий способ видения человеком  реальности, тот или иной тип нацеленности на мир и на самого себя. Таким  элементом является мировоззрение  как некий неразложимый, интегральный комплекс представлений о мире и  человеке. Комплекс этот образует мировоззренческие  координаты бытия людей. Их составляющими  являются:

"образ себя" как  исходной данности (осознание субъектом  мировоззрения своих жизненных  потребностей, интересов и первичных  ценностей);

глобальная модель всего  сущего ("картина мира");

модель "социума" и сущностный "образ" человека;

жизненная стратегия (целевые  установки субъекта, идеалы и нормы  жизнедеятельности, программа действий и выбор средств достижения целей).

Мировоззренческие координаты "выстраиваются" на основе трех "строительных материалов": знаний (представления  о мире, обществе и человеке), ценностей (осознание и оценка себя как ценности, отношение ко всему существующему  через призму своих целей и  интересов), стратегии деятельности (жизненные планы, программа деятельности и т. п.). В формировании мировоззренческих  знаний решающая роль принадлежит разуму, для формирования же ценностей требуется  не только интеллектуальная работа, но и "труд души", активность нашей  эмоциональной сферы. При выработке  стратегии деятельности человек  подключает еще и свою волю.

Аналогичная ситуация имеет  место и в отношении вопроса  о природе человека. Возьмем, например, воспитательно-образовательную деятельность, которая возникла в древнейшие времена и необходимость в которой будет существовать до тех пор, пока длится человеческая история. На чем основываются конкретные приемы, формы и методы воспитания подрастающего поколения? Очевидно, на наших предельно общих представлениях о сущности человека. Если мы убеждены, что "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду", что в своей действительности "она есть совокупность всех общественных отношений" (К. Маркс), если мы исходим из того, что социально-экономические отношения и социо-культурные факторы полностью предопределяют формирование личности, то отсюда вытекает вполне определенная стратегия воспитательного и образовательного процесса. Сущность ребенка предстает в этом случае как мягкий, податливый материал, из которого можно лепить все, что угодно, в соответствии со вкусом и разумением воспитателя.

Центральный вопрос мировоззрения  — это  вопрос об отношении человека к миру во всех возможных его измерениях. Человек находится в трех сущностных отношениях к миру — практическом, духовно-практическом, теоретическом. Соответственно, мы встречаем три основные формы освоения мира человеком — материально-преобразовательная, ценностно-экзистенциальная (художественно-эстетическое, моральное, религиозное, философское освоение мира) и информационно-познавательная. В этом смысле мировоззрение есть духовно-практический способ освоения мира, но одновременно оно включает в себя и рефлексию (размышление) над практическим и теоретическим отношением к миру.

Любое развитое мировоззрение  дает ответ на следующие фундаментальные  вопросы:

что является доминирующим, исходным — человек или мир, индивид  или общество?

каково место и предназначение человека в мире?

каковы возможности (практические, ценностные, познавательные) человеческого  существа в его отношении к  миру?

 

Бытие – предельно широкая  философская категория для обозначения  единства и целостности мира, беспредельно изменяющегося в пространстве и  времени.

Понятие о единстве и целостности  мира появилось в условиях глубокого  духовного кризиса: вера в прежних  богов Олимпа потерпела крах, мифология  как определяющий ориентир деятельности исчерпала себя. Появилась необходимость  в новых «опорных точках» жизнедеятельности, познания и понимания окружающего  мира. Мыслители античности всесторонне  и обстоятельно рассматривали взаимоисключающие  альтернативы философских построений, опираясь на предшествующий духовный опыт – мифологию, религиозные воззрения, искусство. В результате зарождается  радикально новый подход к явлениям природы и общества. Был поставлен  вопрос о всеобщей и постоянной основе изменений в мире, которая и  была названа бытием. Первое определение  бытия сформулировал Парменид в поэме «О природе»: «Бытие есть, а небытия нет».

Бытие (производное от «быть», «есть», «иметься», «наличествовать») как философская категория имеет  собственное, специфическое содержание. Оно отвлекается (абстрагируется) от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного – быть существующими. Сущее, т.е. то, что существует, содержит необозримое множество разнородных предметов: горная гряда, пирамида Хеопса, камень на дороге, зло, физический вакуум, компьютер, 7-я симфония, звездные миры, идея, теория относительности, микрочастица и так до бесконечности. Бытие абсолютно равнодушно к несовместимости, разнокачественности этих предметов и видит в них лишь одно: все они обладают существованием. В силу этого, бытие не просто констатирует существование отдельных предметов, но выявляет основу их существования – бытия сущего. Но сущее в своем бытийствовании содержит и небытие. Любая вещь в мире возникает, развивается и исчезает, т.е. переходит в свое иное – небытие: она никогда более не повториться в уникальном сочетании своих единичных и общих признаках, свойств, качеств. Небытие как и бытие обладает всеобщность и универсальностью.

Всеобщность как особый аспект рассмотрения мира не отделима от многообразия сущего, хотя и абстрагируется от него (или, как говорят философы, «снимает» это многообразие), противостоит ему и тем самым удерживает себя как бытие. Но полное отсутствие какого-либо предметного значения лишает бытие всякого содержания, отождествляет его с ничто, т.е. с небытием. Г.Гегель отмечает, что единство бытия и ничто порождает процесс становления (развития), который делает возможным конкретизацию понятия бытия, наполняет его новым, более богатым содержанием. Для сравнения: буддисты утверждают, что Бог есть ничто, т.е. его всемогущество не соизмеримо ни с каким содержательным значением сущего. Отсюда вывод — человек становится Богом посредством самоуничтожения.

Противоречивое тождество/различие бытия и небытия составляет наиболее фундаментальную философскую концепцию, которая лежит в основе познания, понимания и переживания мира.

Подобный концептуальный подход фиксирует убежденность человека в том, что мир существует и  постоянно изменяется не только здесь  и сейчас (факт, неоспоримо подтверждаемый эмпирическим, повседневным опытом), но повсюду и всегда (результат деятельности разума).

Вопрос о формах бытия  имеет важное теоретическое значение: для понимания целостности мира необходимо более или менее определенно  представлять составляющие его части.

При самом общем рассмотрении бытие подразделяется на мир природы  и мира человека. Связи между ними характеризуются бесконечным многообразием  и различаются по степени общности. В силу того, что бытие выражает абсолютную полноту, анализ его форм предполагает выявление (эксплицирование) всеобщих связей.

Бытие человека нераздельно  с природой. Как биологическое  существо он подчинен естественным законам, но все же главенствующая роль в  его бытии принадлежит социальному, общественному фактору, значимость которого отмечал еще Аристотель. Именно социальные условия и отношения, в конечном счете, делают человека таким, каков он есть. Человеческое бытие  заключает в себя как бытие  индивида, так и бытие социальных общностей (групп, классов, наций, государств, человечества и т.д.). Социальная детерминированность  проявляется в целенаправленной деятельности людей. В своих целях  общество, в известном смысле, противостоит природе, демонстрирует свою исторически  изменяющуюся автономность и обособленность. Это обстоятельство глубоко раскрыл  И.Кант, развивая тезис о самоценности человеческой свободы (в том числе и от природной необходимости) как обязательного условия развития личности.

Историческое развитие сознательной деятельности ведет к формированию ее высшей формы - самосознания. В своем становлении самосознание как всего общества в целом, так и отдельного человека проходит несколько различных этапов. Вначале возникает элементарное осознание человеком своего присутствия, вписанности в мир вещей и мир людей. Затем исподволь развивается понимание своей принадлежности к той или иной социальной общности - семье, национальности, классу, государству и т.д. Завершающим актом становится осознание собственного Я. Самосознание носит общественный характер, ибо необходимым условием постижения собственного Я является признание наличия множества других, таких же неповторимых, уникальных Я. Процесс личной самоидентификации связан также с осознанием личностью своего нравственного облика, интересов, идеалов, ценностно-смысловых мотивов поведения. Развитое самосознание проявляется в конкретной личности как способность свободного выбора и ответственность за свои поступки.

Итак, философия наиболее общее учение, по отношению к философии  все остальные науки являются частными. Предметом философии является всеобщее. Объектом – бытие. Познание объекта и пре;дмета философии приводит челове;ка к формированию её системы и функций. Система включает и облегчает исследование всего многообразия философского знания. Реализуя свои функции, философия проявляет специфику и сущность философского знания.

2)Эссе на тему  «Проблемы современной массовой  культуры».

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний  день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой  культуры». Авторы большинства из них  склонны рассматривать ее как  особый социальный феномен, имеющий  свое возникновение, специфику и  тенденции развития. 

Массовая культура (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. 
 
Массовая культура, поп-культура, масскультура – культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех.  
 
Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством. 
 
Традиционная культура представлена сказками, преданиями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых этносов) и вымысел. Чаще всего, образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе. В современном обществе представления о народной культуре испытывают существенное влияние работы ученых-исследователей XIX века, которые в рамках парадигм романтизма и позитивизма занимались сбором и публикацией образцов традиционной культуры. При этом уже в эпоху средневековья появляются произведения, являющие собой отдельное явление по отношению к народной культуре, в котором важную роль играют абстрактные понятия – честь, доблесть,верность, представленные в европейской традиции рыцарскими романами – культура феодальной элиты. 
 
Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным орудием внушения, орудием социальной дрессировки человека. 
 
Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает, и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.

Информация о работе Контрольная работа по «Основам философии»