Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа
1. Возникновение греческой философии.
2. Философы милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
3. Философия Гераклита и элейцев.
4. Философия Демокрита.
5. Краткое содержание пьесы Ионеско Э. «Носороги».
ивэсэп
ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ
Контрольная работа по дисциплине:
«Философия»
Наталии Михайловны
Шифр группы: ФЗ-42
профессор: Ненашев М.И.
Киров 2010
Содержание:
Философия, развивавшаяся в античной Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до VI в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.
Одним из важнейших явлений и результатов исторического развития Древней Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII - начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям “свободных”, т.е. по преимуществу рабовладельческого класса, тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.
Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний - математических и естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы на вопросы наук: математических, естественных и общественных. Восстановление наследия и содержания учений древнегреческой философии представляет исключительные трудности вследствие происшедшей еще до конца античного мира утраты большей части почти всех произведений древнегреческой философии и науки, в том числе почти всех произведений материалистических школ.
Предпосылки возникновения древнегреческой философии.
Древняя Греция представляла
конгломерат городов - государств (полисов),
расположенных по побережью Средиземноморья,
Балканского полуострова, западном
побережье Малой Азии. Общественно-экономическая
жизнь полисов
В возникновении теоретического
мышления не последняя роль принадлежала
и субъективным качествам национального
характера греков: активная любознательность,
восприимчивость к культурам
других народов; интерес, вызываемый потребностями
все более расширяющейся
Греческое мышление с полным правом можно назвать теоретическим. Оно носило созерцательный характер, и было лишено эксперимента как критерия истины. Хотя возникновение теоретического мышления было вызвано потребностями практики, но древние мыслители не рассматривали проблему соответствия теории практической деятельности, ее нуждам и запросам. В этом подходе проявляется особый характер общественного разделения труда: физический труд, практическая деятельность, связанная с повседневной деятельностью - удел рабов, умственный труд - право и привилегия, признак свободного человека.
Поэтому отсутствие экспериментальной проверки истинности знания является причиной необычного многообразия различных школ и направлений, где проявляются различные тенденции, возможности становления и развития теоретического знания. Поэтому древнегреческая философия становится подлинной школой мышления, интеллектуального становления для последующих эпох. Рабский труд не стимулировал развитие техники, средств производства в целом и основанного на них эксперимента как формы научного познания. Поэтому в основе научной деятельности лежали не наблюдения, проверяемые экспериментально, а гипотеза. Одно и тоже явление гипотетически имело множество значений.
Отличительным признаком
зарождающейся древнегреческой
философии становится космоцентризм.
Космос (греч. Kosmos- строй, порядок, украшение,
Вселенная) - огромное, шарообразное, гармоничное
во всех своих частях, живое одушевленное
тело. Предельное обобщение всего
видимого и мыслимого, объединяющего
в единое целое природу, богов, человека.
Космическая гармония выступает
как закон (nomos), разумное установление,
обязательно-необходимое для
Первая философская школа
возникла в г. Милете - прибрежный город
Греции, один из центров торговли (7-6
в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен. Основная идея милетской
школы - единство всего бытия. Эта
идея выступала в форме
Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".
Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).
Анаксимандр первым предложил
не мифологическую теорию о возникновении
Вселенной и примитивную
Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".
Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).
Шаг вперед от натурфилософского умозрения милетцев к чисто отвлеченным исследованиям об отношении бывания и бытия (в чем затем выступила важная противоположность между Гераклитом и элейцами) был обусловлен воздействием, которое должно было оказать на круг религиозных представлений греков мировоззрение, выработанное ионийской наукой.
Монистическая тенденция, из
которой исходила наука, когда она
искала единую мировую материю, уже
с самого начала стояла в противоречии
с политеистической мифологией. Это
противоречие должно было все более
и более подчеркиваться. И, таким
образом, стало неизбежным, чтобы
греческая наука, с одной стороны,
отмечала и усиливала признаки монотеистических
стремлений, которые она уже нашла
в кругу религиозных
К решению задачи синтеза
учений Гераклита и элейцев
Непригодность идеи бытия
элейцев к объяснению эмпирической
множественности и изменяемости
явлений существенным образом зависела
от ее признаков единичности и
пространственной неподвижности. Отказавшись
от последних, можно было тем крепче
держаться за другие признаки —
невозникаемость, неразрушимость и
качественную неизменяемость, и с
помощью пространственного
В этом направлении идут учения Эмпедокла, Анаксагора и атомистов. Им общи множественность субстанций и - механическим способ объяснения, по которому возникновение, изменение и исчезновение эмпирических вещей должны быть выводимы единственно из движений этих самих по себе неизменяемых субстанций. В этом отношении они представляют крайнюю противоположность к гилозоистическому монизму милетцев.
Эти три системы опять-таки различаются между собой частью по количеству и качеству субстанций, частью различным пониманием отношения этих субстанций к движению и двигающей силе.
Недостаток учения Гераклита состояло в том, что оно хотя и установило ритм бывания, но не сохранило никакого бытия, которое входило бы в эти изменения.
Гераклит не признал за
бытие ни эмпирическое вещество, ни
абстрактномыслимую вещь; выходит —
он признал за бытие — просто
«Ничто». Но когда Парменид показал,
что мышление все же неоспоримо предполагает
бытие, нужно было попытаться придать
характер бытия тем отношениям и
формам взаимодействия, которые Гераклит
оставил, как единственно непреходящее.
Эту попытку сделали
Таким образом, эти четыре попытки примирения возникают в одно и то же время вследствие одной и той же потребности: их инициаторы почти одних лет. Этим объясняется не только множество родственных и сходных черт в этих учениях, но также и то обстоятельство, что они, как кажется, часто, и именно при полемике, прямо имели друг друга в виду, что в то же время служит доказательством живости научного интереса и литературного обмена, той живости, которая уже в середине пятого столетия охватила жизнь греков во всем ее объеме).
Эта тенденция к примирению, послужившая основанием для избранного здесь сопоставления, признается почти всеми по отношению к первым трем попыткам, хотя и тут, с одной стороны, Анаксагор, вследствие излишне высокой оценки его учения о разуме, обыкновенно выставляется еще в особенном свете, а с другой же стороны, атомизм старались непременно присоединить к софистике.
Демокрит первым в
древнегреческой философии