Контрольная работа по «Философия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

1. Возникновение греческой философии.
2. Философы милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
3. Философия Гераклита и элейцев.
4. Философия Демокрита.
5. Краткое содержание пьесы Ионеско Э. «Носороги».

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ Е.docx

— 32.02 Кб (Скачать)

ивэсэп

ФИЛИАЛ  НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ

 

 

 

                                                              Экономический факультет

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Философия»

                                         

                                          Студентки: Вылегжаниной

Наталии Михайловны

Шифр  группы: ФЗ-42

профессор: Ненашев М.И.

 

 

 

Киров 2010

Содержание:

  1. Возникновение греческой философии.
  2. Философы милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
  3. Философия Гераклита и элейцев.
  4. Философия Демокрита.
  5. Краткое содержание пьесы Ионеско Э. «Носороги».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Философия, развивавшаяся  в античной  Греции, отражала своеобразие  общественной системы, в которой  она возникла. Умственное движение от VII до VI в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии  и от религии к материалистически  мыслящей науке.

Одним из важнейших явлений  и результатов исторического  развития Древней Греции стала древнегреческая  философия. Возникнув в конце VII - начале  VI в. до н.э., древнегреческая  философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Греческие философы принадлежали в  большинстве к различным слоям  “свободных”, т.е. по преимуществу рабовладельческого класса, тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в  разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

Древнегреческая философия  возникла не как область специальных  философских исследований, а в  неразрывной связи с зачатками  научных знаний - математических и  естественнонаучных, а также в  связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого  эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные  области исследования.  Однако и  после этого древнегреческая  философия продолжает развиваться  как мировоззрение, заключающее  ответы на  вопросы наук: математических, естественных и общественных.  Восстановление наследия и содержания учений древнегреческой  философии представляет исключительные трудности вследствие происшедшей  еще до конца античного мира утраты большей части почти всех произведений древнегреческой философии и  науки, в том числе почти всех произведений материалистических школ.

Предпосылки возникновения  древнегреческой философии.

Древняя Греция представляла конгломерат городов - государств (полисов), расположенных по побережью Средиземноморья, Балканского полуострова, западном побережье Малой Азии. Общественно-экономическая  жизнь полисов характеризовалась  развитыми формами отношений  между социальными группами, классами, партиями, городами, развитием демократических  институтов, обширными торговыми  связями, взаимодействием различных  культур Средиземноморья. Все это  во многом способствовало расцвету искусства  и культуры Древней Греции. Духовный мир представлен развитыми системами  мифологических представлений и  религиозных верований, которые  в классической форме выступают  в поэмах «Илиада», «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода, некоторых более  поздних литературных памятниках. Создается  величественная картина рождения мира. В качестве первоначала выступает  Хаос -- изначальное, бесформенное состояние  Вселенной. Затем из Хаоса рождаются  Земля -- Гея, Небо -- Уран, вечный мрак -- Эреб, темная ночь -- Нюкта, вечный свет -- Эфир, радостный светлый День -- Гемера, мрачный Тартар -- ужасная  бездна, полная вечной тьмы, прекрасный Эрос и т.д. Всего существовало шесть  поколений богов. Начиная с пятого пантеон богов олицетворяется Зевсом-Громовержцем, который является их отцом . Мифологическое мировоззрение древних греков при  всем своем своеобразии и уникальности, тем не менее, по мнению ученых-исследователей, обнаруживает определенные аналогии и  сходства с мифами Египта, Индии, Вавилона и других. Основной тенденцией в  развитии мифологии в предфилософское  время становится утрата богами антропоморфных черт и превращения их в безличные  начала мира, например, Зевс - в огонь, Кронос - во всеобъемлющее время. Подобная переработка мифа свидетельствовала  о сложных, противоречивых, внутренних процессах мыслительной деятельности, внутри которых постепенно складывались условия для возникновения совершенно нового, принципиально отличного  мировоззрения - философского.

В возникновении теоретического мышления не последняя роль принадлежала и субъективным качествам национального  характера греков: активная любознательность, восприимчивость к культурам  других народов; интерес, вызываемый потребностями  все более расширяющейся практики, к природным и социальным явлениям; физические, астрономические, математические знания, накопленные в других странах, не просто усваивались греками, а  определенным образом преобразовывались. В Египте и Вавилоне положительные  знания возникали на базе практики и не имели должного логического  и теоретического обоснования, и  существовали в виде тезисов. В Греции же эти элементарные знания в области  математики, астрономии превращаются в доказываемые теоремы. Так, например, египтяне владели системой математических расчетов, которые они использовали при межевании полей. Они знали, что у прямоугольного треугольника, катеты которого равны 3 и 4, а гипотенуза 5, квадраты катетов имеют общую  площадь, равную квадрату гипотенузы. Эти знания были получены в результате практики, в результате многократного  повторения схожих ситуаций. Но греки  это частное правило превратили в теорему и доказали, что это  положение верно для любого прямоугольного треугольника - «Сумма квадратов катетов  равна квадрату гипотенузы». Они  впервые доказали, что правила, тезисы, вытекающие из практической деятельности, являются естественными законами, и  сама необходимость делает их тем, что  они есть. Преобразования знаний приводят к появлению научного инструментария, приемов и методов теоретического рассмотрения.

Греческое мышление с полным правом можно назвать теоретическим. Оно носило созерцательный характер, и было лишено эксперимента как критерия истины. Хотя возникновение теоретического мышления было вызвано потребностями  практики, но древние мыслители не рассматривали проблему соответствия теории практической деятельности, ее нуждам и запросам. В этом подходе  проявляется особый характер общественного  разделения труда: физический труд, практическая деятельность, связанная с повседневной деятельностью - удел рабов, умственный труд - право и привилегия, признак  свободного человека.

Поэтому отсутствие экспериментальной  проверки истинности знания является причиной необычного многообразия различных  школ и направлений, где проявляются  различные тенденции, возможности  становления и развития теоретического знания. Поэтому древнегреческая  философия становится подлинной  школой мышления, интеллектуального  становления для последующих  эпох. Рабский труд не стимулировал развитие техники, средств производства в целом и основанного на них  эксперимента как формы научного познания. Поэтому в основе научной  деятельности лежали не наблюдения, проверяемые  экспериментально, а гипотеза. Одно и тоже явление гипотетически  имело множество значений.

Отличительным признаком  зарождающейся древнегреческой  философии становится космоцентризм. Космос (греч. Kosmos- строй, порядок, украшение, Вселенная) - огромное, шарообразное, гармоничное  во всех своих частях, живое одушевленное тело. Предельное обобщение всего  видимого и мыслимого, объединяющего  в единое целое природу, богов, человека. Космическая гармония выступает  как закон (nomos), разумное установление, обязательно-необходимое для всех сфер мира. Всестороннее обоснование  космического универсума во всех его  проявлениях и формах - неотъемлемая, характерная черта древнегреческой  философии.

 

  1. ФИЛОСОФЫ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ: ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН.

Первая философская школа  возникла в г. Милете - прибрежный город  Греции, один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской  школы - единство всего бытия. Эта  идея выступала в форме тождественной  всем вещам единой материальной основы - первопричины “архее”.

Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и  все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес  известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину  солнечного затмения, разделил год  ни 365 дней, измерил высоту пирамид  Хеопса. Самый известный тезис  Фалеса - "познай самого себя".

Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр  считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и  влажное и т.д. Наличие в нем  противоположностей позволяет ему  порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).

Анаксимандр первым предложил  не мифологическую теорию о возникновении  Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное  начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации  благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".

Мыслители милетской школы  рассматривали в качестве первоначала  природу и были монистами (считали  что все возникло из одного начала).

 

  1. ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА И ЭЛЕЙЦЕВ.

Шаг вперед от натурфилософского  умозрения милетцев к чисто отвлеченным  исследованиям об отношении бывания  и бытия (в чем затем выступила  важная противоположность между  Гераклитом и элейцами) был обусловлен воздействием, которое должно было оказать на круг религиозных представлений  греков мировоззрение, выработанное ионийской  наукой.

Монистическая тенденция, из которой исходила наука, когда она  искала единую мировую материю, уже  с самого начала стояла в противоречии с политеистической мифологией. Это  противоречие должно было все более  и более подчеркиваться. И, таким  образом, стало неизбежным, чтобы  греческая наука, с одной стороны, отмечала и усиливала признаки монотеистических стремлений, которые она уже нашла  в кругу религиозных представлений, и чтобы, с другой же стороны, она  попадала в тем более резкое разногласие  с политеизмом государственной  религии.

К решению задачи синтеза  учений Гераклита и элейцев представляются два пути: один исходящий от Парменида, другой — от Гераклита.

Непригодность идеи бытия  элейцев к объяснению эмпирической множественности и изменяемости явлений существенным образом зависела от ее признаков единичности и  пространственной неподвижности. Отказавшись  от последних, можно было тем крепче держаться за другие признаки —  невозникаемость, неразрушимость и  качественную неизменяемость, и с  помощью пространственного движения объяснить из множественности существующего  — бывание и изменение.

В этом направлении идут учения Эмпедокла, Анаксагора и атомистов. Им общи множественность субстанций и - механическим способ объяснения, по которому возникновение, изменение  и исчезновение эмпирических вещей  должны быть выводимы единственно из движений этих самих по себе неизменяемых субстанций. В этом отношении они  представляют крайнюю противоположность  к гилозоистическому монизму  милетцев.

Эти три системы опять-таки различаются между собой частью по количеству и качеству субстанций, частью различным пониманием отношения  этих субстанций к движению и двигающей  силе.

Недостаток учения Гераклита  состояло в том, что оно хотя и  установило ритм бывания, но не сохранило  никакого бытия, которое входило  бы в эти изменения.

Гераклит не признал за бытие ни эмпирическое вещество, ни абстрактномыслимую вещь; выходит —  он признал за бытие — просто «Ничто». Но когда Парменид показал, что мышление все же неоспоримо предполагает бытие, нужно было попытаться придать  характер бытия тем отношениям и  формам взаимодействия, которые Гераклит оставил, как единственно непреходящее. Эту попытку сделали пифагорейцы  посредством своего своеобразного  учения о числах.

Таким образом, эти четыре попытки примирения возникают в  одно и то же время вследствие одной  и той же потребности: их инициаторы почти одних лет. Этим объясняется  не только множество родственных  и сходных черт в этих учениях, но также и то обстоятельство, что  они, как кажется, часто, и именно при полемике, прямо имели друг друга в виду, что в то же время  служит доказательством живости  научного интереса и литературного  обмена, той живости, которая уже  в середине пятого столетия охватила жизнь греков во всем ее объеме).

Эта тенденция к примирению, послужившая основанием для избранного здесь сопоставления, признается почти  всеми по отношению к первым трем попыткам, хотя и тут, с одной стороны, Анаксагор, вследствие излишне высокой  оценки его учения о разуме, обыкновенно  выставляется еще в особенном  свете, а с другой же стороны, атомизм  старались непременно присоединить к софистике.

  1. ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА.

 Демокрит первым в  древнегреческой философии вводит  в  научный оборот эксплицитно  сформулированное  понятие  причины   и  развивает  систему материалистического  детерминизма.  Трудно сказать,  является  ли  колебательное   движение,  по  Демокриту, неотъемлемым  свойством атомов, или же оно  порождается их столкновениями.  Во всяком случае, ясно,  что   Демокрит  не  обращается  в   целях  объяснения  к разумному   началу,  упорядочивающему  движение.   Именно   поэтому   критики  обвиняют основателя атомизма  в злоупотреблении случайностью  и  неспособности объяснить,   каким   образом   из   неупорядоченного   движения   получаются закономерность  и необходимость. Но Демокрит  считает  исходное  движение  не беспорядочным, а с самого  начала  подчиненным  определенной  закономерности. Это - закономерность  соединения подобного с подобным.  Демокриту для объяснения мировых  процессов хватает  атомов,  пустоты  и движения.  Движущиеся  атомы  собираются  в  "вихрь";   распространяясь   по отдельным  местам в пустоте, они образуют  отдельный мир,  ограниченный  своим "небом". Возникновение  мира и всех  вещей  в   нем  происходит  в  результате  соединения атомов, уничтожение  же сводится к разъединению  и  распадению  на составные  части. 

Информация о работе Контрольная работа по «Философия»