Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 01:18, контрольная работа
В данной контрольной работе моя цель раскрыть содержание понятия морали, ее функции, социальную роль, исторические типы и нормы; и рассмотреть соотношение морали и нравственности.
Введение. 3
1. Происхождение, предмет и функции морали. 4
2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали. 8
3. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества. 11
Заключение. 15
Литература.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
по дисциплине
«Философия»
Выполнила: студентка 2 курса
специальность ГМУ
группа: дневная
№ зачетной книжки:09МГБ01071
Васина А. М.
Проверил:
Мануйлов Н. В.
г. Владимир
Содержание:
Введение.
1. Происхождение,
предмет и функции морали.
2. Соотношение
морали и нравственности, целей и средств
как основного вопроса морали.
3. Исторические
типы и нормы морали как условие самосохранения
человечества.
Заключение.
Литература.
Введение
Человек-существо общественное. Потому, во-первых, что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, т. е. освоение им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда ( материального и духовного), порождающего теснейшую взаимосвязь людей. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является объективной основой морали-ведущего духовного регулятора жизни общества.
Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.
Нормы и правила морали формируются естественно-историческим
путём, по большей части стихийно. Они
возникают из многолетней массовой житейской
практики поведения людей, выкристаллизовываясь
в качестве неких образцов только в том
случае, если общество интуитивно осознаёт
их несомненную пользу общему единству.
Таким образом, мораль в принципе можно
считать проявлением коллективной воли
людей, которая через систему требований,
оценок, правил пытается согласовать интересы
отдельных индивидов друг с другом и с
интересами общества в целом.
В данной контрольной работе моя
цель раскрыть содержание понятия морали,
ее функции, социальную роль, исторические
типы и нормы; и рассмотреть соотношение
морали и нравственности.
1. Происхождение, предмет и функции морали
Мораль (лат. moralitas от moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение; лат. слово «мораль» этимологически совпадает с греческим термином «этика» и было образовано по аналогии с ним) – предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определённые общественные устои, строй жизни, общение. Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность; будучи предельно обобщёнными, они отражают глубинные слои бытия человека, его сущностные потребности. Мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Моральный авторитет того или иного лица не связан с официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным. В морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования. Нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально духовный характер. В морали огромную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющее человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.
В морали оцениваются не
Функции морали - это те роли, которые она играет в обществе, обеспечивая его целостность, выживание и развитие.
Говоря о функциях морали, не следует забывать, что она почти никогда не является «в чистом виде».
Мораль- это не вещь, на контуры
которой можно однозначно
Среди множества выполняемых
моралью функций основными
Главная функция морали, конечно, - регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причём способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому. Вот на этом пятачке свободы воли человека начинает формироваться мораль как своеобразный координатор и организатор очень многих «свободных воль», интересов, стремлений людей в некую единую целостность, существующую в саморегулирующемся режиме.
Конечно, по мере своего
Сущность морали не менее ясно
проявляется и в другой её
функции – оценочно-
А уже из утверждённой оценки
того или иного факта логично
вытекает и соответствующее
Познавательная функция морали в известной степени производна от оценочной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований, которая во многих случаях предвосхищает и даже направляет их теоретический анализ. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила своё историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.
Мораль выполняет и множество
других функций: воспитательную
Совокупность всех функций и определяет социальную роль
морали.
2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали
Нравственное сознание
Существование морали можно
У нравственности как формы
общественного сознания есть
своя специфика, свои
Древние философы учили, что
только добродетельная
«Золотое правило» как основа
нравственного поведения и
По мнению Канта, «золотое правило» в явном виде не позволяет оценить степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать в эгоистическую позицию (я не мешаю вам жить, не мешайте и мне). «Золотое правило» включает в нравственное поведение желание индивида. Но человеческие желания, страсти часто делают его рабом природы и полностью выключают из мира нравственного – мира свободы. Однако категорический императив Канта – центральное понятие его этического учения – есть лишь философски уточнённое «золотое правило»: поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства. В своём определении кант пытается закрыть лазейку мелкому эгоизму. Страсти, желания не должны подменять нравственные мотивы поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поступка.