Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение, как и их носителей удивительно много. Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально.
Существует очень глубокая и древняя связь между философией и мировоззрением.
Цель работы: раскрыть и дать исчерпывающий ответ на каждый из поставленных вопросов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Структура философского знания.……………………………………………4
2. Общая характеристика западной философии ХХ века…….………………..6
3. Проблема бытия в античной философии……………………………………8
4. Теоретический уровень познания..…………………………………………..9
5. Проблема существования надындивидуального сознания: многообразие подходов……………………………………………………………………...11
6. Свобода и ответственность: правовой, нравственный и экзистенциальный аспект…………………………………………………………………………13
7. Факторы, определяющие развитие общества.……………………………..16
8. Техногенное воздействие на окружающую среду……..……………….....18
9. Метафизика – это……………………………...…………………………....19
10. Гностицизм – это……………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы………...…….……………………………..23

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Произошла также локализация  отдельных проблем, при решении которых сформировались самостоятельные направления. Cначала это происходило либо в виде своеобразного дополнения классических философских систем (неогегельянство, неокантианство) и даже обновления философии Фомы Аквинского (неотомизм), либо в жесткой форме путем полного отбрасывания классических традиций в философии (позитивизм, экзистенциализм)

Внутрифилософские процессы распада классических схем философии  на рубеже XIX-XX вв. происходили на фоне кардинальных изменений в культуре. Культура как бы «раскалывается» на тех, кто выступает за научно-технический процесс и на тех, кто против него. Формируются две социокультурные ориентации, каждая из которых по-своему осмысливает абсолютизированный образ науки - сциентизм и антисциентизм.

Если представители сциентизма рассматривали научное знание в качестве наивысшей ценности, то антисциентисты осуществляют широкую критику науки как формы постижения мира и социального института, рассматривая науку в качестве демона, угрожающего существованию человеческой цивилизации. Сегодня в философии происходит осознание того, что наука является весьма важным, но не единственным путем познания мира, обеспечивающим человечеству не только знание, но и социальный комфорт и личную безопасность. Поэтому философы стремятся заново осмыслить мистические и эзотерические учения Востока, найти смысл в примитивных религиях и магии, в социальных утопиях различных времен и народов. В то же время происходит ослабление установки только на науку, осуществляется поиск нового типа рациональности, синтез научного и ценностного подходов.

Из отличительных черт философии ХХ века наиболее важными  являются следующие: идеальный мир, создаваемый  философией ХХ века, является результатом деятельности различных  народов, принадлежащих к разным культурам. Это придает ему разнохарактерность, многосторонность. Таким образом духовная культура и философия XX в. характеризуется мозаичностью, наличием самых различных философских течений и школ.

 

3. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ

В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

БЫТИЕ́, философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология».

Проблема бытия была сформулирована в античной философии  на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы  стремились выявить предельные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Первоначала в античной натурфилософии представлялись в качестве стихий: огонь, вода, воздух. Размышляя о первоначалах, греческие философы вряд ли имели в виду конкретные огонь или воду. После милетцев (философская школа) проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами. Элеаты продолжили поиск такого бытия, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам, фиксирующим лишь измен­чивость и множественность. Парменид сформулировал основной тезис своих размышлений следующим образом: бытие есть, а небытия нет. Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т. е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие — это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение. Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно не возникает и не уничтожается, оно — вся возможная полнота совершенств.

Итак, мысль есть бытие, а бытие есть мысль. То, что не мыслится непротиворечивым образом, не существует. Основываясь на этом положении Парменида и развивая его, Зенон сформулировал свои апории о невозможности движения. Невозможность непротиворечиво помыслить движение привела элеатов к выводу об иллюзорности множественности и изменчивости мира. Таким образом, элеаты с помощью понятия непротиворечивого мышления удерживали мир от опрокидывания в изменчивость и множественность, т.е., по их мнению, в хаос и небытие.

Использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с одной стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия — с другой, Платон создает собственную онтологическую систему. В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства.

По его мнению, истинно  сущим бытием являются эйдосы, идеи, им противостоит мир небытия —  материи. Между миром бытия и небытия балансирует мир чувственных вещей. Бытие чувственных вещей — это, согласно Платону, бытие по мнению, а не по истине. Эйдосы упорядочены в строгую иерархию, на вершине которой располагается идея Блага. Благо, в свою очередь, объемлет три эйдоса: истину, добро и красоту. Платон, в отличие от элеатов, не исключает становления, однако связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо истинное бытие, по его мнению, неподвижно.

Уже в Античности появляются противники теории единого бытия, к которым относятся прежде всего софисты и киники. Философы-релятивисты настаивали на самодостаточности субъективного человеческого разума, который не нуждается в идее единого и неизменного бытия. Бытие, понятое в качестве абсолюта, тяготит индивидуальный ум, принуждая его к соразмерности с собой. По мысли этих античных анархистов, человек должен жить только в согласии с самим собой, без оглядок на абсолютное бытие, волю богов или общепринятые истины.

 

4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ

 

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. В наше время развитие цивилизации требует компетентности и доброй воли людей.

Развитие человека невозможно без познания. Теория познания или гносеология - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания (от греческого “gnosis”- знание и “logos”- учение, «учение о знании»).

 Познание и знание  различаются как процесс и  результат. Познание - это общественно-исторический, аккумулятивный (накопительный) процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Термин же «знание» употребляют  в трех смыслах:

1. способности, умения, навыки, которые базируются на  осведомленности о том, как что-либо сделать;

2. любая познавательно  значимая информация;

3. особая познавательная  единица, гносеологическая форма  отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи  с практическим отношением. (Второй  и третий пункты являются предметом рассмотрения гносеологии.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны  их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых  путем рациональной обработки данных эмпирического знания.

Задача: достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.

Характерные признаки:

· преобладание рационального  момента - понятия, теории, законы и  др. формы мышления

· чувственное познание является подчиненным аспектом

· направленность на себя (исследование самого процесса познания, его форм, приемов, понятийного аппарата).

Методы: позволяют производить  логическое исследование собранных  фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения.

1. Формализация - метод теоретического  познания, заключающийся в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Например, широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений.

Для построения любой формальной системы  необходимо:

- задать алфавит, то есть определенный набор знаков;

- задать правила, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены "слова", "формулы";

- задать правила, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам.

В результате создается  формальная знаковая система в виде определенного искусственного языка.

Достоинства этой системы:

- возможность проведения в ее рамках исследования объекта чисто формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту;

- обеспечение краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею.

2. Аксиоматизация - в основе лежат аксиомы (аксиомы Эвклида), утверждение, в определенных рамках (теории, концепции, дисциплины) принимаемое истинным без доказательств, которое в последующем служит "фундаментом" для построения доказательств.

3. Гипотетико-дедуктивный - выведение (дедукция) заключений из гипотез, истинные значения которых неизвестны. Знание носит вероятностный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами. Дедукция - метод теоретического исследования, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

В науке Нового времени  основным пропагандистом дедуктивного метода был крупнейший французский  математик и философ Р. Декарт (1596-1650). Декарт односторонне преувеличивал значение интеллектуальной стороны за счет опытной в процессе познания истины.

Теоретическое познание наиболее адекватно отражается в  мышлении (активный процесс обобщенного  и опосредованного отражения  действительности), и проходит здесь  путь от мышления в установленных  рамках, по образцу, ко все большему обособлению, творческому пониманию исследуемого явления.

 

Основными способами  отражения в мышлении окружающей действительности являются понятие (отражает общие, сущностные стороны объекта), суждение (отражает отдельные характеристики объекта); умозаключение (логическая цепочка, рождающая новое знание).

Квинтэссенция теории - закон. Он выражает сущностные, глубинные  связи объекта. Формулирование законов - одна из основных задач науки.

Получается, что теория вырастает не из эмпирии, но как бы рядом с ней, а точнее, над ней и в связи с ней". Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. "Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда". Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

 

5. ПРОБЛЕМА  СУЩЕСТВОВАНИЯ НАДЫНДИВИДУАЛЬНОГО  СОЗНАНИЯ:

МНОГООБРАЗИЕ  ПОДХОДОВ

 

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчёркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и  специальном значении под сознанием  подразумевают не просто психическое  состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Надындивидуальное сознание

С вопросом биологического и социального тесно связана  и проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии, отражающая психическую и биологическую стороны существования человека.

На протяжении длительного времени  в философии доминировал принцип  антропологического рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»). Человек в этом плане выступал лишь как «человек разумный». Рассмотрим теорию Сократа, касаемую индивидуального и надындивидуального в сознании.

Основной философский интерес  Сократа сосредоточивается на вопросе  о том, что такое человек, что  такое человеческое сознание. "Познай самого себя" - любимое изречение  Сократа. (Это изречение было написано на стене храма Аполлона в Дельфах, и, вероятно, не случайно до нас дошло предание, что дельфийский оракул, будучи спрошен о том, кто является мудрейшим из эллинов, назвал Сократа.)

В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже вступающие с ним в неразрешимую коллизию. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Но с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Такие авторы, как Лейбниц, Кант. Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше, с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.

Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший  целое направление в философской  антропологии и утвердивший бессознательное  как важнейший фактор человеческого  измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой - «Оно» (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это «Я» (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - «Сверх-Я» (Super Ego) - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой - неосознанными осуждаемыми побуждениями «Оно» и нравственно-культурной цензурой «Сверх-Я». Таким образом, оказывается, что собственное «Я» - сознание человека не является «хозяином в своем собственном доме». Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек - это, прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"