Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

Патристика, наука, архетип. (Дать определения философским категориям). Даосский трактат «Дао дэ цзин»
Что говорит Лао-цзы о дао? Какую роль оно играет в мироздании?
Что означает принцип «недеяния»?
Каким должен быть человек, достигший гармонии с Дао? (Ответить на вопросы по прочитанной работе мыслителя).
Представители классического этапа античной философии. (Определить направление или исторический период, к которому принадлежат философы, либо же обозначить основоположника и основных представителей того или иного философского течения или школы.)

Работа содержит 1 файл

Конечный вариант.docx

— 31.65 Кб (Скачать)

ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ БГУ


 

 

 

 

Контрольная работа по философии

курс 4 группа 139

Соловьёвой Марины Николаевны

Правоведение

г. Минск, ул. Асаналиева,

д.10,кв.11.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Минск, 2010

 

                                     Вариант 10

Вопросы:

  1. Патристика, наука, архетип. (Дать определения философским категориям).
  2. Даосский трактат «Дао дэ цзин»
  • Что говорит Лао-цзы о дао? Какую роль оно играет в мироздании?
  • Что означает принцип «недеяния»?
  • Каким должен быть человек, достигший гармонии с Дао? (Ответить на вопросы по прочитанной работе мыслителя).
  1. Представители классического этапа античной философии.  (Определить    направление или исторический период, к которому принадлежат философы,    либо же обозначить основоположника и основных представителей того или иного философского течения или школы.)

 

Ответы:

      1.1.ПАТРИСТИКА (лат. patres - отцы) - направление философско-теологической мысли II-VIII вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви. Семантико-аксиологические источники оформления патристики - античная философия, с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина  - с другой. В эволюции патристики могут быть выделены три содержательных этапа:

      Ранняя  патристика или апологетика (II-III вв.), связанная с деятельностью таких авторов, как Юстин, Татиан, Афинагор, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. Центральное направление в развитии патритики этого периода - борьба с ересями (арианство, монтанизм, докетизм, монофитизм, гностицизм и др.).

      В рамках  зрелой патристики оформляются тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита, заложившие основы апофатической теологии и христианской мистики в целом.

      Поздняя  Патристика (V-VIII вв.), центрирующаяся на проблеме систематизации христианского вероучения. Ключевая фигура - Иоанн Дамаскин (ок. 675-753) - византийский богослов и поэт, завершивший систематическое оформление основ христианской теологии; Леонтий (ок. 475-543) на Востоке и Боэций (Анций Мани-лий Торкват Северин, ок. 480-525, осн. соч.: "Утешение философией") на Западе.                                                                                                                  

                                                                                                            М.А. Можейко

   

  1.2.НАУКА – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Науки, отличает ее от иных способов познания. Отражая мир в его объективности, Наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой Науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. Но в отличие от него Наука не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации

                                                                                                               B.C. Степин

      1.3. АРХЕТИП (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает "коллективное бессознательное", трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют "комплексы" (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются "Архетипы" — универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие

 

человеческое мышление и  поведение. Архетипы сравнимы с кантовскими "априорными формами" познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно Архетипы не имеют  конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело — архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят "защитную стену символов", позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию Архетипа бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность Архетипов, объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция Архетипов оказала значительное влияние на современную культурологию.

                                                                                                                    В.Н. Фурс  

   

      2.1. Лао-цзы – древнекитайский философ-мудрец (579 – 499. До н.э.) Дао-цзы считал, что Дао – это недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в котором воплощено единство бытия и небытия и разрешаются все противоречия. Дао метафорически уподоблено воде – подобно ей, оно кажется мягким и податливым, на самом же деле неодолимо.

      Основные идее даосизма:

            1.Достижение бессмертия;

            2. Долголетия.  (Умирая,  не исчезать - это долгожительство.  Лао-Цзы «Книга о пути и благой силе»  (Дао дэ цзин), 33 Чжан).

 

      2.2. У-вэй – принцип недеяния, который расшифровывается как непротивление, податливость, гармония, отказ от борьбы. Обращённая к правителю, проповедь недеяния означает, что следует отвергнуть роскошь и войну, насилие над людьми и грубое вмешательство в их жизнь. Возглавляющий государство мудрец, следующий путём недеяния, должен осчастливить народ, возвращая его к единственной простоте, чистоте и бесхитростности, существовавшим до возникновения цивилизации, культуры и морали. Этот принцип требует: естественности, пассивности поведения. Всякая активность, как считал Лао-Цзы, снижает степень добродетели. Кто больше суетиться, у того больше соблазн поступиться добродетелью. Знание  вредит  народу.

     2.3. Совершенно-мудрый, делая своё сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному Дао вплоть до отождествления («кто служит Дао, тот тождествен Дао»). Достигший гармонии с Дао должен питаться растительной пищей, делать физические упражнения, совершать 1200 добрых дел. [3, с.45]

 

 

3.                                 Сократический метод

      Сам Сократ  не написал и строчки философских  трудов. В те времена, когда  книга была рукописной редкостью,  всем были очевидны преимущества  речи перед письмом, ее небывалая  выразительность и возможность  реакции на аудиторию. До нашего  времени дошла информация о  35 философских трудах Платона  (авторство 11 из которых считается  сомнительным). Большинство из них  были изложены в форме диалога.  Диалог давал автору возможность  хоть в чем-то приблизиться  к живой речи. А так как стиль  Сократа основывался на работе  с собеседником, отразить его  на письме было тяжело. Он считал, что знание, полученное человеком  в готовом виде, менее ценно  для него и потому не так  долговечно, как продукт собственного  мышления. И задача учителя как  бы помочь своим слушателям  самостоятельно родить знания, которые  в каком-то смысле уже содержатся  в их головах, как ребенок,  во чреве матери. Этот прием Сократ называл "майевтикой" - "повивальным искусством" (намек на профессию своей матери). Собственно "сократический" метод - это последовательно и систематически задаваемые вопросы, имеющие своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества и последующему формированию непротиворечивого ответа, следуя путем, указываемым вопросами Сократа. В центре сократовской беседы - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества.

 

Школа Платона

      Стиль общения Платона с учениками внешне был схож, но, в сущности, ход беседы был заранее распланирован. Платон не беседовал на улицах с чернью, с каждым интересующимся проблемами нравственности, как это делал Сократ, который возвел эти «беседы ради познания сути добродетели» в ранг собственного предназначения. Не говоря уж о том, чтобы задирать сильных и знаменитых, показывая, что они зря считают себя мудрыми. Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов (вспомним хотя бы самого

 

известного его ученика - Аристотеля). Для занятий была построена  Академия в живописном уголке на северо-западной окраине города. (Знаменитая философская  школа просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда  византийский император Юстиниан закрыл ее.) Хотя Платон, подобно Сократу  и считал что взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так же как и он называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от сильных мира сего.

 

Платон (настоящее имя  Аристокл ), был сыном Аристона и Периктионы. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода. Как и подобает человеку такого социального положения, он никогда не симпатизировал плебсу. Правда впоследствии Платон разочаровался и в пригодности родовой аристократии к правлению государством. Это произошло после мятежа и бесславного правления 30 тиранов, многие из которых были ему близки. Для управления своим проектом утопического государства ему пришлось учредить новый класс философов, специальным образом выращиваемых.

 

Путь Сократа  в философию

      Сократ тоже презирал чернь и всячески высмеивал радикальных демократов, что и привело к его смертному приговору. "Земледельцы и другие, работающие весьма далеки от того, чтобы знать самих себя... Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть закон разума, никто из этих людей не может быть разумным от знания своего призвания". Отнюдь не аристократ, сын афинского каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты не имел денег, чтобы получить выдающееся образование. Но стараниями благодетелей, обративших внимание на его недюжинный ум, он получил возможность изучить лучшие философские школы. В 25 лет он забросил отцовское ремесло и занялся философией. Первые его философские изречения приходятся на время эры Перикла, т. е. на начало Пелопоннеской войны. Ему уже было около 40 лет.

 

 

Этический идеализм Сократа

      Сократа исходит также из своего убеждения о возможности рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием.

      Сократ вел пропаганду своего этического идеализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели. Как может быть человек, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть "нравственное", является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Сократа отождествляет мораль со знанием. Нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"