Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:05, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение – это духовная сущность человека, включающая в себя совокупность чувств, мыслей, идей, взглядов, оценок, принципов. Благодаря мировоззрению, человеческая деятельность становится целенаправленной и упорядоченной, а его субъективная жизнь осмысленной. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающей действительности. Но так же окружающая действительность очень часто определяет человеческое мировоззрение, например религиозные действительность, или коммунистическая, капиталистическая действительность.

Работа содержит 1 файл

от лизы.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Семинар 1. Философия как  мировоззрение и как наука. Первые этапы становления Античной философии.

1 Что такое  мировоззрение?

Мировоззрение – это духовная сущность человека, включающая в себя совокупность чувств, мыслей, идей, взглядов, оценок, принципов. Благодаря мировоззрению, человеческая деятельность становится целенаправленной и упорядоченной, а его субъективная жизнь осмысленной. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающей действительности. Но так же окружающая действительность очень часто определяет человеческое мировоззрение, например религиозные действительность, или коммунистическая, капиталистическая действительность.

Существуют  три основные формы мировоззрения: мифологическая, религиозная и философская.

Мифологическая  форма мировоззрения была актуальна до появления философского восприятия мира. Между человеком и миром стоял миф – миф, как явление мира. Это совокупность представлений на основе образного восприятия мира, создающаяся на общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые у некоторых людей преломляются в сознании как вполне реальные.

Религиозная форма мышления – это неоспоримая  вера в догмат. Тесно взаимосвязано с мифологическим воззрением, предполагая наличие мифологической системы.

Философская форма мировоззрения – прежде всего способность и воля человека к свободомыслию на основе: субъективных, объективных, научных и духовных изысканий человека от начала философской мысли, и развития человеческих достижений во всех направлениях до сегодняшних дней; а так же прежних и существующей идеологии и настроения в социальном обществе.

Так же существуют и другие формы мировоззрения: научная, художественно-образная, обыденная, рефлексия.

Научная форма  мировоззрения, это сочетание формул и правил.

Художественно-образное восприятие присуще людям творческого склада мышления,  детям,  религиозным людям. Человек, придумавший себе образы, начинает в них верить.

Повседневная, автоматическая жизнь, наполненная в большей мере внешними раздражителями, не акцентируя субъекта на его внутренний мир,  например реклама, магазины, транспорт, телевизор, носит характер обыденного мышления.

Рефлексия – эта форма мышления направленная на наблюдение, возможно оценочное, собственных мыслей субъекта. Также мысли о действительности, возможно с самопознанием, а возможно и просто в итоговой оценки прожитого дня, например.

Этапы развития античной философии

Под античной философией имеются в  виду направления, школы и учения, развивавшиеся в древнегреческом и древнеримском обществах. Древнегреческие философы в зависимости от того, что они проповедовали, образовали множество течений, а совокупность этих философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческих обществах, составила античную философию. Античная философия – единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.

Античная  философия древних греков и древних  римлян, зародилась в 5 в. до н. э. в Греции и продлилась до 6 в. н. э. В это тысячелетие сформировались два основных направления в европейской философии – материализм и идеализм, возникла диалектика, были поставлены все основные вопросы философии.

Античную  философию, которая была целостным явлением в истории философии, можно разделить на ряд периодов.

Первый  период античной философии – период её зарождения из мифологического мировоззрения – относится к 5-6 вв. до н. э.

. 1. Досократовская философия (милетская  школа, Гераклит, элейская школа, атомисты, пифагореизм). 2. Софисты и Сократ. 3. Античная классическая философия (Платон, Аристотель). 4. Философия эллинизма и Древнего Рима.

 

1  Досократовская философия.

Милетская школа, первая философская школа. Первые учителя философии: Фалес – предполагал, « всё из воды»

Анаксимен – «всё из воздуха»

Анаксимандр – ввёл понятие «Апейрон». Можно  предположить, что он имел в виду Божественное начало мира.

Главным вопросом древнегреческой  философии был вопрос о первоначале  мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследуя её мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанцианальное начало – из чего всё произошло.

«Из чего всё?» - этот вопрос сделал Фалеса, Анаксемена и Анаксемандра философами. Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что всё возвращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

Гераклит, близкий по своим взглядам к милетской школе. В качестве субстанционально – генетического начала Вселенной рассматривает огонь, так как из четырёх стихий огонь наиболее подвижен и изменчив. Мир по Гераклиту – упорядоченный космос. Он вечен и бесконечен. Гераклит открыл новую картину мира о единстве и борьбе  противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного». Сосуществование противоречий обуславливает источник движения мира, который приводит к изменениям его форм.

Впервые в истории человечества человек становится наблюдателем. Возникают такие понятия как, фюзис и логос.

Элейская школа, ученики Парменид, Зенон, Ксенофан. Элиаты сконцентрировали всё своё внимание на мышлении. Их главный вопрос: «Как соотносится мышление и бытие?» «Предмет тогда предмет, когда он мыслим. Мысль тогда мысль, когда она предметна» Мысль обязательно должна иметь свой предмет. В мире ничего не меняется, всё статично. Отрицая движение, они определили, что существуют вечные неизменные истины, которые прежде всего и стоит познавать, это есть высший род знания. Познание же, направленное на текучесть и изменчивость явлений мира, часто ведет к ложным мнениям и ошибкам.

Атомисты, Левкип и Демокрит полагали, что мир состоит из атомов. Они обосновали материалистическое видение мира. Атомы – это элементарные, неделимые частицы, которые постоянно движутся. «Раз начавшись движение атомов, уже никогда не сможет прекратиться» - говорили атомисы.. Вместе с тем, возникает вопрос: когда и как началось это движение? Только в более поздней философии Аристотеля мы можем обнаружить «ответ» на этот вопрос.

Одним из самых интересных представителей досократовской философии является Пифагор. В его философии мы видим чётко сформированную концепцию двоемирия – мир вещей и мир сущностей. Сущность, это смысл вещи. Человек существует в двух эпостасях: в мире сущностей вещей, духовно-интелектуальный мир, и мир вещей – фюзис. Пифагор был философ и геометр. Создал несколько теорем. В основе вещей – лежит число, учил Пифагор, познать мир, значит познать управляющие им числа.

2 Доктрина Софистов; Софисты и Сократ

 Протагор и Горгий. Теория  прагматизма – принцип полезности. «Всё истина», говорит Протагор. «Человек есть мера всех вещей». Понятие истины предстаёт как  релятивное. Софисты освоили начальные грамотические правила. Обучались ораторскому искусству, т.к. истина то, что можно доказать. Человеку, с точки зрения софистов, следует научиться быть дельным (делать дело), а не добродетельным (служить вечным категориям добра). В следствии их философии, принципы этики тоже становятся относительными.

Сократ, вышел из среды софистов, стал продолжателем концепции «двоемирия». Он исходил из того, что реально существует два мира: чувственно воспринимаемый мир и мир Блага, доступный только душе. В мире Блага содержатся основные и абсолютные понятия истины, добра, красоты, справедливости. Покинув тело в момент смерти, душа отправляется в мир Блага, там она познаёт нравственное совершенство, познав, возвращается обратно, в чужое тело. Как только душа оказывается в новом теле, она тут же всё забывает. Задача каждого человека, помочь вспомнить душе всё прекрасное, что она знала до прихода в физический мир. Сократ обосновал два средства припоминания: майевтика (буквально: родовспоможение) и диалектика (правильно проведенный разговор). То есть душа вспоминает истину в процессе правильного (фактически логически выстроенного) разговора. Сократ первый начинает оперировать логикой, но скорее это происходило интуитивно.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"