Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:05, контрольная работа
Мировоззрение – это духовная сущность человека, включающая в себя совокупность чувств, мыслей, идей, взглядов, оценок, принципов. Благодаря мировоззрению, человеческая деятельность становится целенаправленной и упорядоченной, а его субъективная жизнь осмысленной. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающей действительности. Но так же окружающая действительность очень часто определяет человеческое мировоззрение, например религиозные действительность, или коммунистическая, капиталистическая действительность.
Семинар 1. Философия как мировоззрение и как наука. Первые этапы становления Античной философии.
1 Что такое мировоззрение?
Мировоззрение – это духовная сущность человека, включающая в себя совокупность чувств, мыслей, идей, взглядов, оценок, принципов. Благодаря мировоззрению, человеческая деятельность становится целенаправленной и упорядоченной, а его субъективная жизнь осмысленной. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающей действительности. Но так же окружающая действительность очень часто определяет человеческое мировоззрение, например религиозные действительность, или коммунистическая, капиталистическая действительность.
Существуют три основные формы мировоззрения: мифологическая, религиозная и философская.
Мифологическая форма мировоззрения была актуальна до появления философского восприятия мира. Между человеком и миром стоял миф – миф, как явление мира. Это совокупность представлений на основе образного восприятия мира, создающаяся на общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые у некоторых людей преломляются в сознании как вполне реальные.
Религиозная форма мышления – это неоспоримая вера в догмат. Тесно взаимосвязано с мифологическим воззрением, предполагая наличие мифологической системы.
Философская форма мировоззрения – прежде всего способность и воля человека к свободомыслию на основе: субъективных, объективных, научных и духовных изысканий человека от начала философской мысли, и развития человеческих достижений во всех направлениях до сегодняшних дней; а так же прежних и существующей идеологии и настроения в социальном обществе.
Так же существуют и другие формы мировоззрения: научная, художественно-образная, обыденная, рефлексия.
Научная форма мировоззрения, это сочетание формул и правил.
Художественно-образное восприятие присуще людям творческого склада мышления, детям, религиозным людям. Человек, придумавший себе образы, начинает в них верить.
Повседневная, автоматическая жизнь, наполненная в большей мере внешними раздражителями, не акцентируя субъекта на его внутренний мир, например реклама, магазины, транспорт, телевизор, носит характер обыденного мышления.
Рефлексия – эта форма мышления направленная на наблюдение, возможно оценочное, собственных мыслей субъекта. Также мысли о действительности, возможно с самопознанием, а возможно и просто в итоговой оценки прожитого дня, например.
Этапы развития античной философии
Под античной философией имеются в виду направления, школы и учения, развивавшиеся в древнегреческом и древнеримском обществах. Древнегреческие философы в зависимости от того, что они проповедовали, образовали множество течений, а совокупность этих философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческих обществах, составила античную философию. Античная философия – единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.
Античная философия древних греков и древних римлян, зародилась в 5 в. до н. э. в Греции и продлилась до 6 в. н. э. В это тысячелетие сформировались два основных направления в европейской философии – материализм и идеализм, возникла диалектика, были поставлены все основные вопросы философии.
Античную философию, которая была целостным явлением в истории философии, можно разделить на ряд периодов.
Первый период античной философии – период её зарождения из мифологического мировоззрения – относится к 5-6 вв. до н. э.
. 1. Досократовская философия (
1 Досократовская философия.
Милетская школа, первая философская школа. Первые учителя философии: Фалес – предполагал, « всё из воды»
Анаксимен – «всё из воздуха»
Анаксимандр – ввёл понятие «Апейрон». Можно предположить, что он имел в виду Божественное начало мира.
Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследуя её мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанцианальное начало – из чего всё произошло.
«Из чего всё?» - этот вопрос сделал Фалеса, Анаксемена и Анаксемандра философами. Задавшись вопросом, откуда всё возникает и во что всё возвращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей.
Гераклит, близкий по своим взглядам к милетской школе. В качестве субстанционально – генетического начала Вселенной рассматривает огонь, так как из четырёх стихий огонь наиболее подвижен и изменчив. Мир по Гераклиту – упорядоченный космос. Он вечен и бесконечен. Гераклит открыл новую картину мира о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного». Сосуществование противоречий обуславливает источник движения мира, который приводит к изменениям его форм.
Впервые в истории человечества человек становится наблюдателем. Возникают такие понятия как, фюзис и логос.
Элейская школа, ученики Парменид, Зенон, Ксенофан. Элиаты сконцентрировали всё своё внимание на мышлении. Их главный вопрос: «Как соотносится мышление и бытие?» «Предмет тогда предмет, когда он мыслим. Мысль тогда мысль, когда она предметна» Мысль обязательно должна иметь свой предмет. В мире ничего не меняется, всё статично. Отрицая движение, они определили, что существуют вечные неизменные истины, которые прежде всего и стоит познавать, это есть высший род знания. Познание же, направленное на текучесть и изменчивость явлений мира, часто ведет к ложным мнениям и ошибкам.
Атомисты, Левкип и Демокрит полагали, что мир состоит из атомов. Они обосновали материалистическое видение мира. Атомы – это элементарные, неделимые частицы, которые постоянно движутся. «Раз начавшись движение атомов, уже никогда не сможет прекратиться» - говорили атомисы.. Вместе с тем, возникает вопрос: когда и как началось это движение? Только в более поздней философии Аристотеля мы можем обнаружить «ответ» на этот вопрос.
Одним из самых интересных представителей досократовской философии является Пифагор. В его философии мы видим чётко сформированную концепцию двоемирия – мир вещей и мир сущностей. Сущность, это смысл вещи. Человек существует в двух эпостасях: в мире сущностей вещей, духовно-интелектуальный мир, и мир вещей – фюзис. Пифагор был философ и геометр. Создал несколько теорем. В основе вещей – лежит число, учил Пифагор, познать мир, значит познать управляющие им числа.
2 Доктрина Софистов; Софисты и Сократ
Протагор и Горгий. Теория
прагматизма – принцип
Сократ, вышел из среды софистов, стал продолжателем концепции «двоемирия». Он исходил из того, что реально существует два мира: чувственно воспринимаемый мир и мир Блага, доступный только душе. В мире Блага содержатся основные и абсолютные понятия истины, добра, красоты, справедливости. Покинув тело в момент смерти, душа отправляется в мир Блага, там она познаёт нравственное совершенство, познав, возвращается обратно, в чужое тело. Как только душа оказывается в новом теле, она тут же всё забывает. Задача каждого человека, помочь вспомнить душе всё прекрасное, что она знала до прихода в физический мир. Сократ обосновал два средства припоминания: майевтика (буквально: родовспоможение) и диалектика (правильно проведенный разговор). То есть душа вспоминает истину в процессе правильного (фактически логически выстроенного) разговора. Сократ первый начинает оперировать логикой, но скорее это происходило интуитивно.