Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 09:16, контрольная работа
Философия - это особая система знаний, предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем. А проблемы эти возникают и в естественно научном исследовании, и в историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности.
Введение………………………………………………………….....3
1. Сущность гносеологической проблемы………………….….4
2. Варианты решения……………………………………..…..…..7
3. Суть феноменологического варианта решения………….…9
Заключение…………………………………………………….….12
Список литературы………………………………………………13
Основной принцип феноменологии - «к самим вещам», что означает: преодолеть предрассудки и предвзятые мнения, освободиться от привычных установок и навязываемых предпосылок, отстраниться от методологических шаблонов и клише и обратиться к первичному, изначальному опыту сознания, в котором вещи предстают не как предметы уже имеющихся теорий, точек зрения, установок, не как нечто, на что мы смотрим глазами других, но как нечто, что само раскрывается перед нами в первичном опыте. «Сами вещи» раскрываются нам, когда мы раскрываемся им навстречу, когда мы не мешаем им предстать пред нами такими, каковы они суть - так же как другой человек раскрывает себя нам, когда мы внимаем ему, а не оцениваем его, когда мы лишены предвзятости и обретаем особую настроенность, меняя наши привычные, обыденные установки.
Феноменология предлагает изучать человеческую субъективность для того, чтобы четко различить, что же принадлежит нашему сознанию, а что - предмету. В этом аспекте феноменология - это антикантианское направление, хотя в некоторых других пунктах можно найти определенное сходство.
Лишь описание, с одной стороны, предмета, или вещи (опять-таки в самом широком смысле), а с другой стороны, постигающей эту вещь субъективности, может нам дать доступ к «самой вещи». Поэтому в основе феноменологического метода - описание, но не конструкция или воображение.
В
академическом плане
Основатель феноменологии - Эдмунд Гуссерль, непосредственные предшественники - Франц Брентано и Карл Штумпф. Феноменология - это не замкнутая философская школа, но широкое философское движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Гуссерля - учения М. Шелера и М. Хайдеггера; работы мюнхенской группы феноменологов (И. Дауберт, А. Райнах, А. Пфэндер и др.).
Эволюцию феноменологии характеризуют, во-первых, применение феноменологического метода в психологии (А. Пфэндер, В. Шапп) и психиатрии (Л. Бинсвангер, В. Франкл), этике (М. Шелер и Д.Ф. Гильдебранд), эстетике (М. Гайгер, Р. Ингарден, М. Дюфрен), праве и социологии (А. Райнах, Э. Штамп, А. Шюц), философии религии (М. Шелер, К. Ставенхаген, Ж. Херинг), онтологии (А. Райнах, X. Конрад-Мартиус, Р. Ингарден, Е. Финк), философии математики и естествознания (О. Беккер), истории и метафизике (Л. Ландгребе), во-вторых, влияние на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения, в-третьих, широкое распространение после Второй мировой войны в Европе и Америке, а также в Австралии, Японии, Китае и некоторых других странах Азии.
В России быстрое распространение идей Гуссерля в им чале XX в. (одним из непосредственных учеников Гуссерля был Г.Г. Шпет) было обусловлено определенной традицией философии со знания в русской философии XIX в., которая затем была прервана по политическим причинам в начале 1920-х гг. С 1960 г. вновь появляются аналитические работы по феноменологии и переводы феноменологических текстов.
В
феноменологии впервые был
Заключение
Итак, теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие трудности как природа познания, его способности и границы, отношение знания к действительности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания. Поскольку субъектом познания, «центром» всей гносеологии является человек, то она обширно употребляет данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и остальных наук о человеке.
Феноменология объединяет традиционно противопоставляемые «истины в себе» и абсолютный временной поток сознания, рефлексию и время, время и бытие. Поток сознания и идеальный предмет - два рода непсихологических связей сознания, два полюса феноменологической сферы.
Феноменология
нейтральна по отношению к логике и психологии
наука. Отвлекаясь от «метафизического»
вопроса о существовании внешнего мира,
она служит и логике, проясняя сущность,
логического, и психологии, выявляя сущностное
основание психологических фактов.
Список
литературы