Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи данной работы: рассмотреть философское осмысление проблемы взаимодействия природы и общества, их основные этапы, а также подробно рассмотреть последний этап и описать пути выхода из кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА…........................................................................................................4
1.1. Философское осмысление проблемы взаимодействия природы и общества……………………………………………………………………….….4
1.2 Этапы взаимодействия общества и природы………………………………10
ГЛАВА 2 РЕАЛИИ XX-XXI ВВ. ПУТИ ВЫХОДА РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ…………………………………………….….13
2.1. Экологические проблемы XX – XXI вв. ……………………………….…13
2.2. Экологическое сознание и воспитание общества……………………...…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…20СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…22

Работа содержит 1 файл

Философия к.р. 6с.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

2. Исторический (цивилизационный, современный). Для этого этапа отличительны: нарастание конфронтационных, антагонистических отношений между природой и обществом; производящая деятельность, ведущая к уничтожению естественной среды обитания, быстрой смене естественных ландшафтов антропогенными, постепенное осознание гибельности конфронтационных отношений.

3. Постисторический, постцивилизационный (будущий). Предполагает наличие альтернативы: либо экологическая катастрофа планетарного масштаба, либо полная перестройка философской основы взаимоотношений природы и человека. [2]

Первый этап начинается с появления человека разумного. В этот период человек воздействует на природу только самим фактом своего существования, он живет охотой, рыболовством, собирательством. Этот период "присваивающей" экономики, хотя человек уже производит крайне примитивные орудия труда. Природа практически определяла все особенности жизни примитивного человеческого сообщества, естественная детерминация была преобладающей. От природных условий зависели и характер занятий членов общины, и темпы роста количества членов общины, и необходимость миграции, перекочевывания на новое место. Различие "стартовых" условий для разных народов на ранних стадиях человеческой истории обусловило многообразие исторического процесса, различия в судьбах народов, своеобразие традиций, обычаев разных стран.

Второй этап во взаимодействии природы и общества начинается еще в первобытную эпоху и продолжается до возникновения буржуазных отношений. Исходный пункт нового этапа - возникновение земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в природу, планировать результаты своей деятельности. Вырубаются леса, строятся ирригационные системы. Вместе с тем трудовая деятельность еще зависима от погодных условий, почвы, рельефа местности. Занятия скотоводством или земледелием накладывали отпечаток на образ жизни людей (кочевой или оседлый), традиции, нравы, обычаи.

Признание сверхприродной сущности человека в христианстве позволило говорить о возможности подчинения природы человеку. В христианстве зарождается и развивается идея непрерывного прогресса, совершенствования как принципа человеческой деятельности. Идеи о преобразующей, конструирующей силе человеческой деятельности, аналогичной божественной творческой силе, развивались в эпоху Ренессанса. Наконец, Декартово учение о двух субстанциях - мыслящей и протяженной - вело к упрочению взгляда на все природное лишь как на объект человеческой активности. " Картезианское учение о природе является ключом к пониманию нынешнего разорения природы", - пишет современный немецкий философ В.Хесле.

Новый этап взаимоотношений общества и природы, начавшийся в XX веке, знаменует попытку преодолеть противопоставление человека и общества природе, создать новую, невиданную доселе гармонию между ними, согласовать "стратегию природы" и "стратегию человека".

Колоссальные возможности открываются в деле совершенствования отношений общества и природы, в возникающем на наших глазах так называемом "информационном обществе". Например, разрушается казавшаяся столь прочной связь между местом жительства и местом работы человека. Электронные средства коммуникации позволяют работнику избавиться от ежедневных поездок на работу, а работодателю избавиться от затрат на коллективную организацию труда. Существенно новые возможности открываются и для создания новых стратегий образования. Город, источник загрязнений окружающей среды, может вообще исчезнуть. "Во многих отношениях, если бы города не существовали, сейчас не было бы нужды их изобретать", - пишут Дж.Несбитт и П.Эбурдин

В XX веке намечается переход от физических моделей мира к биологическим. Мир - организм, а не механизм. Для "биологически сформированного сознания" мир предстает как информационно ориентированный, целостный, способный к адаптации. Биотехнологии делают возможным избавление человека от болезней, обеспечивают защиту растений, становятся основой "зеленой" революции, в результате которой, возможно, будет решена проблема продовольствия. Вместе с тем успехи биологии порождают проблемы, перед которыми в растерянности останавливается человек, привыкший мыслить образами техногенного общества.

 

2. РЕАЛИИ XX-XXIВВ. ПУТИ ВЫХОДА РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

 

2.1. Экологические проблемы XX – XXI вв.

 

В результате взаимодействия общества и природы на современном этапе возникли острые разногласия, которые привели к экологическим проблемам. Основными направлениями активного влияния его на природу на современном этапе это:

• расширение границ освоения космоса: использование новых регионов земной поверхности, Мирового океана, полеты в космос;

• проникновение человека в микромир, открытие неизвестных прежде свойств и законов природы;

• интенсификация использования природных ресурсов;

•усиление влияния общества на структуру окружающего среды: изменение биосферы, энергетического и теплового баланса, вмешательство в биологические и физические процессы и т.п.

Результаты влияния человека на природу на современном этапе развития проявляются в следствиях научно-технической революции (НТР), сущностью которой является революционный прыжок в развитии продуктивных сил общества. НТР — это революция в науке и ее технико-технологических применениях: в энергетике (переход от традиционных источников энергии к использованию атомной), в материалах (создание искусственных, синтетических материалов), в технологии (автоматизация, компьютеризация, роботизация и т.п.). Все это усложняет экологическую ситуацию на земном шаре.

Экология — это современное учение об условиях существования и взаимосвязи живых существ со средой их жизнедеятельности. Социальная экология — это учения об условиях существования, взаимодействие человеческого общества в географической среде.

 

Сложнейшими современными социально-экологическими проблемами, которые имеют глобальный характер, есть:

• проблема исчерпаемости природных ресурсов;

• поддержка равновесия биосферы и сохранения среды.

Перед современным человечеством стоят две основные опасности — возможность термоядерной катастрофы  и опасность необратимого разрушения естественного среды.

В практическом взаимодействии с природой человек нередко продолжает руководствоваться ограниченными региональными и только сегодняшними интересами, когда природа фактически становится лишь плацдармом, на котором разворачивается соперничество разных народов, классов, социальных групп.

Все это привело к тому, что XX ст. обозначилось резким ухудшением залога окружающей среды: загрязнением воздуха, рек, озер, морей, чрезмерному ростом шумовых нагрузок, особенно в городах, загромождением больших территорий разными отходами, уменьшением многих естественных компонентов и видового слога животного и растительного мира, деградацией грунтов и другими разновидностями нарушения целостности природы.

Загрязнение атмосферы отходами промышленности, транспорта, энергетики служит причиной непредвиденные изменений климатических процессов.

Радиационные, тепловые, шуму, электромагнитные изменения также возбуждаются условия жизни людей. Все это, в конце концов, связанное с увеличением отходов современной производственной технологии во всем мире. Сегодня 90-98 % вещества, взятой от природы, превращается в отходы и загрязняет среда. За существующих тенденций прошлого (2003) года объем газообразных загрязнителей атмосферы достиг свыше 50 млрд. тонн, выбросов твердых веществ — близко 800 млрд. тонн.

 

Все более актуальными на нашей планете становятся проблемы водного голода и обеспечения человечества минеральным сырьем и энергией, а также демографическая проблема. Все они приобрели глобальный характер.

Основными признаками глобальности экологических проблем есть такие:

• они имеют планетарный характер, задевают интересы не отдельного региона, а человечества в целом;

• несвоевременность их решение угрожает существованию человечества;

• они нуждаются в общих усилиях всех государств и народов;

• им присущий чрезвычайно высокий динамизм.

Таким образом, угроза опасности в экологическом плане есть настолько большой, что для ее отворачивания человечеству в своих отношениях с природой надо выступать единым целым, поскольку много серьезных негативных эффектов интенсивной природа - преобразующей деятельности человека не ограничиваются региональными рамками, а имеют планетарный характер.

Ядерная и экологическая опасности свидетельствуют о том, что у человечества общая судьба, которая одна группа, один регион, одна нации не смогут самостоятельно выжить и отвернуть экологические палачи-клизмы.

Единство действий, глобальное международное сотрудничество в борьбе за выживания человечества нуждаются в изготовлении согласованной научной платформы, приемлемой для разных социальных слоев, всех стран и регионов планеты. Бесспорно, основой такой доктрины должен стать концепция ноосферы, а ее реализация может осуществляться под эгидой ООН.

 

 

 

 

2.2 Экологическое сознание и воспитание общества

 

В последнее время люди стали осознавать, что природа в состоянии лишь в определенных пределах справляться с антропогенными нагрузками, пока сохраняется мера, в рамках которой отходы экономической деятельности утилизируются естественным путем. Нарушение этой меры ведет к качественным изменениям биосферы, зачастую необратимым.

Сегодня остро встал вопрос о как можно более широкой экологизации общественного сознания. Экологизация общественного сознания включает в себя формирование экологического сознания в качестве самостоятельной формы общественного сознания, а также внесение экологического аспекта во все остальные формы (политическое и правовое сознание, мораль, искусство, философию и т.д.) и уровни (теоретическое и обыденное, массовое сознание, идеология и общественная психология) общественного сознания.

Экологическое сознание - важнейший компонент экологической культуры, объединяющий все виды и результаты материальной и духовной деятельности людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества.

Потребность в формировании экологической культуры как решающего фактора в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время все более актуальной. "Экологическая культура,- отмечает П.Проскурин, - должна стать у нас делом государственным. Пока эта культура не будет доведена до каждого из нас, до тех пор толку не будет." Первостепенную роль в формировании высокой экологической культуры играет экологическое образование и воспитание.

Целью экологического воспитания и образования является целенаправленное формирование у каждого человека на всех этапах его жизни глубоких и прочных экологических знаний, целостных представлений о биосфере, понимание органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, роли природы в жизни общества и человека, необходимости и значимости ее охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды.

Конечная цель такого образования заключается в том, чтобы представить населению возможность понять сложный характер окружающей среды и необходимость для всех стран развиваться таким образом, чтобы это согласовывалось с окружающей средой. Подобное образование должно также содействовать осознанию человечеством экономической, политической и экологической взаимозависимости современного мира, с тем чтобы повысить чувство ответственности всех стран, что станет предпосылкой для решения серьезных проблем окружающей среды на глобальном уровне.

Интересно проследить, как расширилось проблемное поле философии экологии. В начале это были постановки вопросов о необходимости регуляции преобразующей деятельность человека, о пределах роста производства, основанного на все расширяющемся потреблении природы. Уже в 70-х годах в работах Римского клуба были довольно четко обозначены сценарии возможной экологической катастрофы, к которой постепенно и неуклонно приближается современная цивилизация. Выход виделся на пути ограничения вещественно-энергетического потребления природы и минимизации вредных выбросов, критически нарушающих динамическое равновесие биосферы. Идеалами были провозглашены переход к экологически чистым технологиям, отказ от технократического отношения к природе и человеку.[1]

Но в этой связи возник новый комплекс проблем, касающихся условий, возможностей и путей реализации этого идеала.  Возможно ли ограничение потребления природных ресурсов при увеличивающемся демографическом давлении? Как соотносятся идеи свободы, демократии, принципы рыночной экономики с требованиями ограничения непрерывного роста производства и потребления? Как должна измениться структура ценностей технократической цивилизации, до сих пор ориентированной на расширение масштабов преобразования природы? Какие новые нравственные императивы и правовые нормы должны быть выработаны, чтобы обеспечить экологическое выживание человечества? Современные исследования глобального кризиса выявили его природу как кризиса машинной стадии цивилизации, поставившей, однако, под угрозу существование человечества вообще.

Вероятно, прежде чем приступать к выработке новых нравственных императивов и норм взаимоотношений человека с природой, необходимо, образно говоря, "расчистить им место", критически пересмотрев и проанализировав прежние (то есть современные) догмы экологического сознания. И это также является одной из задач философии на данном этапе. Можно выделить следующие важнейшие догмы современного массового экологического сознания.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"