Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:58, контрольная работа
1)Какие существуют представления о природе?
2)Как воспринималась природа в различные времена?
3)Какие формы восприятия природы отражены в истории философии?
4)Как понимать: «природа самоорганизующая система и среда обитания человека?»
5)Какие структурные уровни материи существуют в неживой природе?
Контрольные вопросы:
1)Какие существуют представления о природе?
2)Как воспринималась природа в различные времена?
3)Какие формы восприятия природы отражены в истории философии?
4)Как понимать: «природа самоорганизующая система и среда обитания человека?»
5)Какие структурные уровни материи существуют в неживой природе?
6)Какие структурные уровни материи различают в живой природе?
7)Что такое общество в широком и узком смысле?
8)Какие существуют отличия общества от природы?
9)Какие аспекты влияния природных условий на жизнь общества можно отметить?
10) Оправдан ли стереотип человек - завоеватель природы?»
Ответы:
1. Понятие «природа» употребляется в узком и широком смысле.
В узком смысле природа - это совокупность естественных условий существования человека и человечества.
В широком значении - это вся Вселенная, т.е. это материя, взятая во всём многообразии её форм. По отношению к понятию «природа» противоположностью является понятие «культуры», т.е. преобразованная человеком природа, всё освоенное, возделанное, преобразованное человеком.
Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связаны с природой, т.к. сам человек есть часть природы.
2. В эпоху Возрождения человек видит в природе источник радости и наслаждения, открыл для себя её красоту.
Природа стала пониматься как убежище, которое противостоит развращенной и порочной человеческой цивилизации.
Французский мыслитель Ж.Ж.Руссо (1712-1778) утверждал, что переход человека от природного (естественного) состояния к социальному является источником всех несчастий человечества.
В период становления промышленного капитализма (Новое время) возник ещё один тип отношения человека к природе. Сущность этого отношения состоит в том, что человек должен господствовать над природой, а природа - это кладовая, из которой можно и нужно брать без всякой меры и счёта.
Английский философ Ф.Бэкон (1561-1626) провозгласил целью науки и научного познания вырвать, отнять у природы все её тайны, чтобы в ней безраздельно хозяйничать.
Такое потребительское отношение к природе во многом сохранилось и до настоящего времени.
Лишь некоторые мыслители обращают внимание на опасность неограниченного употребления мощи научно-технического современного общества, предупреждают о трагических последствиях такой деятельности. Во взаимодействии природы и общества должны утверждаться разумность и гуманность (коэволюция).
3. В истории философии существовали и существуют различные точки зрения на природу.
В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое. Человек не противопоставлялся природе и мыслился как одна из её частей. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.
Совершенно иначе рассматривалась природа в средневековой христианской культуре. Природа и сам человек толковалось как нечто сотворенное Богом. Однако природа считалась чем-то более низким, чем сам человек, т.к. в процессе творения человек был наделён божественным началом - душой. А природа души не имеет. Нередко она даже мыслилась как источник зла, которое необходимо преодолеть. Жизнь человека выступала как борение божественного начала - души с греховным природным началом - телом.
Вместе с тем в недрах христианского мышления существовала и другая линия в отношении природы. Её сущность сводится к следующему: Бог дал людям две книги, Библию в которой его мудрость явлена непосредственно, и книгу природы, где Бог запечатлел свою мудрость «на камне творения». Эти воззрения в дальнейшем сыграли положительную роль в возникновении науки о природе - естествознания.
4. Природа как всё сущее в бесконечном многообразии своих проявлений в своём развитии проходит ряд ступеней. Человек осуществляет свою деятельность в природе как в среде обитания, создаёт «вторую природу» с материала «первой» природы. Осуществляется, таким образом, обмен веществ между обществом и природой и, если бы этого не было, то была бы невозможна сама жизнь.
В настоящее время эксплуатация природы привела к тому, что масштабы истребления традиционных источников энергии, сырья и материалов стали сравнимыми с общими их запасами в земной природе. То же самое вырисовывается и в отношении естественной (природной) базы для производства продовольствия. Это связано с быстрым ростом населения планеты Земля.
Всё это создает объективно-природную и основу и необходимость перехода к более бережному и эффективному использованию природных ресурсов.
Наукой разрабатываются программы, которые учитывают границы допустимого воздействия на природу и необходимого её сохранения и воспроизводства.
5. В неживой природе такими уровнями являются:
1. Элементарные частицы;
2. Атомы;
3. Молекулы;
4. Макротела;
5. Планеты;
6.Планетарные системы;
7. Галактики (звёздные системы);
8. Метагалактика (вся Вселенная).
6. В живой природе различают:
1.Доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки),
2.Клетки;
3.Многоклеточные организмы;
4.Популяции (совокупность особей одного вида, населяющих опр. территорию);
5.Биоценозы (совокупность раст. и животных, населяющих данный участок Земли);
6. Биосфера (область распространения жизни на Земле);
7.Человеческое общество;
7. Понятие «общество» употребляется в двух значениях: в широком и в узком.
В широком смысле общество - это вся совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
В узком смысле общество - это определённая общественно-экономическая формация (или этапы в её развитии).
8. Природа и общество неразрывно связаны. Природа - это не только среда обитания и деятельности человека, но своеобразный арсенал средств труда и специфическая «кладовая» продуктов питания.
Существует несколько отличий природы и общества.
Они различаются по своему содержанию. Общество состоит из элементов, не созданных самопроизвольным развитием природы. Орудия и условия труда и сами люди, способные к созданию средств труда - это уже преобразованная («вторая») природа.
Различаются общество и природа и по способу существования. Способ существования живой природы - обмен веществ, а способ существования общества является процесс материального производства.
Ещё одно отличие природы от общества. Оно проявляется в специфике законов их существования. Природные законы существовали до возникновения общества и могут существовать без общества, а общественные законы без людей существовать не могут. Природа не может изменить сущности общества, но оказывает влияние на различные стороны общественной жизни.
9. Можно выделить несколько аспектов такого влияния:
1 Природные условия могут ускорять развитие общества (если они благоприятны), и могут его замедлять (если они неблагоприятные);
2 Внешняя природа (землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.) могут уничтожить плоды цивилизации.
3 Природа оказывает влияние на специфику сельского хозяйства, на размещение производительных сил и общественное разделение труда.
4 Для развития общества небезразлично, сколько природных материалов (нефть, уголь и пр.) находится в недрах Земли.
10. Нет. Современный человек должен заботиться о последствиях своей деятельности в природе, отказаться от стереотипа «завоевателя» природы.
Глоссарий:
Природа - это вся Вселенная, т.е. это материя, взятая во всём многообразии её форм.
Общество - это вся совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.