Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:23, реферат
Среди различных сфер духовной деятельности человека выделяют, в частности, такие, как религия и философия. Как правило, их считают разными, хотя во многом соприкасающимися друг с другом сферами, а иногда и прямо противопоставляют друг другу.
Задача данного реферата – показать, что это противопоставление скорее является исторически сложившимся заблуждением, чем отражает действительную сущность вещей.
Введение………………………………………………………………………….3
§Эволюция понятий «религия» и «философия»……………………………….4
§Философия и религия………………………………………………………..…11
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Этим разъяснением условия возможности самой философии сразу же устраняется, по крайней мере, первое из указанных двух сомнений в отношении между философским богопознанием и религиозным чувством. В каких бы понятиях ни выражала отвлеченная философская мысль свое познание Бога, ее основной интуицией и тем самым ее высшим и верховным понятием остается чисто религиозная идея безмерности, неисчерпаемой глубинности и таинственности Бога; и, в сущности, вся остальная система понятий имеет своим последним назначением приблизить мысль к уловлению именно этой сверхконечной и сверхрацнональной природы Бога, конституирующей Его абсолютность. Обычное заблуждение в понимании соотношения между философией и религией в этом пункте состоит в том, что чувство тайны представляется условием, преграждающим познавательное проникновение, и, наоборот, страсть к познанию — силой, разрушающей смиренное чувство тайны и поэтому благоприятствующей самомнению атеизма. В действительности, напротив, религиозное чувство тайны и глубинности бытия есть первое и необходимое условие развития философии, тогда как самомнение атеизма в корне убивает самый инстинкт философствования и есть в такой же мере отрицание философии, как и религии. Возможность и даже частные случаи промежуточных форм — недостаточности философской энергии, благодаря чему мысль, непроникая до последней глубины, останавливается на полпути, ставит себе здесь последние грани и, упрощая бытие, благоприятствует полуневерию или бедности и схематичности религиозного сознания,— конечно, не опровергает, а скорее подтверждает основное, разъясненное нами соотношение. Идущая в настоящее время борьба между умами, так сказать глубинными (ощущающими глубину) и бесконечную сложность жизни, и умами плоскими, воображающими, что жизнь легко можно, как карточный домик, разобрать на части и снова сложить по своему усмотрению, есть в такой же мере борьба за религиозное, как и за философское, миропонимание.
Этим
обретен и путь к разрешению второго
сомнения. Правда, поскольку мы его
выразим в грубой и логически
твердой формуле, по которой Бог
веры есть человекоподобная личность.
Бог философии — безличный
абсолют, оно кажется совершенно
непреодолимым. Но в этом повинна
только односторонность и логическая
упрощенность самой формулы. Ни Бог
религии, ни Бог философии не есть
то простое и однозначное
Стоит только памятовать об этом первичном и основном бытии, сосредоточиться на нем и именно в нем видеть последний критерий знания, чтобы все соотношение, которое с первого взгляда кажется запутанным и почти неразрешимым, стало — по крайней мере, в принципе — до самоочевидности ясным. Существуют не две истины, а только одна — и она там, где есть максимальная полнота и конкретность. Как бы отлично лично-религиозное отношение к Богу от познавательного отношения к Нему в философии, какие бы различия мы ни находили между религиозным и философским интересом,— все эти отношения устанавливаются в пределах одной и той же последней реальности, которая предстоит духовному взору личности и остается сама собой, все равно, выражается ли она в непосредственном религиозном переживании или в опосредственной системе логических понятий. Главное все же в том, чтобы иметь живой опыт самой реальности. Лишь там, где религия принимает догматы веры не за символические и таинственные обозначения божественной природы, а за законченные и исчерпывающие адекватные Его раскрытия, превращая их тем в односторонние логические определения, или где философия мнит в отвлеченной системе готовых формул определить до конца последние глубины реальности,— лишь там возможны — и даже неизбежны — конфликты между философией и религией. Внутренняя связь и интимное сродство философии и религии были больше всего затуманены наивно-дерзновенными попытками рационализации догматов веры, компрометирующими и философию и религию. Таинственные и многозначительные религиозные интуиции — плод духовного опыта религиозных гениев и соборного религиозного сознания,— почти недоступные по своей глубине неискушенному опыту среднего человека, обсуждаются иногда — и при их обосновании, и при их опровержении — как простые истины, значение которых доступно здравому смыслу и может быть установлено простейшим логическим анализом. Жалка та мудрость, которая в невежественном самомнении опровергает догмат Троицы на том простом основании, что единица не равна трем; но немного философской мудрости и в дерзновенной попытке, не проникнув опытно в эту тайну, мнимым образом “доказать” ее логически, путем отвлеченного анализа бедной содержанием и бесформенной общей идеи Божества. Напротив, чем глубже и подлиннее философское знание, тем более оно склонно к смирению, к признанию сократова положения, что источник знания есть сознание своего неведения.
Философское
знание по своим достижениям необходимо
отстает от достижений непосредственного
религиозного проникновения в глубины
бытия. На это есть существенные основания,
коренящиеся в самой природе
обеих духовных деятельностей. Прежде
всего, религиозная вера, будучи живым,
непосредственным ощущением и переживанием
Божества, не нуждается для своих
достижений в тяжкой умственной работе
рационального разъяснения и
обоснования своих истин. Кроме
того, хотя религия, как указано выше,
и содержит необходимо, в качестве
своей основной опорной точки, момент
непосредственного личного
Заключение.
Кто-то скажет, что религия отличается от философии тем, что, помимо теории, в религии есть ещё и практика непосредственного общения с Богом. То есть, говоря другими словами, философствовать, конечно, хорошо, но главное всё-таки – ходить в церковь и кушать просвирки…
Какие же мы всё-таки ещё материалисты! Как глубоко сидит в нас
материалистическая теория о том, что «дух» – это иллюзия, а материя –
это реальность…
Нет отрицания непосредственного общения с Богом в таинствах, «подвижничестве» или различных медитативных практиках. Но почему,
собственно, считается, что в мышлении о Боге не происходит непосредственного общения с Богом? Тем более что Бог нематериален…
Религиоведы
утверждали, что в имени Божьем
непосредственно присутствует сам
Бог. Почему бы тогда не предположить,
что в мысли о Боге непосредственно
он так же присутствует?
Список используемой литературы.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Философия»