Конфуцианство зародилось в Китае в VI в. до н.э.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:10, реферат

Описание работы

Семья Конфуция принадлежала к древнему аристократическому роду, к тому времени почти разорившемуся. Конфуций потерял отца, когда ему было три года, и поэтому рано узнал нужду и тяжкий труд. С самого детства Конфуция увлекали различные ритуалы и обряды. Даже детские игры будущего великого учителя сводились к подражаниям всяческим церемониям. Учиться, чтобы постичь смысл древних ритуалов, стало главной целью Конфуция. Бедность не позволила ему поступить в школу, где готовили чиновников, но не смогла угасить его стремлений

Работа содержит 1 файл

конфуций.сократ.docx

— 25.65 Кб (Скачать)

Конфуцианство зародилось в Китае в VI в. до н.э. 

22 сентября 551 года до Р.Х

Семья Конфуция принадлежала к древнему аристократическому роду, к тому времени почти разорившемуся. Конфуций потерял отца, когда ему  было три года, и поэтому рано узнал нужду и тяжкий труд. С  самого детства Конфуция увлекали различные  ритуалы и обряды. Даже детские  игры будущего великого учителя сводились  к подражаниям всяческим церемониям. Учиться, чтобы постичь смысл  древних ритуалов, стало главной  целью Конфуция. Бедность не позволила  ему поступить в школу, где  готовили чиновников, но не смогла угасить  его стремлений. С пятнадцати лет  он стал брать частные уроки и  занялся самообразованием. Научившись иероглифам, он с головой ушел в  изучение древних книг. 
 
  В девятнадцать лет Конфуций поступил на государственную службу. Работая на складах, он столкнулся с несправедливостью и злоупотреблениями многочисленных чиновников. Ему казалось, что главная причина тяжелой жизни простых людей именно в этом. Сам же Конфуций относился к своим обязанностям, как к священному долгу: тщательно следил за тем, чтобы товары были доброкачественными, вникал во все мелочи, интересовался способами увеличения урожая.

Может быть, этот любитель традиций так и остался  бы просто усердным чиновником, но в 23 года его жизнь резко изменилась. Умерла его мать, и, согласно древней  традиции, ему следовало на три  года оставить службу. Правда, никто  уже не соблюдал это правило так  уж строго, но Конфуций никогда не делил  правила на важные и неважные. И древний обычай он исполнил. А все освободившееся время посвятил изучению старинных книг. И жизненный опыт, и прочитанные книги привели Конфуция к выводу, что все беды его родины происходят именно из-за пренебрежения древними традициями. В старых рукописях он читал о блаженной жизни народа в неразделенном царстве Чжоу, где властитель был мудр и справедлив, войско преданно и отважно, крестьяне трудолюбивы и честны, женщины верны и нежны, земля плодородна и обильна. Но со временем несоблюдение правил привело ко множеству бед, и в стране наступил хаос. Значит, чтобы вернуть благоденствие, каждый человек должен стать требовательным к себе, соблюдать древние традиции. И тогда в обществе воцарится порядок и гармония. 

Постепенно, благодаря своей учености, он стал заметной фигурой в царстве Лу, правитель которого Чжао-гун приблизил его к себе и стал приглашать на приемы. Совершенствуя свое образование, Конфуций все время стал посвящать систематизации чжоуских ритуальных танцев, сбору народных песен, составлению и редактированию исторических рукописей, а главное, любимому делу - преподаванию. Перешагнув сорокалетний рубеж, он решил, что имеет моральное право учить взрослых людей. «В сорок лет, - вспоминал Конфуций, - я перестал сомневаться». Набирая себе учеников, Учитель руководствовался принципом «ю цзяо у лэй» («образование не признает различий по происхождению»), но это не означало, что каждый мог стать его учеником, так как Конфуций отказывался тратить время и силы на недоумков. «Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Обучай только тех, кто способен, узнав один угол квадрата, додуматься до трех остальных», - говорил Конфуций. В школу приходили люди разного положения и возраста, часто это были отцы вместе с сыновьями. Занятие это не приносило Конфуцию больших доходов бедные ученики иногда расплачивались только связкой сушеного мяса. Но слава Учителя росла с каждым годом. Многие ученики Конфуция стали занимать видные государственные посты в различных царствах. Вспоминая о Конфуции, они писали «Учитель был ласков, но тверд; преисполнен достоинства, но не высокомерен; почтителен, но спокоен». 

Подобно Пифагору и Сократу Конфуций не оставил  письменного изложения своего учения. Но друзья и последователи мудреца  записали его высказывания в книге  «Лунь Юй» - «Суждения и беседы». Она представляет собой сборник отдельных афоризмов Учителя, составленный без всякой системы. Слова Конфуция перемежаются в нем со словами учеников, которых в трактате упоминается 22, но Сыма Цянь сообщает о том, что их было «свыше трех тысяч». Наиболее прилежные обычно фиксировали высказывания учителя, чтобы в беседе выяснить непонятное, тем более что на вопросы, многократно повторяющиеся, Учитель почти всегда давал различные ответы. В трактате постоянно ощущается работа мысли, бьющейся над решением основных вопросов человеческой жизни и отношения к людям, к ним Конфуций подходит вновь и вновь с разных сторон, каждый раз предлагая новый аспект решения.

Все проблемы, к которым обращался Конфуций, касались человека и человеческих отношений. Он учил, что люди могут осуществить  свои высокие стремления, если будут  неуклонно следовать Дао - вездесущему  Пути.

Это означало, что каждый человек независимо от его происхождения должен стремиться стать благородным мужем, которому дано постичь Дао. А благородный  человек обязательно должен быть наделен началом «вэнь», под которым Конфуций понимал культурность. Но одной культурности недостаточно.  
Помимо «вэнь» Конфуций, разрабатывая свое учение, впервые вводит в китайскую этику понятие «жэнь» - гуманность, или человеколюбие, которому суждено было стать центральной концепцией его учения. сущность гуманности проста. Она сводится к тому, чтобы не делать другим того, чего не желаешь себе. 

На основании  концепции благородного человека Конфуций строил свою модель общества и человеческих отношений. Чтобы сосуществовать вместе, говорил он, люди должны усвоить  общую для всех мораль, которую  он обобщил в пять добродетелей мудрость, гуманность, верность, почитание старших  и мужество. Отношения в обществе должны строиться по принципу семейных.

 
Когда Учителю исполнилось 50 лет, он счел, что пришло время проверить на практике свои наблюдения и теоретические  разработки, и решил попытать счастья  на административном поприще. «Лишь  в пятьдесят познал я веление  Неба», - вспоминал Конфуций. Луский князь поставил Конфуция управлять территорией Чжунду. Всего за один год он навел там порядок, за что получил титул да соу - высший чиновник. После этого в его ведение попали все уголовные и политические преступления, фактически же он стал ближайшим политическим советником правителя. Когда в 499 г. до Р.Х. состоялась важная встреча луского князя с правителем царства Ци, организатором церемониала выступил Конфуций. Благодаря его советам во время длительных и упорных переговоров правитель Ци вернул многие из захваченных прежде земель. Видя политические и административные способности Конфуция, князь назначил его сян го - первым советником. На этом посту он проявил себя как человек очень справедливый, поступающий всегда соответственно своим убеждениям. Однако, когда Конфуцию исполнилось 60 лет, он отказался от должности и покинул царство Лу, так как был оскорблен легкомысленным поведением правителя. (Получив в подарок от царства Ци восемьдесят юных танцовщиц, тот все свое время стал проводить в их обществе, забросив дела и не принимая сановников.) Об этом времени Конфуций сказал «Лишь в шестьдесят я научился отличать правду от неправды». 

Следующие 13 лет Конфуций вместе с учениками провел в постоянных путешествиях, объехав 10 царств Китая, но нигде не смог занять высоких постов. За годы скитаний его учение приобрело законченность, но ни один из правителей не решился использовать его на практике. Вернувшись в Лу, Конфуций еще некоторое время преподавал в своей школе. Последние годы его жизни были омрачены смертями единственного сына Бо Юя и любимого ученика Янь Юаня, преемника и главной надежды Учителя. По легенде, незадолго до своей кончины Конфуций призвал ученика Цзы-Гуна и сказал ему «Все кончено! Никто в целом мире так и не понял меня… Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжать мое учение» Скончался Учитель в возрасте 73 лет (в 479 году до Р.Х.).  

Сократ родился  в 469 году от Софрониска, скульптора и Фенареты, повивальной бабки. Об образовании и воспитании Сократа мало что известно: в детстве он получил образование, типичное для той эпохи, а потом занимался самообразованием. Его интересы привели к наблюдению над многосторонней духовной жизнью эпохи: представлениями античной трагедии и комедии, иными проявлениями творческой жизни, движением вокруг философии, риторики и т. п. Потом Сократ обратился к философии и к зрелости приобрел славу мудреца.

Сократу было 37 лет, когда началась Пелопоннесская война. На войне Сократ отличился в сражениях при Потидее (432 до н.э.), Делии (424 до н.э.), а также при Амфиполе (422 до н.э.). оракул Аполлона в Дельфах признал его мудрейшим из людей. Сократ был смущен. Ведь он искренне думал, что ничего не знает, но не осмелился посчитать ложью слова бога. Тогда-то и пошел он к людям, которые слыли мудрыми и стал их испытывать. Сократ обошел политиков, поэтов, искусных ремесленников, трагиков. И вот оказалось, что мудрость их - мнимая. Поэты не смогли объяснить, что они хотели выразить в своих произведениях. Они признавались, что творят не благодаря своей мудрости, но находясь в каком-то исступлении, подобно прорицателям. Тогда Сократ решил, что оракул, пожалуй, прав: ведь он, Сократ, не зная ничего, все-таки не мнит себя знатоком, а те, другие, зная не больше, чем он, заблуждаются насчет своей мудрости. 

Уже в  пожилом возрасте Сократ вступил  в брак с Ксантиппой, родившей ему  троих детей (возможно, это был  его второй брак). Он говорил, что искусному наезднику нужна самая горячая лошадь, и, если он смог ужиться с Ксантиппой, то выдержит столкновение и с другими людьми.  

Он создал новую  философию, в центре которой был  человек. Это отмечает и Цицерон, когда говорит, что Сократ забрал философию с неба и повернул ее к человеку, его душе и его особой природе. Этим Сократ оказал влияние  на всех последующих философов. Центром  тяжести более не были земля, облака или небесные тела - значение теперь приобрел бесконечный мир человеческой души.

Сократ не был  оратором и не преподавал риторику, он не давал уроков, тем более  за плату, не путешествовал из города в город, как это делали софисты, он не открыл своей школы. Сократ учил методом диалога: простыми вопросами  из области религии, морали, политики он вовлекал в дискуссию людей  из разных общественных классов. Он говорил  с ними об их жизни, об образовании  их детей, о справедливости, о добродетели  – т. е. о том, что интересно  человеку. Начинал диалог Сократ обычно с замечания, что вот он, мол, не знает, а хотел бы знать, например, что такое справедливость и что  несправедливость, что есть добро  и зло, мужество и трусость, что  красиво, а что нет. Такой способ начинать философский спор с указания на свое незнание получил название «сократовская ирония».

Сократ никому не давал понять, что учит его, наставляет, преподает урок, и это потому, что он верил: если человек научится использовать свой ум, применять способность  логически мыслить, то потом сумеет размышлять и постигать истину самостоятельно. Именно поэтому Сократ никогда не предлагал своему собеседнику готовые  знания и истины. Он ненавязчиво  учил человека думать и делать выводы, привлекая его внимание к вопросам, на которые человек отвечал сам, применяя данный природой ум и имеющиеся  знания. Этот философский метод Сократ называл «майевтикой», говоря, что он содействует рождению истины в ходе беседы - «родам души», по аналогии с действиями своей матери-повитухи. Как повитуха помогает рождению ребенка из лона матери, так Сократ «извлекал» из своего собеседника размышления и заключения, которые тот, сам не сознавая, носил в себе. 

Свой путь философа Сократ начал с физики, изучения природы. Но быстро пришел к выводу, что совершенство живых существ, сложность и согласованность  природных явлений таковы, что  понять их не под силу простому смертному. К тому же восприятие может легко  обмануть относительно сущности явлений. Тогда он обратился к внутреннему  миру человека и, углубившись в самого себя, нашел, что именно здесь существуют неоспоримые истины и нравственные принципы. Ум, интуиция, бескорыстие и готовность Сократа служить ближним, Родине, были очевидны. Чем же в таком случае объяснить вынесенный ему демократическим путем и приведенный в исполнение смертный приговор? Сократ пренебрегал суетными делами, не заботился о том, что ему есть и пить, имея лишь одно желание: овладеть Истиной, прояснить ум до такой степени, чтобы иметь право называться человеком и поступать по-человечески. В поисках Истины, служении людям и отношении к смерти Сократ чем-то похож на Христа. Великий человек часто оказывается непонятым. А если он к тому же реформатор, желающий изменить нравы и обычаи, если он обличает зло, обман, незаслуженные привилегии, то он вызывает ненависть у современников и должен за это поплатиться. Афиняне считали справедливыми законы и обычаи своего города, а чужие законы - ложными. Софисты утверждали, что нет вообще никакой общечеловеческой справедливости, а есть лишь право сильного и хитрого. Сократ же учил, что право, истина, справедливость - одни и те же для всех - и идут от внутреннего голоса, который звучит в душе каждого в ответственные минуты.  
 
Сократа обвинили в безбожии, неблагочестии, хотя он был глубоко верующим человеком. Конечно, он не был согласен со многими распространенными верованиями. Ему было смешно слышать, что кто-то, молясь Богу, просит, чтобы Он послал ему денег, власти, военной удачи или ниспослал благо и просветление ума. Сократ считал полезным обратиться к прорицателям тому, кто хочет с успехом управлять в семье или государстве. Но в повседневных делах - архитектуре, ремесле, земледелии, военном деле - человек должен собственными усилиями добиться успеха. Для этого и дан ему разум. Лишь там, где речь идет о самом важном, о будущем, человек не может знать ничего наверняка. Одно ясно: справедливость - доступна человеку и ради нее можно пожертвовать жизнью. В своей последнем слове на суде Сократ предостерегал афинян, что они напрасно рассчитывают, умертвив его, избавиться от обличителей. Если власть умерщвляет своих критиков, то их появится еще больше.  
 
 В 399 году три афинских гражданина - Мелет, Анит и Ликон – привлекли его к суду по следующему обвинению: «Сократ виновен и в том, что развращает молодежь, и в том, что не поклоняется богам, которым поклоняется город, и в том, что иные, новые несет нам божества».

Суд состоялся  в том же году. Ученики Сократа  позаботились о том, чтобы известный  афинский оратор Лисий подготовил для  него, как тогда было принято, апологию – оправдательное слово. Апология была составлена, но Сократ, как мы знаем  из книг Платона, отказался выступить  с этой защитной речью. Он сказал, что  свою истинную апологию создавал сам, в течение всей своей жизни, своими поступками, всегда имевшими высшей целью  истину и благо. И защищал себя на суде сам и так, как счел нужным. В его оправдательном слове –  составленном им самим и лишенным красноречивых риторических приемов  – присутствовала, как всегда, привычная  сократовская ирония. Сократ заявил судьям, что, по его мнению, к нему не следует применять никакого наказания, наоборот, долг общества кормить его в Пританее (помещении на агоре у подножия Акрополя, где заседали пританы – члены афинского совета - и где бесплатно кормили граждан, имевших особые заслуги перед государством), так как он посвятил свою жизнь усовершенствованию сограждан. Однако суд признал Сократа виновным и приговорил к смерти. Понять это можно, только рассматривая через призму эпохи – всеобщего разочарования, вызванного поражением Афин в Пелопоннесской войне и последующим горьким опытом правления олигархической коллегии «Тридцати тиранов» (после падения афинской демократии в 404 г. до Р.Х.).

Приговор был  исполнен не сразу, и Сократ оставался  в камере еще 30 дней. В это время  его ученики буквально наводнили  тюрьму, которая превратилась в настоящую  философскую школу, и Сократ, абсолютно  спокойный, давал своим ученикам последние советы. Он отверг предложение  Критона о побеге, потому что хотел до последнего мгновения жизни быть последовательным по отношению к своему учению (в частности, о сознательной дисциплине) и своим высоким примером показать, что «граждане всегда должны уважать законы государства». В мае 339 он выпил цикуту - уравновешенный и безмятежный, с душевным спокойствием – настолько же уникальным в истории человечества, насколько уникальной была и сама личность великого философа и великого учителя. 

Информация о работе Конфуцианство зародилось в Китае в VI в. до н.э.