Конфуцианство и «учение середины»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Совершенный человек - высоко моральный цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность (жэнь) трактовалось Конфуцием необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п.

Содержание

Введение 3
1. Социальный идеал Конфуция. Гуманность и чувство долга 4
2. Достойный правитель 7
3. Место этики в учении Конфуция 9
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

контрольная философия.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

сказанное".

Жэнь: человеколюбие

    Что касается содержания, которое вкладывает Конфуций в понятие "жэнь", то оно многозначно, включает все положительные нравственные качества и нормы достойного поведения. "Жэнь" как явление крайне трудно идентифицировать. На вопросы, можно ли назвать обладающими "жэнь" тех или иных реальных лиц, в том числе лучших своих учеников, считавшихся достойными людьми, Конфуций отвечает, что он не знает; жэнь трудно практиковать и о нем трудно говорить. "Жэнь" — понятие и описательное и аксиологическое    одновременно;    оно    обозначает    и    существенную

10

 

характеристику  человека, и программу его деятельности. Это — человеческое начало в человеке, которое одновременно является его долгом. У Конфуция есть высказывание, которое на первый взгляд противоречиво: "Только обладающий человеколюбием может любить людей и ненавидеть людей" . В первой части оно кажется тавтологией, во второй противоречием определения. Логические ошибки, однако, снимаются, если иметь в виду многозначность "жэнь". Тогда получается, что. человеческое начало в человеке есть то самое начало, в силу которого он может любить и ненавидеть людей. Точным представляется толкование термина "жэнь", которое дает современный китайский исследователь профессор Чжоу Гучэн: "Человек должен быть человеком". Наиболее адекватным русским термином для обозначения "жэнь" следует признать "человеколюбие", "гуманность". Конфуция много раз спрашивали о том, что такое "жэнь"; среди многих ответов есть и такое лаконичное утверждение: "Это значит любить людей".

    Ли: ритуал

    В самом общем плане под ритуалом можно понимать конкретные образцы общественно достойного поведения, включая как внутренние моральные качества, так и внешние фиксированные схемы поведения. "...Это своего рода социальная смазка, которая способствует существованию и стабилизации общества как единого, цельного организма, сохраняя таким образом связь времен'". Ритуал можно также назвать разъединяюще-соединяющим пространством между индивидами — таким пространством, которое соединяет людей и одновременно держит их на расстоянии, необходимом для того, чтобы блокировать опасные для сотрудничества конфликты между ними, которое позволяет им действовать вместе, продуктивно общаться, оставаясь разными по природному и социальному статусу. Через ритуал выражается общественная соразмерность индивидов. Человеколюбие как нормативная программа выражается одним требованием — взаимность. Однако люди, между которыми эта взаимность должна утверждаться, являются разными.

11

 

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Учение  Конфуция занималось только вопросами  этики и политики и почти не касалось всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а подкрепляется только верою.

     Высказывания  Конфуция учат людей терпимому, доброму  отношению друг к другу, в них заложено стремление к всеобщей гармонии. Правитель, начальник, воспитатель, по мнению Конфуция, должен показывать подчиненным и воспитанникам образец поведения.

     На  вопрос правителя: «Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения к этим принципам?» мудрец ответил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру. Мораль простолюдина подобна траве. Трава клонится туда, куда дует ветер.»

     В трудах Конфуция практически не рассматриваются  богословские, метафизические вопросы, но считается допустимой вера в духов и нравственно необходимой вера в загробную жизнь. Эта вера нужна потому, что она укрепляет нравственность человека. Учение Конфуция поддерживает необходимость правил выражения сыновней почтительность и развивает древние культовые обряды почитания умерших предков.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
12

 

            Список  литературы

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.- 2002г.
  2. Гусейнов А.А. Великие моралисты М.: Республика, 2005.
  3. Дубко Е.Л. Идеал, справедливость, счастье. - М.: 2001.
  4. Зеленкова И.Л. Основы этики. Минск - 2006г
  5. Кисель М.А. Историческое сознание и нравственность. - М.: 2000
  6. Малахов В.А. Смысл жизни и нравственное отношение к миру. - М.: 2006
  7. Таранов П.С. Анатомия мудрости 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. 
    Симферополь - 2007г.
  8. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М.: 2001.
  9. Титаренко А.И. Рациональное и эмоциональное в морали. - М.: 2003.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
13

Информация о работе Конфуцианство и «учение середины»