Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа
Целью данного исследования является ответ на вопрос, возможен ли конец истории, провозглашенный Ф. Фукуямой в 1989 году?
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть различные теории развития исторического процесса;
На основе работ Ф. Фукуямы «Конец истории?», «Конец истории и последний человек» определить имеет ли история направление и возможна ли победа либерально – демократических идей.
Введение
Глава 1 «Конец истории» как философская проблема
Глава 2 Концепция «Конца истории» Ф. Фукуямы
§1. Понимание исторического развития Ф. Фукуямы
§ 2. Влияние идеологии на развитие истории
Заключение
Список использованной литературы
По мнению Загоровского А.В. Конец истории не возможен, так как если идеологическая вражда будет преодолена, останутся другие противоречия между государствами. Изменение системы международных отношений, если и снимет некоторые сегодняшние проблемы, то неизбежно усилит другие, породит новые.30
Принимая участие в дискуссии, вокруг статьи Фукуямы, Лебедева М.М. высказала мнение: «конец истории должен означать, в том числе и конец либерально – демократической идеологии. Существование различных идеологий и идейных течений в мире нормально и естественно. Именно многообразие идей и их противоречивость составляет основу развития мирового сообщества. В будущем же вовсе не исключено появление новых, совершенно иных мировых идеологий»31.
Задача мировых сообществ заключается в том, чтобы научиться улаживать противоречия, которые существуют или будут существовать между различными идеями такими способами как переговоры, посредничество, консультации. В мире социальной науке сегодня одно из центральных мест занимает положение, согласно которому общественное развитие предполагает не столько конфронтационность, непримиримое столкновение различных идей, культур, ценностей, сколько их взаимное обогащение, диалог и через это их гармонизацию.32 Таким образом если говорить о конце истории, то это скорее конец истории войн, насилия, и нет смысла связывать конец истории с победой либеральной идеологии
Однако и сам Фукуяма признается, что конец истории печален: «Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории... Признавая неизбежность постисторического мира, я испытываю самые противоречивые чувства к цивилизации, созданной в Европе после 1945 года, с ее североатлантической и азиатской ветвями... Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?»33.
Заключение
Подводя итог, хотелось бы отметить, что проблема конца истории всегда будет носить актуальный характер. Это подтверждается тем, что к ней обращались философы различных исторических эпох, которые дали свое осмысление исторического процесса, его проблем и пути их решения.
В данной работе на основе анализа работ известного американского
социолога, философа и политолога Ф. Фукуямы «Конец истории?», и «Конец истории и последний человек» предпринята попытка рассмотреть такой социальный феномен как «идеология». Необычайно широкий резонанс, который вызвала статья, «Конец истории?» несомненно, объяснялся ее своевременностью: она появилась накануне демократической революции, охватившей Восточную Европу. Фукуяма оказался первым, кто предложил солидную теорию для объяснения наступающей кончины коммунизма.
Список использованной литературы.
1 Полищук.
М. Л. «Конец истории» или
конец идеологии? США:
2 Кремнюк В.А. Конец или начало истории? ? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 5 – С.54.
3Корьев А.Б. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6 – С.39.
4 Гесиод.
Теогония. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/
5 Чоран
Э.М. Выпасть из времени. /Сборник
работ западных философов XX –
6 Августин Блаженный. О граде божьем. М.: АСТ, 2000. – С.654.
7 Августин Блаженный. О граде божьем. М.: АСТ, 2000. С. – 1016.
8 Вико
Джамбаттиста. Становление новой
науки о природе наций. Режим
доступа: http://bookluck.ru/booktkeao.
9 Руссо
Ж. Ж. О причинах неравенства.
Режим доступа:http://www.
10 К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Том 1. Фейербах 1. С. 37.
11 Шпенглер.
О. Закат Европы. Режим доступа:
http://www.gumer.info/
12 Шпенглер.
О. Закат Европы. Режим доступа:
http://www.gumer.info/
13 Чоран Э.М. Портрет цивилизованного человека./ Сборник работ западных философов XX –XXI веков Апокалипсис Смысла. М:. Алгоритм 2007. С.59.
14 Тойнби.
А. Постижение истории. Режим
доступа: http://www.gumer.info/
15 Фукуяма Ф. механизм желаний./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.
16 Фукуяма Ф. Победа видеомагнитофонов./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.
17 Фукуяма Ф. Варваров у ворот нет./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.
18 Там же
19 Фукуяма Ф.Бесконечное накопление./ Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.
20 Фукуяма
Ф. Началась ли история опять.
Режим доступа: http://old.russ.ru/politics/
21 Генон
Рено. Кризис современного мира./
22 Цофнас
А. Ю. Печаль Фукуямы в
23 Чоран
Э.М. Механика утопии./ . Сборник
работ западных философов XX –
24 Фукуяма
Ф. Слабость сильных
25 Лебедева. М.М. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6 – С.42.
26 Фукуяма
Ф.Мировая либеральная
27 Загоровский.
А. В. Конец истории» или
конец идеологии? США: экономик
28 Хрусталев
М.А. «Конец истории» или
29 Фукуяма Ф. Конец истории?
30 Загоровский. А. В. Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990. - № 6 – С.44.
31 Лебедева. М.М.
«Конец истории» или конец
идеологии? США: экономика,
32 Там же.
33 Фукуяма Ф. Конец истории?