Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:44, реферат
Во всех современных концепциях демократии, несмотря на их различия и противоречивость, единым остается положение о том, что исходным принципом демократии является равенство. Действительно, демократия возможна лишь тогда, когда имеет место равенство членов сообщества перед обществом и его законами, равенство в праве участия в решении общих проблем и в управлении общественной жизнью, когда учитываются права и интересы каждого члена сообщества. Как отмечал известный немецкий социолог Карл Манхейм, демократия как "структурный, социологический феномен" о
Т.М. Махаматов, доцент
кафедры "Философия"
Во всех современных
концепциях демократии, несмотря на их
различия и противоречивость, единым
остается положение о том, что
исходным принципом демократии является
равенство. Действительно, демократия
возможна лишь тогда, когда имеет
место равенство членов сообщества
перед обществом и его
Еще Платон говорил,
что при демократическом строе
существует своеобразное равенство - уравнивающее
равных и неравных, а Аристотель
полагал, что справедливость есть равенство,
но истинно равным и свободным
мог считаться только экономически
независимый гражданин.
Буржуазное понятие
равенства по аналогии с античной
демократией первоначально
Буржуазный принцип
равенства зарождался на основе закона
стоимости, господство которого предполагало
необходимость установления всеобщего
социального равенства. Все формы
общественных отношений социальных
групп неизбежно подчиняются
этому закону стоимости и в
конечном итоге определяются им.
В этом контексте
равенство - это в первую очередь
проявление и результат установления
господства отношений товарного
производства, господства меновой стоимости.
Оно определяется всеобщим и необходимым
тождеством абстрактного труда в
капиталистическом производстве и
личной независимостью человека в обществе.
Маркс писал, что "прежде
всего, безразличная простота труда
есть равенство работ различных
индивидуумов, взаимное отношение их
работ друг к другу как равных,
а именно благодаря фактическому
сведению всех работ к однородному
труду". Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т. 13. С. 18. Следовательно, социальное равенство
является формой выражения прежде всего
экономического отношения - эквивалентного
обмена между самими собственниками
капитала, а также между ними и
наемными рабочими.
На товарном рынке
рабочий как владелец специфического
товара - своей рабочей силы продает
ее как товар монополисту по рыночной
стоимости. Здесь между ними реализуется
равный обмен, основанный на равенстве
меновых стоимостей. В этом процессе
владелец рабочей силы получает "точный
эквивалент, так как полученная им
цена позволяет ему остаться владельцем
той же самой меновой стоимости,
которую он имел прежде. То количество
овеществленного труда, которое
содержалось в его
Равенство в сфере
товарно-денежных отношений (в сфере
рыночных производственных отношений)
является такой формой взаимоотношений
людей, в которой прежде всего
происходит эквивалентный обмен
деятельностями или же результатами
своих деятельностей. Согласно К. Марксу
общественное отношение индивидов
"в качестве субъектов обмена
есть отношение равенства"; в данном
отношении предметы обмена "категорически
должны быть равны и принимаются
за равные" Там же. С. 187, 188. и прежде
всего равны по своей стоимости.
Но равенство, осуществляющееся
и проявляющееся в отношении
обмена, есть лишь абстрактное (количественное)
равенство. Оно и составляет экономическую
базу сущности равноправия людей
прежде всего как граждан или
членов определенной социальной организации,
общности и позволяет абстрагироваться
от природных, сословных, национальных,
религиозных и других различий. Вследствие
господства закона стоимости более
прозрачно проявляется, что каждый
человек есть абстрактная единица
социального организма и в
этом - общественная сущность индивида
и его объективная зависимость
от общества.
Здесь объективно и
с необходимостью действует принцип
"незаменимых людей не бывает",
что является основой сохранения
и усиления целостности социального
организма. Данный принцип исходит
из того, что, как пишет ведущий
российский специалист по философии
права В.С. Нерсесянц, "всякое равенство
в социальной сфере - это именно (и
только!) формальное равенство". Нерсесянц
В.С. Философия права: либертарно-юридическая
концепция//Вопросы философии. 2002. №
3. С. 11.
Итак, в рыночном
обществе абстрактное равенство, обусловленное
законом стоимости и как
Таким образом, абстрактное
равенство как всеобщее формальное
равенство заключает в себе определенное
ограничение личности, оно допускает
и в какой-то мере создает и
закрепляет в законе действительное
неравенство. Такое равенство, взятое
в его односторонности, по Гегелю,
есть "бегство от всякого содержания
как ограничения". Философ называл
это равенство негативной, или
рассудочной свободой. "Самосознание
этой отрицательной свободы", согласно
Гегелю, возникает из уничтожения
всякого различия, обособления и
объективной определенности как
учреждений, так и индивидов. Только
человек на основе рассудочного, одностороннего
мышления может "сообщить себе всеобщность,
то есть погасить всякую особенность,
всякую определенность".
Возведение абстрактной
(социальной) стороны равенства в
метафизическом отрыве от его конкретно-качественного
состояния в ранг единственного
и высшего проявляется "в деятельном
фанатизме в области как
Критикуя рассудочное
понятие равенства, Гегель в то же
время полагал, что в этой односторонности
всегда содержится существенное определение,
поэтому ее не следует отбрасывать.
Однако для развития
любого социального организма
Обмен как экономическое
отношение, в котором проявляется
и осуществляется абстрактное равенство,
возможен и потому, что есть различные
потребительные стоимости и различие
в потребностях. В процессе обмена
меновая стоимость является выражением
всеобщей тождественности абстрактного
труда, его субстанциальности при
данном способе производства и в
обществе в целом. Однако здесь потребительная
стоимость, ее неизбежность и необходимость
как проявление конкретного труда
и диалектическое отрицание абстрактного
труда, есть отражение многообразия, нетождественности
людей, необходимости развития качественной
определенности человека.
К. Маркс писал, что
только различие потребностей обменивающихся
субъектов и "неодинаковость осуществляемого
ими производства дают повод к
обмену и к их социальному приравниванию
друг к другу в обмене; это природное
различие является поэтому предпосылкой
их социального равенства в акте
обмена и, вообще, является предпосылкой
того отношения, в которое они
вступают между собой как производящие
индивиды. Рассматриваемые со стороны
этого природного различия, индивид
А является владельцем какой-нибудь
потребительной стоимости для В,
а В является владельцем какой-нибудь
потребительной стоимости для А.
С этой стороны природное различие
ставит их взаимно опять в отношение
равенства. Но вследствие этого они
не равнодушны друг к другу, а дополняют
друг друга, нуждаются друг в друге,
так что индивид В, будучи объективирован
в товаре, представляет потребность
для индивида А, и vice versa; так что
они находятся друг к другу
не только в отношении равенства,
но и в общественном отношении".
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1.
С. 189.
Это утверждение
К. Маркса показывает, что здесь через
различие потребительных стоимостей,
следовательно, через конкретный труд
реализуется природное различие
индивида. Таким образом, равенство
как социальное отношение имеет
в качестве своей предпосылки
различие индивидов, то есть конкретное
равенство, социально-экономическим
проявлением которого является конкретный
труд. Оно же, конкретное равенство,
составляет объективную основу принципа
"каждый человек незаменим".
Так же как потребительная
стоимость получает свое экономическое
осуществление и развитие на основе
стоимости и через стоимость,
так и конкретное равенство осуществляется
на основе абстрактного равенства и
в определенных им рамках. Следовательно,
равенство как социальное отношение
осуществляется как диалектическое
единство абстрактного равенства, выражающего
социальную сущность индивида, его
принадлежность к определенному
целостному социальному организму,
и конкретного равенства, заключающего
в себе индивидуальную, природную
особенность, не повторимость и в
этом контексте не заменимость каждого
человека. А.С. Пушкин и С.А. Есенин тождественны
как русские поэты, но они не сравнимы,
не тождественны и не заменимы по тому,
как они писали.
"Принцип неотъемлемого
равенства всех людей, - пишет
К. Манхейм, - сам по себе не
предполагает механического
Раскрывая двойственную
природу труда, К.Маркс показал, что
равенство как социальное отношение
является диалектическим единством
абстрактного и конкретного равенства,
определяемым субстанциальным противоречием
абстрактного и конкретного труда.
"В обмене, покоящемся на меновых
стоимостях, - писал он, - свобода
и равенство не только уважаются,
но обмен меновыми стоимостями представляет
собой производительный, реальный базис
всякого равенства и всякой свободы".
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1.
С. 191.
В настоящее время
в одних концепциях демократии равенство
понимается как обеспечиваемое социальным
государством равенство возможностей,
а в других - как уменьшение вмешательства
государства в жизнь граждан
и применение принципов "свободного
рынка" ко все большему числу аспектов
общественной жизни.
Первая точка зрения
проводится сторонниками социал-демократии,
западноевропейскими
Второй точки зрения
придерживаются неоконсерваторы и
правые либералы. Они противопоставляют
первой концепции равенства негативную
свободу, то есть свободу от государства,
в которой видят абсолютное благо,
источник развития общества и единственно
верный способ решения всех социально-экономических
проблем. Здесь акцент делается на качественной
стороне равенства, то есть на возможности
беспрепятственного развития способностей
каждого без государственного вмешательства,
но исключительно на основе действия
закона стоимости. Действие закона стоимости,
как известно, означает, что все
товары, услуги и другое оцениваются
единой меркой - количеством общественно
необходимого труда. Физически, по своей
природе и стартовому положению
неравные индивиды измеряются одной
и той же мерой, поскольку они
являются только участниками рынка.
На практике это означает усиление
неравенства и социально-