Концепция научных революцый Томас Кун

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:58, доклад

Описание работы

Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки. В западной философии и истории науки интерес к этой проблеме был вызван появлением нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна "Структура научных революций". Книга Т. Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.

Содержание

Введение
1. История науки по Т. Куну
1. 1. Допарадигмальный период
1. 2. Зрелая наука
2. Этапы развития зрелой науки
2. 1. Нормальная наука
2. 2 Аномалии и кризис в науке
2. 3. Революция в науке
2. 3. 1 Несовместимость старой и новой парадигмы
2. 3. 2 Переключение гештальта в результате революций
2. 3. 3 Выбор новой парадигмы.
3. О характере революции в математике
3. 1. Основные точки зрения на революцию в математике
3. 2 Математика и научные революции
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Концепция научных революций Томас Кун.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Образование новых  понятий или изменение, углубление смысла (значения) старых понятий. 2.

Возникновение новых  теорий и методов математики, которые  радикально изменяют прежние представления. 3.

Концептуальное обобщение идей и теорий математики, расширение их применения как внутри самой математики, так и в ее приложениях. 4.

Изменение оснований  математики и ее философии, завершающее  революцию, происшедшую в математике.

Как говорил в  свое время академик Л. Ландау, науки делятся на естественные (физика, химия), неестественные (гуманитарные) и сверхъестественные (математика). В этой шутке есть доля истины: математику нельзя отнести к естествознанию, но она не является и гуманитарной дисциплиной. Математика - это "сверхъестественная" наука, развивающаяся по своим особым законам, и поэтому для обсуждения особенностей научных революций в математике нам понадобился этот последний параграф. Заключение

Концепция научных  революций Куна представляет собой  довольно-таки спорный взгляд на развитие науки. На первый взгляд, Кун не открывает ничего нового, о наличии в развитии науки нормальных и революционных периодов говорили многие авторы. В чем же особенность философских взглядов Куна на развитие научного знания? Во-первых, Кун представляет целостную концепцию развития науки, а не ограничивается описанием тех или иных событий из истории науки. Эта концепция решительно порывает с целым рядом старых традиций в философии науки. Во-вторых, в своей концепции Кун решительно отвергает позитивизм - господствующее в с конца XIX века течение в философии науки. В противоположность позитивисткой позиции в центре внимания Куна не анализ готовых структур научного знания, а раскрытие механизма развития науки, т. е. , по существу, исследование движения научного знания. В-третьих, в отличие от широко распространенного кумулятивисткого взгляда на науку, Кун не считает, что в наука развивается по пути наращивания знания. В его теории накопление знаний допускается лишь на стадии нормальной науки. В-четвертых, научная революция, по Куну, сменяя взгляд на природу, не приводит к прогрессу, связанному с возрастанием объективной истинности научных знаний. Он опускает вопрос о качественном соотношении старой и новой парадигмы: является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучше с точки зрения прогресса в научном познании? Как мне кажется, новая парадигма, с точки зрения Куна, ничуть не лучше старой. При изложении концепции научных революций я опустил некоторые интересные рассуждения Куна об учебниках и научных группах, не относящиеся непосредственно к теме реферата. Литература

[1] Т. Кун. Структура  научных революций. М. , Прогресс, 1975. [2] Г. И. Рузавин. Об особенностях  научных революций в математике // В кн. : Методологический анализ  закономерностей развития математики, М. , 1989, с. 180-193. [3] Г. И. Рузавин. Диалектика математического познания и революции в его развитии // В кн: Методологический анализ математических теорий, М. , 1987, с. 6-22. [4] И. С. Кузнецова. Гносеологические проблемы математического знания. Л. , 1984. 1 . Кун. Структура научных революций. М. , Прогресс, 1975, с. 43. 2 Там же, с. 55. 
 
    3 Там же, с. 57. 
    4 Там же, с. 60. 
    5 Там же, с. 78. 
    6 Там же, с. 95. 
    7 Там же, с. 103. 
    8 Там же, с. 105. 
    9 Там же, с. 125. 
    10 Там же, с. 131. 
    11 Там же, с. 134-135. 
    12 Там же, с. 145. 
    13 Там же, с. 185. 
    14 Там же, с. 186. 
    15 Там же, с. 187. 
    16 Там же, с. 197.

17 H. T. Mahrtens. Kuhn's theories and MAthematica? ? // Historia Mathematica, 1976, v. 3. Цит. по [2]. 18 M. J. Crow. Ten "laws" concerning patterns of change in the history of mathematics // Historia Mathematica, 1976, v. 2. Цит. по [3]. 19 И. Кант. Соч. в шести томах, т. 3, М. , 1964, с. 87. Цит. по [4], с. 113. 20 Ф. Энгельс. Диалектика природы // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. , 2-е изд. , т. 20, С. 573. Цит. по [3].


Информация о работе Концепция научных революцый Томас Кун