Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:26, реферат
Данная работа прослеживает некоторые тенденции становления коммунистической идеологии. Основным источником реферата является работа Н. А. Бердяева «Истоки русского коммунизма. Сочинения И. Р. Шафаревича.
Эта работа - попытка обнаружить особенности коммунизма, перенесенного на русскую почву, выявить основные влияния, которые принял на себя «русский марксизм»
Коммунисты и большевики.
“Как пишет Николай Бердяев, русский народ-«народ государственный, он покорно согласен быть материалом для создания великого мирового государства, и он склонен к бунту, к вольнице, к анархии». Как и народничество, анархизм есть «порождение русского духа», один из полюсов в душевной структуре русского народа. Центральная фигура русского (да, пожалуй, и мирового) анархизма-Бакунин. Подразумевая под анархией бунтарство, он верил, что революционный «мировой пожар» будет зажжен русским народом и славянством. В своем «революционном мессианстве» Бакунин-предшественник коммунистов, анархизм-одни из их истоков.
Основы
тоталитаризма государства
Двуликость русской революции как несущей народу гражданские свободы, но и новое иго, отразилась в представлении о том, что большевики и коммунисты-не одно и то же, бытовавшем на ранних этапах становления советской власти. Н. А. Бердяев заметил характерность этой легенды: «Для народного сознания большевизм был русской народной революцией, разливом буйной, народной стихии, коммунизм же пришел от инородцев, он западный, не русский, и он наложил на революционную народную стихию гнет деспотической организации,... рационализировал иррациональное». Большевики-это русские, давшие народу землю, а коммунисты стремятся навязать народу новое иго. Бунин передает разговор между красноармейцами в Одессе 1919 года: «Вся беда от жидов, они все коммунисты, а большевики все русские». Как пишет Михаил Агурский в книге «Идеология национал-большевизма», такой взгляд был распространен очень широко в разных слоях общества, и невозможно определить его единственный источник, скорее всего, он возник стихийно.
По мнению Н. А. Бердяева, заслугой
коммунизма перед русским
Главным врагом большевиков до
революции считалась русская
буржуазия и русская
Красный патриотизм.
“Как уже было сказано, факт того, что революция произошла именно в России, не мог не оказать влияния на большевистскую партию и идеологию, вне зависимости от интернационализма, который она декларировала. Прежде всего, для большинства членов партии такие цели революционной борьбы, как диктатура пролетариата, борьба с империализмом да и мировая революция связывались с гегемонией Советской России. Агурский подчеркивает, что в этом контексте такое отождествление не имело «сколько-нибудь выраженного национального характера». Собственно национальные интересы, под которыми понимают интересы отдельного государства, заслонены более масштабной идеей мировой революции и новой эпохи в истории человечества, которая должна была открыться ею. Россия, страна не пролетарская, следовательно, «пролетарского мессианства» в марксистском смысле нельзя наблюдать в данной тенденции, здесь мессианство иного рода-именно русское, значит, национальное. Опять давнишние русские чаяния о «свете со славянского Востока», который озарит западную цивилизацию и спасет ее. Своего рода, самопожертвование, подобие характерных самосожжений.
В принципе, процесс, который повлек
противопоставление России
Настроения подобного рода, как сообщает М. Агурский, появились уже накануне Октябрьской революции. На VI съезде партии, в августе 1917 года, первым высказал их Сталин. «При обсуждении резолюции съезда Преображенский предложил поправку, согласно которой одним из условий взятия государственной власти большевиками было наличие пролетарской революции на Западе», пишет Агурский. Выступая против этой поправки, Сталин заявил, что «не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму... Надо откинуть, сказал Сталин, отжившее представление о том, что только Европа может указать нам путь». С течением времени красный патриотизм стихийно подвергается дальнейшему влиянию национальной среды, основываясь на пресловутых идеях противостояния России «бездушной западной цивилизации», а так же влиянии «небольшевистских попутчиков революции», как Агурский называет широкий спектр течений, включающий и православие и литературные круги . К слову о православии-Агурский приводит пример некоего архиепископа Варнавы (Накропина), заявившего на допросе ВЧК, что «только большевики могут спасти Россию». В среде православной церкви нашлись священники, готовые к сотрудничеству с советской власти, хотя их были единицы.
«Сила красного патриотизма состояла в том, что позволяла многим большевикам отождествлять себя не только с партией, не только с рабочим классом, который в годы гражданской войны превратился в фикцию, но и со всем народом», делает вывод Михаил Агурский.
Характер
революции в России и условия,
в которых она произошла, были
таковы, что, как пишет Бердяев, «идеологически
ей мог соответствовать лишь очень
трансформированный марксизм и именно
в сторону, противоположенную
Заключение.
Коммунизм-это утопия. Вымышленная идеология направленная на угнетение свободы личности, ущемление её интересов в плане развития творческого и прочих потенциалов в обществе. Большинство людей при коммунизме рабы, они винтики системы и каждый должен занимать отведенную ему роль. Такая система не выживет за счет угнетаемых, они рано или поздно устроят кровавый бунт против правительства, что мы и наблюдали в 93-м. Эта идеология против Воли Бога, поэтому о ней забудут как об очередном неудачном эксперименте над свободой.