Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 10:52, реферат
Следствием одной из первых попыток существенного реформирования философии явился позитивизм. Этим понятием обозначается широкое течение научно-философской мысли. Оно возникло в 30-40-х годах ХIХ в. и просуществовало почти полтора столетия. На протяжении этих лет позитивизм то затухал, то возникал в новом обличье, что было связано с общим развитием науки и самой философии. Первая волна (или этап, форма) - классический позитивизм (основатели - О. Конт, Г. Спенсер и Дж.С. Милль).
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Факультет информационно -документных коммуникаций
Кафедра истории Беларуси и музееведенья
Минск, 2011
Позитивизм
Следствием одной из первых попыток существенного реформирования философии явился позитивизм. Этим понятием обозначается широкое течение научно-философской мысли. Оно возникло в 30-40-х годах ХIХ в. и просуществовало почти полтора столетия. На протяжении этих лет позитивизм то затухал, то возникал в новом обличье, что было связано с общим развитием науки и самой философии. Первая волна (или этап, форма) - классический позитивизм (основатели - О. Конт, Г. Спенсер и Дж.С. Милль). Вторая его волна связана с кризисом в физике начала ХХ века и репрезентирована так называемым эмпириокритицизмом Э. Маха, Р. Авенариуса. Третья волна поднялась в 20-30-х годах ХХ века и получила название неопозитивизма. Четвертая - постпозитивизм (50-60-е г. ХХ в.).
Общая для всех позитивистов идея состоит в том, что решающей формой знания должно быть научное, т.е. опирающееся на факты и эксперименты, рационально обоснованное, способное приносить практическую пользу.
Одним словом, знание позитивное. Отсюда и происходит "позитивизм" - название, данное всему направлению.
Огюст Конт (1798-1857). Основные сочинения: "Курс позитивной философии", "Общий обзор позитивизма", "Система позитивной политики".
На передний план Конт выдвигает как раз позитивное знание. Оно является основным фактором общественного прогресса. Умственное развитие человечества, по его мнению, прошло три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На всех стадиях человек стремится познать внутреннюю природу вещей, однако это удается не сразу. На теологической стадии он "изобретает" сверхприродные (божественные) силы, которые якобы стоят за природными явлениями. На метафизической стадии постулирует различные умозрительные первосущности - апейрон у Анаксимандра, идеи у Платона, субстанции у Декарта, монады у Лейбница, абсолютная идея у Гегеля.
Наконец, на третьей человечество избирает путь накопления положительного знания, получаемого от частных наук. При этом подразумевается, что явления природы подчиняются незыблемым законам и цель науки как раз и состоит в том, чтобы "открыть такие законы, сделать их точными и по возможности свести к немногим основным законам". Попутно человечество освобождается от массы фикций, пустых абстракций, предшествующих стадий развития.
Конт полагает, что в его время человечество уже вступило в эту фазу своего развития, однако, ему еще предстоит громадная работа по освоению массива фактических, опытных данных. На этой последней стадии в полной мере проявляется еще один закон - закон подчинения воображения наблюдению. Наблюдение провозглашается основным методом приобретения знаний. Вопрос о конечных причинах, лежащих в основании тех или иных явлений для позитивной науки отходит на задний план. Главной задачей становится наиболее полное описание явлений и выявление между ними устойчивых связей. Сам Конт выражает это следующим образом:
"Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".
Знание этих законов, даже при отсутствии ответа на вопрос о конечных причинах, уже приносит человеку громадную пользу, позволяет с высокой степенью вероятности предвидеть и предсказывать будущее.
Конт отрицательно оценивает значение социальных революций и поэтому стремится обосновать возможность эволюционного развития общества. Выявлением его законов должна заниматься новая наука, для обозначения которой он вводит название "социология". К ней он отнес круг вопросов, которые делают его "социологию" более обобщенным знанием, чем социология в современном смысле. Ее задача - описательное обобщение фактов из жизни общества и не задаваться вопросами о первопричинах общественного развития. Общество - это целостное образование, части которого связаны между собой по аналогии с живым организмом.
В социологии он выделяет три основных раздела: социальную статику, социальную динамику, социальную политику.
Социальная статика занимается изучением условий существования общества и рассматривает основные социальные институты: семью, государство, церковь и их место в социальной системе.
Социальная динамика изучает изменение социальных систем, последовательность ступеней общественного развития.
Социальная политика занимается программой социального действия. Основным положением этой программы является превращение позитивной философии в своеобразную религию всего человечества.
Джон Стюарт Милль (1806-1873). Основные сочинения: "Система логики", "Исследование философии сэра У. Гамильтона", "Утилитаризм", "О свободе".
Милль сочетает в своей философии идеи позитивизма с идеями Беркли и Юма, а также Бентама. Материя представляется ему постоянной возможностью ощущений, а отдельные тела - сочетанием ощущений. Сознание в его учении лишается субстанциальности и трактуется как возможность переживания ощущений. Ожидание будущих ощущений, их предвидение есть результат действия различных законов ассоциации, они организуют наши ощущения в представления о "реальных" взаимосвязях. Между комплексами ощущений устанавливаются отношения координации и зависимости.
Среди прочих проблем Милль анализирует проблемы языка, посредством которого опыт, явления классифицируются и образуют знания о мире. Он разрабатывает теорию знаков, вводит, в частности, понятия коннотата имени и денотата.
Под денотатом понимается предмет, обозначаемый именем, под коннотатом - его смысл, т.е. совокупность свойств предмета.
Указывает мыслитель и на проблемы, связанные с неправильным употреблением языка (многозначность слов и т.д.). Его исследованиями намечается задача критического анализа языка, впоследствии подхваченная неопозитивистами.
Большое значение имеет его сочинение "Система логики". В нем Милль преимущественно рассматривает вопросы, связанные с логикой индуктивной, понимая ее как основу научного исследования вообще. Анализируя дедуктивные умозаключения, например, классический силлогизм, он приходит к выводу, что, на самом деле, силлогизм не увеличивает наших познаний, поскольку мы не узнаем ничего такого, что уже не содержалось бы в общей его посылке. Сама же эта общая посылка получена путем индукции - путем обобщения единичных случаев. Таким образом, в основании всех научных положений, в конечном счете, лежат индуктивные умозаключения.
Проблема, однако, в том, что полная индукция в принципе недостижима, и соответственно встает вопрос о правомочности таких умозаключений. С точки зрения Милля основанием их истинности является само собой подразумевающийся принцип единообразия природных процессов. Смысл принципа прост - природа подчиняется неизменным законам, в силу этого будущее похоже на прошлое. Сам принцип до конца недоказуем, но он составляет одно из наших главных убеждений. В его основе, в конечном счете, опять-таки располагается индукция, что образует в рассуждениях Милля своеобразный круг.
Герберт Спенсер (1820-1903). Важнейшие сочинения: "Основные начала", "Синтетическая философия". Как это ни странно для представителя позитивизма, Спенсер констатирует сходство глубинных оснований науки и религии. Общность всех религий он усматривает в том, что они рассматривают все вещи как "проявления силы, лежащей за пределами нашего знания". Однако, когда мы переходим к анализу таких научных понятий, как пространство, время, материя, движение, то мы также вынуждены признать, что наука не располагает ответами на вопрос об их конечной природе.
"Таким образом, - пишет он,- мы вынуждены рассматривать каждое явление как проявление безграничной и непостижимой силы. Этим выводом Религия согласуется с Наукой".
В дальнейшем эта мысль окрашивается в еще более агностические тона:
"То, что мы сознаем как свойства материи, есть только субъективные следствия, вызванные объективными воздействиями, которые неизвестны и непознаваемы".
Эти соображения, однако, не мешают Спенсеру заняться чисто содержательной работой по обобщению научных знаний и выведению законов реальности, носящих предельно общий характер. Он высказывается в том духе, что, хотя основа мира непознаваема, но для нас она проявляется как материя в формах пространства, времени и движения, и потому мы можем получить о ней позитивные знания
Пространство, время, материя - все неотъемлемые составляющие нашего опыта и, в этом смысле - реальность, но по отношению к непознаваемой силе это лишь относительная реальность. Одним из основных законов относительной реальности является закон неуничтожимости материи. Поскольку материя есть лишь видимое проявление силы, постольку речь идет о неуничтожимости силы.
Следующий фундаментальный закон - закон непрерывности движения, за которым опять-таки стоит непознаваемая сила. Согласно этому закону имеет место процесс постоянного перехода одних сил в другие при сохранении общего количества силы. Данный закон распространяется на все: сила тяготения между рассеянным веществом Солнечной системы создала ее и придала движение составившим ее телам, геологические изменения происходят под влиянием неизрасходованной при образовании планеты теплоты, солнечная энергия переходит в химические реакции в растениях и мускульную энергию животных и человека. Выявление всех этих законов не является заслугой Спенсера, поскольку они пересекаются с законом сохранения энергии. Оригинальность же ученого заключалась в том, что он увязал эти законы с основной своей идеей - идеей эволюции.
Претендуя на предельную обобщенность знания, он попытался дать такое определение эволюции, которое распространялось бы на все сущее.
"Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения".
Причины эволюции видятся Спенсеру в следующем.
Во-первых, начальное состояние однородности - это состояние неустойчивого равновесия. Разные части этого однородного образования подвергаются различному воздействию внешних сил, что неминуемо приводит к различным реакциям на эти силы. Так запускается эволюционный процесс.
Во-вторых, возрастание сложности обусловлено процессом, который Спенсер называет размножением следствий. Состоит он в том, что, даже если на разные части чего-либо воздействует одна и та же сила, то нетождественные изменения этих частей оказывают обратное воздействие на саму силу. Она соответственно тоже изменяется, дифференцируется, что вызывает еще большее различие в ее воздействии на мир.
С точки зрения Спенсера, любой эволюционный процесс имеет свой предел. Им является состояние подвижного равновесия, при котором все внешние воздействия на агрегат (систему) уравновешиваются сопротивлением изнутри него. Пока такого равновесия нет, эволюция системы продолжается. Она продолжает подвергаться воздействию среды и по достижению равновесия. Это означает, что рано или поздно количество движения в этой системе возрастет до такой степени, что начнется обратный эволюции процесс разложения, которой будет протекать вплоть до первичного состояния неорганизованности и дезинтегрированности материи, с которого эволюция началась. В свою очередь и это состояние не окончательно и является исходным для следующей волны эволюционного подъема.
Такова спенсеровская концепция эволюции, для подтверждения которой он приводит громадное количество фактов из самых разнообразных областей человеческого знания. Следует заметить, что столь пристальное внимание, уделенное развитию и его механизму, бесспорно сильная сторона системы Спенсера. Хотя исторически его теории и предшествует философия Гегеля, где идея развития играет ключевую роль, однако, важен перенос акцента именно на эволюцию материального мира.