Категория материи в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 13:43, доклад

Описание работы

Сущность материи и материалистическая категория материи. Взгляды Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка, французских философов Гольбаха, Дидро, Ламетри, Гельвеция, Кондильяка. Новый этап в развитии категории “материя” начинается с применения К. Марксом и Ф. Энгель­сом этой категории к области общественных явлений.

Работа содержит 1 файл

Категория материив истории философии.docx

— 19.52 Кб (Скачать)

    Философы  Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе тех  же элементов, которые характерны для  индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля). Они понимали под материей такую  реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя  — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному  элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом. Древнегреческие материалисты не располагали  общим понятием, тождественным категории  материи. Философская терминология—  продукт длительного развития, она создавалась в процессе формулирования и решения философских проблем. При этом, как правило, развитие шло от конкретных понятий, часто заимствованных из обыденного нефилософского мышления, к понятиям более абстрактным и общим. Древнегреческие философы в немалой степени содействовали созданию материалистической категории материи.

    Положение Фалеса о том, что первоосновой всего  является вода, представляется нашему современному мышлению одновременно близким  и далеким. Наивность этой мысли  Фалеса очевидна, однако его формулировка вопроса была такова, что ответ  на него должен был когда-нибудь привести к созданию категории материи. Понятие  Анаксимандра “апейрон”, наоборот, является уже более абстрактным. Анаксимен  вместо неопределенной материи Анаксимандра вновь представил абсолютное в определенной форме природы, положив в основу всего сущего воздух. “Воздух . если он разряжен, становится огнем, а если он сгущен, становится ветром, потом облаком и затем водой, потом землей, потом камнями, и остальное возникает из этого”. Таким образом, во взгляде Анаксимена в скрытой форме содержится идея основы, которая при разных обстоятельствах может иметь разные кон­кретные формы.

    Взгляды представителей мелетской школы  развивались и видоизменялись в  разных направлениях. Их синтезировал Эмпедокл в своем учении о четырех “корнях”, который считал корнями всего существующего все 4 элемента.

    Возникновение атомистической философии Левкиппа и Демокрита — большой шаг  вперед в истории древнегреческого материализма. Они считали, что все  явления природы, земные и небесные тела и их свойства — результат  сочетания формы, порядка и положения различных по величине и весу, невидимых и неделимых, находящихся в извечном движении “первочастичек” материи — атомов. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Чувственные впечатления Демокрит объяснял различием порядка, формы и по­ложения действующих на ощущающее тело атомов. Демокрит очень ясно обнаруживает основную линию, основную задачу материализма, заключающуюся в объяснении мира сознания, исходя из анализа материального мира. Сила учения Демокрита, как и всего древнегреческого материализма, состоит в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе.

    Эпикур  и Лукреций, продолжая учение Левкиппа и Демокрита об атомах и пустоте, утверждали, что все в природе  материально, как материальны и  все свойства неживых и жи­вых тел. Они считали, что безграничность числа атомов и их сочетаний обусловливает и безграничность миров во Вселенной.

    Однако  видна не только сила, но и слабость древнегреческого материализма. Во-первых, он подменял представление о мире в целом представлением о какой-то частичке этого мира. Во-вторых, этот материализм, по существу, растворял  идеальное в материальном, элементы сознания — в элементах бытия. Получалось так, что реально существующая про­блема соотношения материи и духа, бытия и мышления оказывалась поглощенной общим учением о бытии. Раз все существующее сводится только к воде, или только к огню, или только к атомам и пустоте, то для проблемы соотношения предметов и их образов, бытия и мышления как бы не оставалось места.

    Термин  «материя» впервые встречается  у Платона. Он доказывал, что нельзя сводить все существующее только к материальным вещам, как это делали древнегреческие материалисты.

    Аристотель  сделал крупный шаг вперед в деле опровержения видимого деления мира на мир вещей и мир идей. Аристотель поставил во­прос об идеях в рамки теории познания. Он доказывал и подчеркивал, что идеи — это образы действительности, бытия. В бытии не существует никаких идей, бытие нельзя делить на две части. Что же существует в бытии? Какие основания имеет бытие для порождения идей? Отвечая на этот вопрос Аристотель выделил в бытии две его стороны: материю и форму. Материя — это то, что всегда сохраняется, что остается в вещах объективным, исходным строительным материалом. Форма — это то, что в вещах изменяется и что может быть перенято человеческой душой. Огромная заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории философии ввел в употребление категорию “материя” в ее абстрактно-логической форме. Аристотель во многом оказался ниже Демокрита, но в плане выработки категории “материя” он пошел дальше него. Аристотель уже не сводит свое представление об объективной реальности ни к воде, ни к огню, ни к атомам, ни к какому-либо конкретному виду вещества; он говорит о материи вообще. Отныне философы начинают говорить о материи вообще, не связывая это понятие с каким-то определенным видом материи.

    Свое  дальнейшее развитие понятие материи  получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить  внимание на философском аспекте  проблемы материи и направляли внимание, главным образом, на выявление ее физических свойств. Они понимали, что  материю нельзя отождествлять с  наблюдаемыми в природе конкретными  видами вещества. Однако, как и древним  материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом. К этому  времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествле­нию понятия материи с представлениями о веществе и его механическими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали относить тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др.

    Таким образом, метафизические материалисты в разработке понятия материи  хотя и пошли дальше древних философов, однако и они понимали материю  ограниченно, сводя ее, по существу, только к веществу. Кроме того, метафизические материалисты понятие материи относили лишь к природе и не распространили на понимание общественных явлений.

    Для материалистических философов XVII века “материя” была уже категорией, которая в своих основных и  существенных чертах совпадает с  нашим понятием материи: она была высокообобщенным отображением объективной  реальности, была категорией, которая  отображала всю объективную действительность.

    Начиная с XVI века материализм вновь расцвел, и прежде всего в Англии. В XVI и XVII веках этот материализм представлен именами Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка.

    В XVIII веке материализм получил дальнейшее развитие. Французские философы Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Кондильяк  преодолели многие недостатки английского  мате­риализма XVII века. Гольбаху принадлежит одно из классических определений материи: “ Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства”.

    В целом французские материалисты XVIII века, как и английские материалисты XVII века, не сумели еще выяснить, что  же отражается в общих понятиях, что в действительности служит аналогом этих общих понятий. Поэтому их материализм  оказался слабым перед всякого рода идеалистическими выступлениями против категории “материя”. Идеалисты первой половины XVIII века, Беркли и Юм, вполне соглашались с тем, что “общее и универсальное не принадлежит действительному. существованию вещей”. Следовательно, говорили они, и Локк и его последователи должны признать, что общее понятие “материя” есть ничто не отражающее понятие, есть чистый продукт человеческого воображения.

    Новый этап в развитии категории “материя”  начинается с применения К. Марксом  и Ф. Энгель­сом этой категории к области общественных явлений. Прежние материалисты рассмат­ривали материю лишь с одной стороны, лишь как источник образования сознания. Теперь же развитие материи надо было рассматривать не односторонне, не пассивно, а как активный двусторонний процесс; надо видеть, что не только материя творит сознание, но и сознание, в свою очередь, действует на материю. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Идеальное в практической жизни может специфически, по-своему, порождать материальное. Не только материальное превращается в идеальное, но и наоборот. Такова диалектика.

    Диалектика  понимания категории “материя”  состоит не в том, чтобы абсолютно  все существующее называть материей, и не в том, чтоб абсолютно всегда настаивать на противоположности материального и идеального. Эта диалектика состоит в том, чтобы видеть абсолютную противоположность категорий “материя” и “сознание” в пределах гносеологии. Таков результат применения категории “материя” к исследованию человека и его общественных отношений.

Современная  наука даёт следующее представление  о строении материи: любой материальный  объект имеет сложное строение,он уникален,не тождествен  другому  объекту.Каждое материальное образование  представляет собой единство вещества и поля, которые могут взаимно  превращаться друг в друга. Материю  можно разделить на 3 ур-ня:1)неживая  природа;2)живая;3)социальная материя.Неживая природа:микромир (элементарные частицы, физический вакуум, ядра атомов и сами атомы),макромир(газы, жидкости, твердые тела, объекты), мегамир (космические системы различной сложности).Самой сложной системой данного уровня является метагалактика.Согласно представлениям современной космологии, метагалактика возникла примерно 20 млрд. лет назад в результате Большого взрыва.Этот взрыв наука связывает с перестройками структуры физического вакуума.Эта теория в последнее время подвергнута критике.Взрыв имел место,но носил локальный характер и к образованию метагалактики никакого отношения не имел.В настоящее время метагалактика представляет собой систему взаимодействующих систем галактик:они удаляются друг от друга с большими скоростями (процесс разбиения галактик).Чем дальше они находятся, тем больше скорости. Современная наука допускает возможность возникновения и существования множества миров, таких как наша метагалакика. Их называют метагалактическими объектами.Живая природа:основные подуровни: внутриорганные соединения(белки, нуклиды, углеводы, организм в целом) и надорганизменные соединения(род, вид, биосфера, ландшафты, популяция).

Социальная материя и человеческое  общество:(человек, семья, классы, нации, государства, системы государств).

    Противоречивость  становления научного представления  и понятия о материи как  наиболее общем, всеобщем понятии не только философии, но и всех конкретных наук, обусловлена противоречивостью  становления самого человеческого  познания мира — восхождения от менее глубокого знания к более  глубокому знанию действительности, от познания сущности первого порядка  к познанию сущности второго порядка  и т. д. Оно показывает, что ни на ступени наивно-материалистического  мировоззрения, ни на ступени механического взгляда на мир, ни путем непосредственного наблюдения, ни на основе эмпирического исследования отдельных видов материи и составляющих их частей или элементов не возникло подлинно научного представления о материи и ее свойствах. Есте­ствоиспытатели не могли сделать это в силу исторической ограниченности предмета своего исследования, а философы — потому что, не имея достаточных естественнонаучных данных, не могли установить связь и отношение между качественно и количественно различными видами материи. Только с установлением универсальной взаимосвязи и взаимозависимости качественно и количественно различных видов материи и присущих им свойств, только с объяснением материальной природы всех процессов и явлений объективного мира могло сложиться и сложилось подлинно научное представление и понятие о материи .

Информация о работе Категория материи в истории философии